Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с разделительным мягким знаком»
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С РАЗДеЛИТеЛЬНЫМ Ь
Цели и задачи: формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову; развивать умение слышать звучащее слово; повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный мягкий знак.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
Учитель. Я буду диктовать слова во множественном числе, а вы записываете их в единственном числе. Если я диктую слово медведи, что запишете вы?
Дети. Медведь.
Учитель. Всем понятно? Работаем внимательно.
Учитель диктует:
лоси, окуни, словари, дни, двери, сети, тетради.
Учитель. Что общего у этих слов?
Дети. Мягкий знак на конце.
Учитель. Какую работу выполняет в этих словах мягкий знак?
Дети. Обозначает мягкость согласных на письме.
III. Проблемная ситуация.
Учитель. А теперь я буду диктовать слова в единственном числе, а вам нужно записать их во множественном числе.
Одного ученика учитель вызывает к доске.
Первое слово стул ...
У детей возникает затруднение, как писать слово стулья.
Учитель. Как нужно писать слово?
Дети обсуждают.
Дети. С разделительным мягким знаком – стулья.
Учитель диктует дальше:
перо, дерево, ручей, соловей.
Дети пишут:
перья, деревья, ручьи, соловьи.
Учитель. А почему эти слова пишутся с разделительным мягким знаком?
Дети затрудняются ответить.
IV. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока сами. Что нам нужно сделать? Что вспомнить?
Дети формулируют цели.
V. Наблюдение над словами с разделительным мягким знаком.
1. Звуко-буквенный анализ слов.
Учитель. Давайте вспомним, зачем нам нужен мягкий знак. В чем заключается его работа? Для этого понаблюдаем над словами с разделительным мягким знаком. Мягкий знак обозначает какой-нибудь звук?
Дети. Нет, это беззвучная буква.
Учитель. Понаблюдаем за звуковой стороной слов, в которых пишется разделительный мягкий знак. Запишем транскрипции слов вьюга и стулья.
Коллективная работа.
Дети последовательно выделяют каждый звук, на доске учитель записывает транскрипции:
[в’й’уга], [стул’й’а].
Учитель. Теперь обозначим звуки буквами. Звук [в’].
Дети. Буквой в.
Учитель. Какой буквой обозначим звуки [й’у]?
Дети. Буквой ю.
Учитель. Дальше объясняйте сами.
Дети. Звук [г] обозначаем буквой г, звук [а] – буквой а.
Запись на доске:
[в’й’уга]
в ю га
Аналогично разбирается слово стулья.
Учитель. Прочитайте буквенную запись. Что получается?
Дети. Вюга и стуля.
Учитель. Без разделительного мягкого знака ю и я становятся мягкими командирами и сливаются с согласными. Пропадает звук [й’]. Какой сделаем вывод? Что разделяет разделительный мягкий знак? Перед какими буквами пишется?
Дети формулируют вывод.
Вывод: разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед буквами е, ё, ю, я, и. Он разделяет два согласных звука, один из которых [й’] спрятан в буквах е, ё, ю, я.
2. Чтение правила (с. 118).
Учитель. Сравните свои выводы и правило. Повторите правило. Какая орфограмма? Как ее подчеркиваем?
Приведите примеры.
VI. Закрепление.
1. Упр. 201 (с. 118).
Учитель. Прочитайте слова. Почему слова записаны столбиками?
Дети. Слова каждого столбика – однокоренные.
Учитель. Что общего у всех слов? Какая орфограмма?
Дети. «Разделительный мягкий знак».
Учитель. Выпишите из каждого столбика по одному слову, на выбор. Обозначьте орфограмму.
2. Упр. 202, с. 119 (выполняется по заданию).
Коллективно разбирается в учебнике, а затем дети списывают.
VII. Итог урока.
Учитель. Какое правило мы сегодня повторили? Когда мы пишем разделительный мягкий знак?
Домашнее задание: упр. 191, с. 83 (дидактический материал).