В. Волина «Этимологический словарь» Москва: Аст-Пресс, 2000
Т.П. Лакоценина «Необычные уроки в начальной школе» (часть 2) – Ростов - на – Дону, ЗАО «Книга», «Учитель», 2008
Ход урока
Формирование психологического настроя на предстоящий урок.
-Послушайте притчу.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- Ребята, сегодня вам предстоит открывать новые знания. Всё в ваших руках.
Минутка чистописания и словарная работа.
- Запишите безударную гласную в слове «малина» (а)
……………………………………. в слове «горох» (о)
……………………………………. в слове «месяц» (я)
…………………………………… в слове «тарелка» (а)
…………………………………… в 1-м слоге слова «помидор» (о)
……………………………………. Во 2-м слоге слова «земляника» (я)
Слайд №1 а о я а о я
Поднимите красную карточку те, у кого всё правильно
-Что общее в написании букв вы заметили? Допишите строчку до конца.
Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
-Ребята, любите ли вы отгадывать загадки?
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова. (коза)
По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (овца)
Пятак есть, а ничего не купит. (свинья)
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке – кур посчитать. (лиса)
Слайд №2 К[А]ЗА [А]ВЦА СВ[И]НЬЯ Л[И]СА
-Какое слово лишнее? Почему? Что вы знаете о лисе? А знаете почему её назвали лисой да ещё и Патрикеевной? ( работа с «Этимологическим словарём»)
-Какие дом. животные есть у вас? Как вы ухаживаете за ними?
Помните: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Вернёмся к нашим словам.
-Что интересного в записи слов? Какие звуки не обозначены буквами? (Ударные или безударные?)
Д е т и. Не обозначены буквами безударные гласные звуки.
- Почему? Объясните.
Д е т и. Это «опасные места», произношение часто не совпадает с написанием.
-Прочитайте еще раз слова. В какой части слова находятся безударные гласные звуки? ( в корне)
-Сформулируйте тему нашего урока.
Сообщение темы урока
-На какие вопросы нам предстоит ответить?
Решение проблемы. Выведение алгоритма.
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные гласные?
Д е т и. Нужно сначала проверить их.
- Давайте постараемся определить последовательность действий.
-Возьмем слово К[А]ЗА На слайде:
Что нужно сделать в первую очередь?
Как понять, какой звук безударный?
Д е т и. Поставить ударение. 1. Поставлю ударение.
-Как понять, в какой части слова
находится безударный гласный звук?
Д е т и. Выделить корень слова. 2. Выделю корень.
-Что нужно сделать дальше?
Д е т и. Подобрать проверочное слово. 3. Подберу проверочное слово.
-Какое слово является проверочным?
Д е т и. Однокоренное или форма слова, главное,
чтобы безударный звук в этом слове стал ударным.
-И только после этого пишем гласную. 4. Напишу гласную.
Давайте проверим наши предположения с теми, что даны в учебнике
(работа с правилом)
- Вернемся к словам (на слайде). Запишем их, проверяя по алгоритму.
Образец на доске оформляется учеником под руководством учителя
-Что мы упустили в нашем алгоритме?
Д е т и. Что нужно обозначить орфограмму. 5. Обозначу орфограмму.
VI .Физкультминутка
Мы вошли в волшебный лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали……
VII. Первичное закрепление ( работа по учебнику )
с. 101, упр. 233
VIII. Творческая работа (работа в парах)
-А сейчас, ребята, возьмите белые полоски. Хотите стать поэтами? Пожалуйста, расположите строчки так, чтобы получилось четверостишье об этом лесном жителе.