Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»
Предмет: русский язык (УМК «Школа России»)
Класс: 2 класс
Тема урока: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
Тип урока:урок открытия новых знаний
Дидактическая цель:
-формирование умения видеть и проверять безударные гласные звуки в корне слова;
- формирование умения видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными;
-развивать умение точно отвечать на вопросы
-развивать устную и письменную речи учеников;
-развивать внимание, монологическую и диалогическую речи учеников, фонематический слух.
Задачи:
Предметные:
- организация деятельности по упражнению в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения;
- развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;
- развитие навыков оценки и взаимооценки правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения, навыков самоанализа и взаимоанализа успешности участия в диалоге.
2. Метапредметные:
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; учителем.
- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные:
- освоение способов работы с учебной книгой;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
Коммуникативные:
- освоение и активное использование речевых средств для решения задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли,
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: видеть и проверять безударные гласные в корне слова; видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова;
Коммуникативные УУД: учатся оценивать самого себя
Регулятивные УУД: учатся ставить цель для работы на уроке, делать выводы контролировать и оценивать учебные действия; выделять и осознавать то, что усвоено и то, что ещё нужно усвоить
Личностные УУД: учатся ставить для себя цели урока, определять границы своего знания и незнания. Оборудование: - учебник «Русский язык 2 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте слова, исправьте ошибки простым
карандашом.
СЛАЙД Оцените: без ошибок - "5", 1 ошибка - "4", 2 ошибки - "3" , 3 и более ошибок - "2"
Постановка учебной задачи.
-Что же можно сказать о написании безударных гласных звуках в словарных словах? (они не проверяются ударением)
-Что же делать, если такие слова встретились? Что поможет нам их правильно написать? (словарь)
- Как называются слова, в которых есть безударный гласный непроверяемый ударением? (словарные)
Вот мы и подошли к теме урока. Кто сформулирует тему?
(Написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова) СЛАЙД
- Какую цель поставим перед собой? (Тренироваться правильно писать слова с непроверяемыми безударными гласными)
Работа над предложением.
СЛАЙД (На экране иллюстрация, на которой дети лепят снеговика.)
-Рассмотрите картинку. Что изображено? Какое время года у нас наступает?
-Ребята, составьте предложение по этой иллюстрации.
Ученики предлагают разные предложения, останавливаемся на предложении «Ребята слепили снеговика.»
СЛАЙДНа экране появляется : Р.бята сл.пили сн.говика.
-Какие орфограммы пропущены в предложении? (безударные гласные)
- В этом предложении всЕ безударные гласные в корне можно проверить?
- Снеговик - проверим снег, слепили - проверим лепят, в слове «ребята» нельзя проверить «е», это словарное слово, его надо запомнить.
- Запишем в тетради предложение. ( Ученик у доски) СЛАЙД
- Выделяем в словах корни, ставим ударение, подчеркиваем безударные гласные
- Ребята, мы с вами пришли к выводу что,не все безударные гласные в корне можно проверить. Как же всё-таки правильно выбрать букву в словах с непроверяемыми безударными гласными?
ПОСМОТРЕТЬ В СЛОВАРЕ(На доске вывешивается карточка)
– Верно, существуют орфографические словари.( показываю словари) Именно по ним мы проверяем орфограммы, в них мы можем справиться о правописании слов, но словари не всегда бывают под рукой.
– Что делать? ЗАПОМНИТЬ (На доске вывешивается карточка)
– Слов с непроверяемой орфограммой много. Эти слова называют еще "словами с секретом". Как думаете, в чем их секрет? ( Их нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить или проверить по словарю)
ФИЗМИНУТКА
Мы зимой в снежки играем. (имитация лепки снежков) По сугробам мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени) И на лыжах мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи
руками, руки согнуты в локтях) На коньках по льду скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях) И снегурку лепим мы. (соответствующие движения) Гостью-зиму любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Работа со словарем
а) Я вам прочту стихотворение о зиме И. Бунина. Вы внимательно послушайте и постарайтесь подобрать слова, которые у вас ассоциируются с зимой
Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей.
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- О каком времени года оно?
- Раз стихотворение о зиме, то какие слова вам сразу приходят на ум, ассоциируются, когда слышим слово “Зима”? СЛАЙД
(холод, стужа, мороз, снег, вьюга, метель, лыжи, коньки, санки, белая, новый год, подарки, горка)
- Поработаем с орфографическим словарём. Выберем слово "коньки"
В слове «КОНЬКИ» какую безударную гласную надо писать?
- Как быстро найти это слово в словаре?-Какой секрет надо знать, чтобы найти слово в словаре? Как слова расположены в словарях? ( Все слова записаны в словаре в алфавитном порядке.)
-Значит, знание алфавита поможет справиться с задачей быстрее. (Находят в словарях слово "коньки")
- Какая безударная гласная пишется в слове?
Записываем слово КОНЬКИ, ставим ударение подчеркиваем безуд.гласную
- Значит, что нам делать, если мы забыли или не знаем, как пишется слово – какая книга вам подскажет? (Орфографический словарь)
б) Отгадайте "зимнюю" загадку
Назовите-ка ребятки, Месяц в этой - вот загадке, Дни его всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый Год.
- Найдем в словаре слово ДЕКАБРЬ. Запишем в тетрадь. Какую гласную нужно запомнить?
Работа с учебником
Стр. 104 упр.163
- Запишите "Упражнение 163"
Работа по вариантам под руководством учителя.
- Слова распределены по группам (в рамочках - 4 шт.). Прочитайте и подумайте, по какому признаку их так распределили? Теперь нам нужно вставить буквы (все слова вам знакомы) и записать слова в алфавитном порядке, записываем в строчку, первое слово с заглавной буквы.
4 рамочки-группы и у нас 4 варианта (делю на варианты)
Проверим работу, смотрим на экран. СЛАЙД
Работа с текстом. СЛАЙД
- Прочитайте текст. Назовите устно из текста только слова с непроверяемыми безударными гласными (словарные слова).
Пришла зима. На улице сильный мороз. Дует северный ветер. Вот закружились в воздухе снежинки. Ребята вышли во двор. Они взяли лопату, чтобы разгребать снег.
Итог урока.
– Назовите тему нашего сегодняшнего урока. (Непроверяемые безударные гласные)
– Как правильно выбрать непроверяемую безударную гласную в слове? (Необходимо посмотреть в словаре или запомнить, как оно пишется)
Оценивание.
Я сегодня ставлю много хороших оценок……
Домашнее задание (на выбор) СЛАЙД
а) с. 105 упр. 167
б) Составить 3 предложения, используя словарные слова.
РЕФЛЕКСИЯ
Урок наш подходит к концу. В заключении прочитаем стихотворение. ( читают 3 ученика)
Есть волшебная страна, Что распахнута пред вами, Та, которая словами Как людьми населена.
Правит ими Государь По прозванию Словарь, И относится он к ним, Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново, Как писать какое слово, Как писать и как читать, Как с другими сочетать.
- Что мы должны еще сегодня сделать? СЛАЙД
Это оценить работу на уроке с помощью тест-таблицы
по рефлексии. Необходимо выбрать подходящий ответ и поставить возле него галочку:
$11. На уроке я работал
Активно / пассивно
$12. Своей работой на уроке
Доволен / не доволен
$13. Урок для меня показался
Коротким / длинным
$14. За урок я
Не устал / устал
$15. Мое настроение
Стало лучше / стало хуже
$16. Материал урока мне был
Понятен / не понятен
Интересен / скучен
Легким / трудным
$17. Домашнее задание
Интересно / не интересно
Русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.
В заключении урока давайте улыбнёмся друг другу.
-Урок наш закончен. Все молодцы! Огромное спасибо за работу и за сотрудничество!