Просмотр содержимого документа
««Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»»
Конспект урока по теме: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»
Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»
Цель: формировать умения УУД: ставить перед собой задачу при написании слов определять пути решения в соответствии с правилом.
Предметные:
формировать умение видеть орфограмму;
уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
развивать орфографическую зоркость;
Метапредметные:
развивать внимание, мышление, речь;
уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
уметь контролировать и корректировать свою работу;
Коммуникативные:
уметь строить работу с партнёрами;
уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
Личностные:
уметь оценить свою работу и работу товарища;
уметь находить причину успеха работы.
Тип урока: урок открытия нового знания Оборудование:
схема с основными вопросами урока;
алгоритм проверки парной согласной;
карточки с заданиями;
сигнальные карточки;
карточки для самооценки.
Ход урока
Мобилизующий этап.
Цель: мотивировать к учебной деятельности Прозвенел для нас звонок - Начинается урок. К нам без опоздания Приходи, старание. Помоги нам потрудиться: Мы пришли сюда учиться. - На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка) -Какое значение у слова « старание»? (Работа с толковым словарем) - Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Путешествовать будем на нашем любимом паровозике.
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемных действиях. Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.
Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
Орфографическая зарядка. - Итак, в путь. - Остановка в городе Слов. - Жители этого города предлагают провести орфографическую минутку. Указка, страна, берёза, флаг, пальто, озеро. -Разделите слова на группы.(1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 – с парной согласной, 3 - слова с непроверяемой безударной гласной). Постановка проблемы урока - Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.) - Все ли написали правильно эти слова? -Как вы считаете, почему мы допустили ошибки? Чего мы не знаем?(написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).
Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова). -Какие цели поставите перед собой? (научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова). - В течение урока мы ответим на вопросы: Что Где надо проверять? Как Чем
3. Выявление места и причин затруднения. Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения. Работа в группах. Тетра.., арбу…, сне…, сапог…, гри.., сле… Вывод. - Встаньте те, у кого нет ошибок. - Что вы делали для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне? Правило. Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построить проект выхода из затруднений. На доске образец написания слов с парной согласной. ГРИБ ГОЛУБКА ЗУБ ЗАКЛАДКА ГЛАЗ РЕДКИЙ - Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? - Как называется эта орфограмма? (парная согласная в конце слова). -Давайте составим схему слов к первому столбику.
Пар.сог.
-Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.) -Давайте составим схему слов ко второму столбику.
Пар.сог.
-Что общего у слов первого и второго столбика?(При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.) - Давайте подумаем, как проверить парную согласную в корне, на конце слова? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять.Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.) Вывод: -Ответим на вопросы: - Что надо проверять? (парную согласную в корне, на конце слова) -Где надо проверять? (в корне, на конце слова) -Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова) - Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять.Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.) Что б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с Где надо проверять? в корне, на конце слова Как подбирать однок. слова, изменение формы сл. Чем после согласного слышался гласный звук Физминутка. - Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья. Во время медицинского осмотра в нашем классе было обнаружено, что у некоторых ребят есть нарушение осанки. Нам были рекомендованы специальные упражнения. Давайте, выполним их не под счёт, а под произношение парных согласных звуков. Называете твёрдые парные согласные звуки и выполняете круговые движения плечами вперёд. Называете мягкие парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад. Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах.
5. Реализация построенного проекта. Цель: реализовать проект. - Продолжаем наше путешествие. Я хочу рассказать вам сказку. Спор согласных. - В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор. - В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные. - Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие. Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки. - Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные. Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила. И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО. - Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО? Правило-вывод. Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н). -Вспомним алгоритм проверки парной согласной. Алгоритм
Прочитать слово
Выделить корень
Определить парную согласную
Подобрать проверочное слово
- Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова. -Давайте проверим наши знания с эталоном в учебнике. - Сейчас вернёмся к самостоятельной орфографической минутке, исправим и докажем ошибки, используя разные способы: эталон в учебнике, алгоритм.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.. - Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова. - Жители этого города предлагают нам поупражняться в подборе проверочных слов.- Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать. 1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз). 2. Всё перетрут терпение и … (труд). 3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг). 4. Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином! (Автобус)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритму). Цель: организовать самопроверку по эталону. Работа в группах. - А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово(приложение №1). Проверка (зачитывает каждая группа с проговариванием цели задания).
8.Включение в систему знаний и повторений. Цель: научить использовать новые знания в системе изученных раннее знаний.
Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание. Игра «Будь внимательным» -Я буду называть слова с парной согласной в корне, на конце слова, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово. Мёд, чиж, замазка, улыбка, Морозко, загадка, ложка, травка, узкий, слёзки.
Самостоятельная работа. Исправить ошибки. Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки, лёгкие сапожки. блискийдрук . - Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.) - Где находится парная согласная? (В середине слова.) - Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.) Работа с текстом. - Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Речь. - Жители этого города составили для вас текст. - Можно ли это назвать текстом? (Нет, так как предложения переставлены местами.) - А может это просто отдельные предложения? (Нет, так как предложения объединены одной темой.) - Переставьте предложения местами так, чтобы получился текст. Лёд стал крепким. Был сильный мороз. Пруд замёрз. - Озаглавьте текст. (Зимой. Пруд зимой.) - Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока. - Какой частью речи они являются? - Назовите предложение, где парная в слабой позиции находится в середине слова. - Запишите это предложение под диктовку.
9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. - Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо потрудились на уроке. - С чем вы сегодня познакомились? - Вернёмся к целям нашего урока? - Почему мы достигли поставленных целей? - А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни?