kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание слов с разделительным мягким знаком

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка знакомит учащихся с правописанием слов с разделительным мягким знаком

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с разделительным мягким знаком»


ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С РАЗДеЛИТеЛЬНЫМ Ь

Цели и задачи: формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову; развивать умение слышать звучащее слово; повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный мягкий знак.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

Учитель. Я буду диктовать слова во множественном числе, а вы записываете их в единственном числе. Если я диктую слово медведи, что запишете вы?

Дети. Медведь.

Учитель. Всем понятно? Работаем внимательно.

Учитель диктует:

лоси, окуни, словари, дни, двери, сети, тетради.

Учитель. Что общего у этих слов?

Дети. Мягкий знак на конце.

Учитель. Какую работу выполняет в этих словах мягкий знак?

Дети. Обозначает мягкость согласных на письме.

III. Проблемная ситуация.

Учитель. А теперь я буду диктовать слова в единственном числе, а вам нужно записать их во множественном числе.

Одного ученика учитель вызывает к доске.

Первое слово стул ...

У детей возникает затруднение, как писать слово стулья.

Учитель. Как нужно писать слово?

Дети обсуждают.

Дети. С разделительным мягким знаком – стулья.

Учитель диктует дальше:

перо, дерево, ручей, соловей.

Дети пишут:

перья, деревья, ручьи, соловьи.

Учитель. А почему эти слова пишутся с разделительным мягким знаком?

Дети затрудняются ответить.

IV. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока сами. Что нам нужно сделать? Что вспомнить?

Дети формулируют цели.

V. Наблюдение над словами с разделительным мягким знаком.

1. Звуко-буквенный анализ слов.

Учитель. Давайте вспомним, зачем нам нужен мягкий знак. В чем заключается его работа? Для этого понаблюдаем над словами с разделительным мягким знаком. Мягкий знак обозначает какой-нибудь звук?

Дети. Нет, это беззвучная буква.

Учитель. Понаблюдаем за звуковой стороной слов, в которых пишется разделительный мягкий знак. Запишем транскрипции слов вьюга и стулья.

Коллективная работа.

Дети последовательно выделяют каждый звук, на доске учитель записывает транскрипции:

[в’й’уга], [стул’й’а].

Учитель. Теперь обозначим звуки буквами. Звук [в’].

Дети. Буквой в.

Учитель. Какой буквой обозначим звуки [йу]?

Дети. Буквой ю.

Учитель. Дальше объясняйте сами.

Дети. Звук [г] обозначаем буквой г, звук [а] – буквой а.

Запись на доске:

[вйуга]

в ю га

Аналогично разбирается слово стулья.

Учитель. Прочитайте буквенную запись. Что получается?

Дети. Вюга и стуля.

Учитель. Без разделительного мягкого знака ю и я становятся мягкими командирами и сливаются с согласными. Пропадает звук [й’]. Какой сделаем вывод? Что разделяет разделительный мягкий знак? Перед какими буквами пишется?

Дети формулируют вывод.

Вывод: разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед буквами е, ё, ю, я, и. Он разделяет два согласных звука, один из которых [й’] спрятан в буквах е, ё, ю, я.

2. Чтение правила (с. 118).

Учитель. Сравните свои выводы и правило. Повторите правило. Какая орфограмма? Как ее подчеркиваем?

Приведите примеры.

VI. Закрепление.

1. Упр. 201 (с. 118).

Учитель. Прочитайте слова. Почему слова записаны столбиками?

Дети. Слова каждого столбика – однокоренные.

Учитель. Что общего у всех слов? Какая орфограмма?

Дети. «Разделительный мягкий знак».

Учитель. Выпишите из каждого столбика по одному слову, на выбор. Обозначьте орфограмму.

2. Упр. 202, с. 119 (выполняется по заданию).

Коллективно разбирается в учебнике, а затем дети списывают.

VII. Итог урока.

Учитель. Какое правило мы сегодня повторили? Когда мы пишем разделительный мягкий знак?

Домашнее задание: упр. 191, с. 83 (дидактический материал).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Правописание слов с разделительным мягким знаком

Автор: Волошенко Любовь Семёновна

Дата: 10.05.2021

Номер свидетельства: 580133

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Кроссворд для закрепления правописания слов с мягким знаком в конце и в середине слова."
    ["seo_title"] => string(80) "krossvord_dlia_zakrepleniia_pravopisaniia_slov_s_miagkim_znakom_v_kontse_i_v_ser"
    ["file_id"] => string(6) "616210"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1667075039"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок русского языка по теме "Правописание слов с мягким знаком""
    ["seo_title"] => string(68) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-miaghkim-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "311925"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459265491"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конкпект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительным мягким знаком", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(96) "konkpiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-miaghkim-znakom-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "139551"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417751624"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "«Правописание слов с разделительным мягким знаком» "
    ["seo_title"] => string(53) "pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-miaghkim-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "149345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420139650"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "разделительный мягкий знак "
    ["seo_title"] => string(32) "razdielitiel-nyi-miaghkii-znak-1"
    ["file_id"] => string(6) "143563"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418559422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства