kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне". Составлен для 2 класса по программе "Школа России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»

Предмет: русский язык (УМК «Школа России»)

Класс: 2 класс

Тема урока: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Дидактическая цель:

-формирование умения видеть и проверять безударные гласные звуки в корне слова;

- формирование умения видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными;

-развивать умение точно отвечать на вопросы

-развивать устную и письменную речи учеников;

-развивать внимание, монологическую и диалогическую речи учеников, фонематический слух.

Задачи:

  1. Предметные:

- организация деятельности по упражнению в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения;

- развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;

- развитие навыков оценки и взаимооценки правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения, навыков самоанализа и взаимоанализа успешности участия в диалоге.

2. Метапредметные:

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; учителем.

- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные:

- освоение способов работы с учебной книгой;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

Коммуникативные:

- освоение и активное использование речевых средств для решения задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли,

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: видеть и проверять безударные гласные в корне слова; видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова;

Коммуникативные УУД: учатся оценивать самого себя

Регулятивные УУД: учатся ставить цель для работы на уроке, делать выводы контролировать и оценивать учебные действия; выделять и осознавать то, что усвоено и то, что ещё нужно усвоить

Личностные УУД: учатся ставить для себя цели урока, определять границы своего знания и незнания. Оборудование: - учебник «Русский язык 2 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

- мультимедийный проектор, учительский компьютер, экран, презентация

- орфографический словарь школьника

- карточки

- снежинки с буквами

- для рефлексии таблица



ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок

б) Психологический настрой.

- Начнём его с разминки, с помощью которой настроимся на активную и

плодотворную работу:

- Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

- Если вы любите свою школу, похлопайте в ладоши.

- Если хотите получить удовольствие от урока – прошу вас быть моими

активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать громко и

полными ответами.

-Я думаю, что этот урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.


Пальчиковая гимнастика

Снег руками собирали, 
Наши пальчики устали.
Мы их будем растирать, 
Мы их будем согревать. 

(Энергично сжимают и разжи­мают пальцы обеих рук. Энергично потирают ладонь о ладонь. Делают массирующие движения пальцами.)


- Открываем тетради, записываем в тетради дату 16 ноября, классная работа

4. Минутка чистописания.

- Какое сейчас время года? Что скоро наступит? (зима)

- Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга, и др).

- Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки

- Что вы заметили?

- они с буквами

-Какой раздел учебника мы с вами сейчас изучаем?

-Звуки и буквы

-На какие 2 большие группы делятся звуки?

-гласные, согласные

- К какой группе относятся буквы на снежинках?

- гласные е ё ю я у

- Найдите лишнюю букву - у

- Почему она лишняя?

- е ё ю я обозначают 2 звука

- Давайте эти гласные как будто свяжем одной ниточкой и, как мороз на окне, в тетрадях составим узор из букв. Записываю на доске образец.

Эти буквы будем писать на чистописании.



Посадка при письме.

Руки? На месте! Ноги? На месте!

Локти? У края! Спина? Прямая!

- Спинка прямая, локти у края, тетрадь уголком.

- Записываем в тетради всю строку.

5. Словарная работа

- Записываем в тетради слово Словарь: СЛАЙД

- Прочтите слова

- б..рёза, п..льто, р...бота, с..рока, з..ма, т..традь .

-Найдите лишнее слово ( все слова словарные, кроме слова "зима", гласную и в слове "зима" можно проверить).

– Какая орфограмма пропущена в слове "зима"? 

- Безударная гласная в корне

- Раз можно ее проверить, она называется ПРОВЕРЯЕМАЯ  (На доску вывешивается карточка)

Слово "ЗИМА" будем записывать? - нет, оно не словарное


СЛАЙД

В слове "ЗИМА"

- Что надо проверять? 

Гласную   и

- Ответим на второй вопрос:

Где надо проверять?

-  В корне слова ЗИМ

- Ответим на третий вопрос:

Как надо проверять? 

- Надо изменить или подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне. ЗИМЫ

- Ответим на четвёртый вопрос:

-Чем надо проверять? 

-Проверяем ударением ЗИМЫ



Если гласная у вас вызвала сомнение, Обязательно её ставь под ударение”.

– Написание каких слов вы затрудняетесь проверить?  б..рёза, п..льто, р...бота, с..рока, р..сунок.

– Как называются орфограммы, которые не проверяются? НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ  (На доску вывешивается карточка)


- Запишите в тетрадь непроверяемые слова, вставьте буквы, поставьте ударение, подчеркните

ту букву, которую нужно запомнить.


ВЫПОЛНЕНИЕ ВЗАИМОПРОВЕРКИ


- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте слова, исправьте ошибки простым

карандашом.

СЛАЙД Оцените: без ошибок - "5", 1 ошибка - "4", 2 ошибки - "3" , 3 и более ошибок - "2"



Постановка учебной задачи.

-Что же можно сказать о написании безударных гласных звуках в словарных словах? (они не проверяются ударением)

-Что же делать, если такие слова встретились? Что поможет нам их правильно написать? (словарь)

- Как называются слова, в которых есть безударный гласный непроверяемый ударением? (словарные)

Вот мы и подошли к теме урока. Кто сформулирует тему?

(Написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова) СЛАЙД

- Какую цель поставим перед собой? (Тренироваться правильно писать слова с непроверяемыми безударными гласными)

Работа над предложением.

СЛАЙД (На экране иллюстрация, на которой дети лепят снеговика.)

-Рассмотрите картинку. Что изображено? Какое время года у нас наступает?

-Ребята, составьте предложение по этой иллюстрации.

Ученики предлагают разные предложения, останавливаемся на предложении «Ребята слепили снеговика.»

СЛАЙД На экране появляется : Р.бята сл.пили сн.говика.

-Какие орфограммы пропущены в предложении? (безударные гласные)

- В этом предложении всЕ безударные гласные в корне можно проверить?

- Снеговик - проверим снег, слепили - проверим лепят, в слове «ребята» нельзя проверить «е», это словарное слово, его надо запомнить.

- Запишем в тетради предложение. ( Ученик у доски) СЛАЙД

- Выделяем в словах корни, ставим ударение, подчеркиваем безударные гласные

- Ребята, мы с вами пришли к выводу что, не все безударные гласные в корне можно проверить. Как же всё-таки правильно выбрать букву в словах с непроверяемыми безударными гласными?

ПОСМОТРЕТЬ В СЛОВАРЕ (На доске вывешивается карточка)

– Верно, существуют орфографические словари.( показываю словари) Именно по ним мы проверяем орфограммы, в них мы можем справиться о правописании слов, но словари не всегда бывают под рукой.

– Что делать? ЗАПОМНИТЬ  (На доске вывешивается карточка)

– Слов с непроверяемой орфограммой много. Эти слова называют еще "словами с секретом". Как думаете, в чем их секрет? ( Их нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить или проверить по словарю)



ФИЗМИНУТКА

Мы  зимой в снежки играем.         (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем.              (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим.                  (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи

руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим.    (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы.                (соответствующие движения)   
Гостью-зиму любим мы.               (развести руки в поклоне и поставить на пояс)



Работа со словарем

а) Я вам прочту стихотворение о зиме И. Бунина. Вы внимательно послушайте и постарайтесь подобрать слова, которые у вас ассоциируются с зимой


Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса. 

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло. 

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- О каком времени года оно?

- Раз стихотворение о зиме, то какие слова вам сразу приходят на ум, ассоциируются, когда слышим слово “Зима”? СЛАЙД

(холод, стужа, мороз, снег, вьюга, метель, лыжи, коньки, санки, белая, новый год, подарки, горка)

- Поработаем с орфографическим словарём. Выберем слово "коньки"

В слове «КОНЬКИ» какую безударную гласную надо писать?

- Как быстро найти это слово в словаре? -Какой секрет надо знать, чтобы найти слово в словаре? Как слова расположены в словарях? ( Все слова записаны в словаре в алфавитном порядке.)

-Значит, знание алфавита поможет справиться с задачей быстрее. (Находят в словарях слово "коньки")

- Какая безударная гласная пишется в слове?

Записываем слово КОНЬКИ, ставим ударение подчеркиваем безуд.гласную

- Значит, что нам делать, если мы забыли или не знаем, как пишется слово – какая книга вам подскажет? (Орфографический словарь)


б) Отгадайте "зимнюю" загадку



Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой - вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.



- Найдем в словаре слово ДЕКАБРЬ. Запишем в тетрадь. Какую гласную нужно запомнить?


Работа с учебником


Стр. 104 упр.163

- Запишите "Упражнение 163"

Работа по вариантам под руководством учителя.

- Слова распределены по группам (в рамочках - 4 шт.). Прочитайте и подумайте, по какому признаку их так распределили? Теперь нам нужно вставить буквы (все слова вам знакомы) и записать слова в алфавитном порядке, записываем в строчку, первое слово с заглавной буквы.

4 рамочки-группы и у нас 4 варианта (делю на варианты)

Проверим работу, смотрим на экран. СЛАЙД

Работа с текстом. СЛАЙД



- Прочитайте текст. Назовите устно из текста только слова с непроверяемыми безударными гласными (словарные слова).

Пришла зима. На улице сильный мороз. Дует северный ветер. Вот закружились в воздухе снежинки. Ребята вышли во двор. Они взяли лопату, чтобы разгребать снег.



Итог урока.

– Назовите тему нашего сегодняшнего урока. (Непроверяемые безударные гласные)

– Как правильно выбрать непроверяемую безударную гласную в слове? (Необходимо посмотреть в словаре или запомнить, как оно пишется)

Оценивание.

Я сегодня ставлю много хороших оценок……

Домашнее задание (на выбор) СЛАЙД

а) с. 105 упр. 167

б) Составить 3 предложения, используя словарные слова.

РЕФЛЕКСИЯ

Урок наш подходит к концу. В заключении прочитаем стихотворение. ( читают 3 ученика)

Есть волшебная страна, 
Что распахнута пред вами, 
Та, которая словами
Как людьми населена.

Правит ими Государь 
По прозванию Словарь, 
И относится он к ним, 
Словно к подданным своим. 

Утверждать ему не ново, 
Как писать какое слово, 
Как писать и как читать, 
Как с другими сочетать.

- Что мы должны еще сегодня сделать? СЛАЙД

Это оценить работу на уроке с помощью тест-таблицы

по рефлексии. Необходимо выбрать подходящий ответ и поставить возле него галочку:

$11.     На уроке я работал

Активно / пассивно

$12.     Своей работой на уроке

Доволен / не доволен

$13.     Урок для меня показался

Коротким / длинным

$14.     За урок я

Не устал / устал

$15.     Мое настроение

Стало лучше / стало хуже

$16.     Материал урока мне был

Понятен / не понятен

Интересен / скучен

Легким / трудным

$17.     Домашнее задание

Интересно / не интересно



Русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

В заключении урока давайте улыбнёмся друг другу.

-Урок наш закончен. Все молодцы! Огромное спасибо за работу и за сотрудничество!













































е ё я у ю



е ё я у ю





е ё я у ю



е ё я у ю






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

Автор: Анна Евгеньевна Мякотина

Дата: 21.06.2023

Номер свидетельства: 634174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по теме "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokapotiemiepravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "255998"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448031566"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне. "
    ["seo_title"] => string(64) "uprazhnieniia-v-napisanii-slov-s-biezudarnymi-ghlasnymi-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "111920"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408061334"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Технологическая карта урока русского языка на тему: "Правописание слов с безударными гласными в корне""
    ["seo_title"] => string(112) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-slov-s-biezudarnymi-ghlasnymi-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "266885"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450266970"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне."
    ["seo_title"] => string(72) "pravopisanie_slov_s_neproveriaemymi_bezudarnymi_glasnymi_zvukami_v_korne"
    ["file_id"] => string(6) "596371"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1640620274"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Технологическая карта урока русского языка на тему: "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_na_temu_pravopisanie_slov_s_nepro"
    ["file_id"] => string(6) "492842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545816468"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства