Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности, постановка цели урока Изучение нового материала. Физкульминутка. Гимнастика для глаз. Продолжение работы по теме урока. Первичное закрепление нового материала Итог урока Рефлексия учебной деятельности на уроке Домашнее задание | - Сегодня мы продолжим работу по теме «Состав слова». - Послушайте стихотворение и отгадайте загадку: - Слово делится на части. Ах, какое это счастье. Может каждый грамотей делать слово из частей. На конце любого слова окончанье ищет Вова. Изменяемая часть с другим словом держит связь. Окончанье он найдет, его в рамочку возьмет. Перед корнем есть приставка. Слитно пишется она. И при помощи приставки Образуются слова. -О какой части слова мы не услышали в стихотворении? Мы сегодня поговорим подробнее о суффиксах. -Что же мы уже знаем о суффиксах? Работа с презентацией 1)Выберите верное выражение: -суффикс-это… (слайд 4) -суффикс служит … (слайд5) -суффикс стоит… (слайд6) 2) На какие группы можно разделить данные части слов: (очк,еньк.,за,очк,чик,ик,ек,на,под,пере,по,ость,про) Оставьте только суффиксы. (слайд 7) *Пробное действие -Запишите данные слова , вставляя пропущенные буквы: Смел..сть Бел…нький Ваз…чка Ключ…к (слайд8) Замоч…к -В какой части слова пропущены буквы, объясните орфограммы. -Какие слова вызвали затруднения? Почему возникло затруднение? (слайд9) - В чём особенность этих слов? (слайд10) -Сформулируйте тему урока (слайд11) -Итак, чему мы научимся сегодня на уроке? Поставим цели, используя слова-помощники: -Узнаем….. (когда пишется суффикс –ек, -ик) -Научимся …(правильно писать слова с этими суффиксами) -Закрепим…(свои знания и умения)(слайд 12) 1)Итак, мы не знаем, как правильно написать слова «ключик», «замочек». Витя Перестукин ,герой мультфильма «В стране невыученных уроков»,когда попал в эту сказочную страну, столкнулся с несговорчивой стражей . И прежде чем пройти, должен был правильно вставить пропущенные орфограммы. И тоже оказался перед выбором.(слайд13-14) Попробуем выяснить, как правильно написать данные слова. *Приём «Мозговой штурм» Парная работа (слайд15-16) Карточка №1 Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. Есть арбузик – нет арбузика Есть бантик – нет бантика Есть барашек – нет барашка Есть чулочек– нет чулочка. Карточка №2 Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. билетик (нет) орешка садик (нет) пенёчка орешек (нет) садика пенёчек (нет) билетика -Выслушаем выводы по данной работе 2)-Теперь можно сформулировать правила правописания: - суффикс –ек пишется …(слайд17) - суффикс –ик пишется ….(слайд18) 3)-Сформулируйте образец рассуждения на примере слова «Ключик» (слайд19) 4)- Определим порядок рассуждения (алгоритм) (слайд 20) 1.Изменим форму слова (нет). 2. Смотрим на гласную в суффиксе. 3. Если сохранилась, то пишем - ик. Если исчезла, то пишем - ек. 5)- Мы сами сформулировали правило и образец рассуждения. Как выяснить, правы мы или нет? 6) Работа с учебником (слайд 21) Теперь можно помочь Вите Перестукину и с помощью ключика открыть замочек. (слайд 22) Организует просмотр слайдов (слайд 23) - Спишите слова, рядом напишите проверочное слово. Устно объясните выбор суффикса.(слайд 24) мячик -нет мячика кармашек -нет кармашка горошек -нет горошка кузнечик -нет кузнечика -Устно представьте всю цепочку своего рассуждения . Самостоятельная работа: -Списать , вставляя пропущенные буквы(слайд 25) -самопроверка по образцу Платоч…к , стол…к,. листоч…к, билет…к , песоч…к, зуб…к Учитель организует проведение физкультминутки. Работа по учебнику. С. 127 упр. 245 (устно) Правило правописания суффикса –ок с. 127 Упр. 246, записать только образованные слова. Взаимопроверка по образцу. -Вставьте суффиксы –ек -ик , устно применяя правило правописания (слайд26) -взаимопроверка по образцу Кружоч..к Винт..к Пароход..к Сыноч..к Меш…к Звоноч..к Корабл..к Пирож…к Годоч..к Билет..к Голубоч..к Рож…к Пакет…к Комоч…к - Подведём итоги урока (слайд 27) - Достигли мы поставленных целей? - Что узнали? - Чему научились? - Как закрепили? - Можем мы сказать, что цели нашего урока достигнуты? Выберите высказывание, которое оценивает вашу работу на уроке и нарисуйте на полях нужный смайлик. (слайд 28) Мне было легко… Я пока затрудняюсь… Я понял, мне необходимо поработать над темой… Правило стр.125 упр.243 (слайд29) | -суффикс Выбирают правильные ответы -часть слова -для образования новых слов -после корня Приставки и суффиксы Очк, еньк, ость,чик, ик, ек Записывают слова в тетрадь ,вставляя пропущенные буквы Отвечают на вопросы: В словах ключик, замочек возникло затруднение, так как мы не знаем правила правописания этих суффиксов Многозначные слова Учащиеся формулируют тему Под руководством учителя учащиеся ставят цели урока Каждой паре предлагается выполнить работу на карточках, свои выводы представить классу. Опираясь на свои выводы, с помощью учителя учащиеся формулируют правила : -если при изменении формы слова гласная исчезает. -если при изменении формы слова гласная остаётся. Учащиеся применяют данное правило к слову «ключик» Под руководством учителя определяют алгоритм рассуждения Прочитать правило в учебнике. Правило-стр.125 Работа со словом «замочек» Учащиеся списывают с экрана слова с суффиксами –ек ,-ик., рядом записывают проверочное слово. Учащиеся подробно объясняют написание суффиксов -ек -ик в данных словах. Учащиеся самостоятельно выполняют работу, затем сверяют с образцом Выполняют упражнения согласно инструкции учителя. Учащиеся самостоятельно выполняют работу, затем меняются тетрадями и проводят взаимопроверку. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся выбирают свой вариант высказывания и рисуют смайлик. Учащиеся выслушивают комментарий учителя, записывают домашнее задание в дневник. | Познавательные УУД: учатся искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учител.я Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи. Коммуникативные УУД: учатся слушать, определяют общую цель и пути её достижения. Регулятивные УУД: учатся совместно с учителем определять тему и цели урока Познавательные УУД: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи; Коммуникативные УУД: учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные УУД: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания. Регулятивные УУД: учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи; Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, оценивать работу других Познавательные УУД: выполнение действий по образцу; Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, оценивать работу других Познавательные УУД: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Коммуникативные УУД: учатся строить монологичное высказывание Регулятивные УУД: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; Познавательные УУД: учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные УУД: учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. |