Нужно найти и выделить орфограммы: (звонкие глухие согласные звуки, мягкий знак, показатель мягкости согласного, разделительный мягкий знак).
Выполнить звуко-буквенный анализ слова:
Хлопьями (хлоп`й`им`и).
Запишите слова с буквой ь, обозначающие:
- дни недели (понедельник, воскресенье);
- название кустарника (сирень);
- название морского животного (дельфин).
2. Самоопределение к деятельности.
Может ли буква ь обозначать звук? (Нет)
А для чего ь знак употребляется на письме? (Указывает на мягкость согласных звуков, показатель мягкости).
3. Формулирование темы урока.
Послушайте загадку. Отгадка на нее и будет темой урока.
Живет в стране Грамматика очень веселый волшебник.
Без него не написать:30, 20, 10, 5.
Почему у дома угол превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал?...(Мягкий знак).
4. Тема урока: Мягкий знак – показатель мягкости согласных и разделительным мягким знаком. Разграничение слов с мягким знаком показателем мягкости согласного и разделительным мягким знаком.
5. Развитие учебно-языковых, речевых и правописных умений.
Работа по учебнику:
Упр. 201 (стр. 132)
(По заданию. Двое учащихся работают у доски).
Посчитайте количество букв и звуков в слове вьюнок из первого столбика и пеньки из второго столбика.
Сделайте вывод: (Количество букв в этих словах одинаковое, а количество звуков различается, так как мягкий знак звука не обозначает, но в слове вьюнок он стоит перед гласной ю, которая обозначает два звука.)
Самопроверка по шкале.
6. Физминутка.
Работа по учебнику:
Упр. 202 (стр. 133)
Прочитайте задание.
Запишите пословицу, в которой есть слово с разделительным мягким знаком. (Маленькое дело лучше большого безделья.)
Объясните смысл данной пословицы. В какой ситуации мы можем ее употребить?
Работа с карточками. (Взаимопроверка).
7. Рефлексия.
Упр. 203 (стр. 133)
(По заданию. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью смайликов.)
8. Подведение итогов урока.
Когда пишется разделительный мягкий знак, а когда мягкий знак – показатель мягкости согласных?