Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка на тему: "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою (КУУД);
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи (КУУД).
Направленные на достижение предметных результатов:
Закрепить практические умения:
различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне;
работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой безударной гласной в корне и проверять написание слова по орфографическому словарю.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник Горецкий В.Г. и др. Русский язык: 2 класс, 1 часть, тетради, письменные принадлежности, раздаточный материал (малина) для рефлексии.
Материалы для учителя: учебник Горецкий В.Г. и др. Русский язык: 2 класс, 1 часть, технологическая карта, презентация.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
(формируемые на данном этапе урока)
Методы обучения,КРР
1.Мотивация к учебной деятельности
Психологическая подготовка общения, обеспечение благоприятного настроя.
Мотивация детей.
Приложение 1.
Настраиваются на работу.
Личностные:
мотивация учебной деятельности;
Коммуникативные:
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою
Рассказ
Создание ситуаций успеха в обучении
Беседа
2.Актуализация опорных знаний
Организует работу по проверке изученных словарных слов с помощью проведения орфографической минутки в виде самостоятельной работы (диктанта).
Организует минутку чистописания.
Приложение 2.
Повторяют изученный материал, с помощью разбора текста о змеях.
Самостоятельно записывают в тетради словарные слова.
- Характеризуют звук буквы М. Записывают заглавную и прописную букву М. Слово «малина» и составляют с ним предложение.
Регулятивные:
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Коммуникативные:
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою
Письменный опрос
Взаимопроверка
Повторение
Беседа
Пояснение
3.Организация познавательной деятельности
3.1. Целеполагание
3.2.Обобщение затруднений во внешней речи
3.3. Самостоятельная работа
3.4.Повторение и включение в систему знаний
Подводит к теме урока, с помощью упражнения.
Предлагает сформулировать цель урока.
Приложение 3.
Организует работу по учебнику.
Выполнение упражнения с разными видами заданий.
Организует физминутку.
Приложение 4.
Предлагает выполнить самостоятельно упражнение по карточкам.
Организует самопроверку.
Приложение 5.
Организует подведение итогов с помощью беседы о знаниях, которые понадобились на уроке, о достижении цели.
Приложение 6
Формулируют тему и цель урока.
Работают по учебнику.
Выполняют упражнения у доски и на местах с разными видами заданий.
Выполняют физминутку.
Выполняют самостоятельную работу.
Проверяют сами себя по эталону.
Беседуют с учителем. Подводят итоги. Рассуждают.
Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи
Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
-Предлагаю выполнить небольшой диктант и проверить, как вы запомнили написание словарных слов. Я буду их произносить, а вы записывайте в тетрадь через запятую.
-А теперь предлагаю вам проверить себя по эталону, если вдруг буква записана неверно, зачеркните её и сверху надпишите верную. Если у вас нет ни одной ошибки, нарисуйте себе улыбающийся смайлик, если есть ошибки, то ничего не рисуйте.
-Поднимите руку, кто нарисовал себе смайлик? Кто ничего не нарисовал?
-Замечательно, но некоторым нужно еще раз дома повторить словарные слова.
- А сейчас предлагаю обратить внимание на слайд, что вы видите? (слова). Что объединяет эти слова? (буква М). Предлагаю охарактеризовать звук м, каким он может быть? (согласным, твердым, мягким, звонким, непарным). Замечательно, запишите букву М в своих тетрадях, сначала заглавную до середины строки, а затем прописную.
-А сейчас предлагаю отгадать вам загадку, чтобы узнать с каким новым словарным словом мы с вами сегодня познакомимся?
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками... (Малина)
- Ребята, а что такое малина? (Малина – это полукустарниковое растение со сладкими, обычно красными, ягодами, а также сами ягоды кустарника).
Слову малина уже более 300 лет. Одни ученые считают, что оно произошло от корня мал – : ягода малины состоит из многих малых ягодок-зёрнышек. Другие ученые утверждают, что ягода получила название по цвету спелых ягод (иссиня – пурпурный, малиновый).
- Ребята, а где мы можем проверить написание нового слова? (в словаре). Предлагаю открыть словарь и найти слово малина.
-Запишите это слово в тетрадь, выделите корень, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую гласную в корне, которую следует запомнить.
-Предлагаю придумать предложение со словом малина. Выслушиваю детей.
-А вот какое предложение придумала я, предлагаю его записать в тетрадь и выделить основу. О чем говорится в предложении? (о малине, это подлежащее). Она что делала? (красовалась, это сказуемое)
На блюдечке красовалась вкусная душистая малина.)
-Ребята, а вы любите малину? А чем она полезна, особенно зимой?
-Дело в том, что сегодня утром почтальон передал мне письмо, в котором были написаны такие слова:
«Лидия Евгеньевна, приглашаем вас и 2 «А» класс в наш замечательный чудо-лес. Это место очень необычное, волшебное, давным-давно его заколдовали, и теперь у нас никогда не бывает зимы, поэтому по приезду вы можете насладиться вкуснейшими ягодами, а в особенности малиной, у нас ее в этом году урожай».
-Ну что, вы готовы отправиться за малиной, чтобы не болеть зимой? Но не забывайте, что лес волшебный и в него очень непросто попасть.
Приложение 3
3.Организация познавательной деятельности
3.1. целеполагание
-Ребята, для того, чтобы узнать, где же находится лес, нам нужно выполнить первое задание.
- Обратите внимание на слайд. На нем представлены слова, ваша задача устно разделить их на две группы. На какие две группы их можно разделить? ( Ветер, звезда, рисунок, храбрец, ягода, снеговик, малина, зима).
-Верно, на проверяемые гласные в корне, и непроверяемые.
-Какие слова можно отнести к первой группе? (Звезда, храбрец, снеговик, зима)
- Какие слова ко второй? (Ветер, рисунок, ягода, сентябрь).
-А какие слова вы начали изучать на прошлом уроке? Слова 1 или 2 группы?
-Верно, наш лес находится в стране слов с непроверяемыми гласными в корне слова.
-И сегодня во время нашего путешествия, мы продолжим с вами изучать правописание этих слов.
- Что бы вы хотели повторить на нашем уроке? Может что-то новое узнать?
-Вот и страну, в которой растет волшебный лес, мы с вами узнали.
-Ребята, а кто же из животных любит малину больше всего?
-Верно, и много малины растет именно в любимом месте всех медведей
Приложение 4
3.2. обобщение затруднений во внешней речи
-А для того, чтобы узнать как называется это место, предлагаю открыть учебники на с.106 и выполнить упр. 168. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?
-Предлагаю прочитать текст и озаглавить его. (Малинник)
- Найдите в предложениях однокоренные слова. Однокоренные слова это, какие? (которые имеют одинаковую часть - корень и имеют общий смысл) Что они обозначают? Малинник – заросль из кустов малины. Малиновый – связанный с малиной, ребята, а что обозначает фраза «малиновый уют».
-От чего в малиннике может быть уютно, там же вокруг одни колючки? (именно внешняя красота и сочетание ярко-зеленых листьев с красными ягодами создают уют)
Малинки – небольшие ягоды малины.
Будут ли однокоренными слова малина и малиновка? Объясните свой ответ. А что такое малиновка?
-Малиновка – это небольшая певчая птица семейства дроздовых.
-Ребята, а как вы думаете, почему малиновку так назвали?
-На самом деле, все из-за ее окраса – туловище, крылышки и спина малиновки раскрашены в серовато-зеленоватый цвет, а вот грудка, шейка и «лицо» – ярко-красные.
-Какой мы можем сделать вывод? (что это однокоренные слова)
-Выпишите однокоренные слова. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне). Что вы заметили? Какая гласная в корне? (безударная гласная) . Проверьте безударную гласную в этих словах (Не проверяется, нужно запомнить)
-Ребята, как же называется любимое место медведей? Если в нем, как мы уже знаем, очень много кустов малины? (Малинник)
-Верно, вот мы и подошли к лесу, и чтобы нам попасть в него, нам предлагают обратить внимание на упр. 166 на с. 105. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?
-Верно, так как мы находимся в какой стране? (в стране слов с непроверяемыми гласными в корне слова). Жители леса хотят проверить, насколько вы знаете словарные слова.
- Обратите внимание на первую пару: воробей – воробышек. Сначала мы выделяем корень в данных словах, затем ставим ударение и подчеркиваем букву, которую мы должны запомнить.
-Выполняем это задание у доски, остальные на местах. Записываем следующую пару осина – осинник. Вслух работаем. Выделяем корень –осин-, ставим ударении и подчеркиваем безударную непроверяемую гласную в корне «О». (Следующие по аналогии)
-Замечательно, ребята, вот мы и в лесу, посмотрите, как много в нем кустов малины.
-Вижу, вы немного устали путешествовать, предлагаю подняться со своих мест и повторять за мной.(физминутка «Ягодка-малинка»)
Приложение 5
3.3. самостоятельная работа
-Отлично, теперь с новыми силами предлагаю подумать, куда же мы будем собирать малину. Сказочный лес предлагает выполнить самостоятельно работу на карточках и тогда за наши старания они подарят нам лукошко, и тогда мы сможем насобирать очень много малины. Вам нужно расположите словарные слова в алфавитном порядке, и подобрать к ним однокоренные слова, выделив корень.
(Расположи словарные слова по алфавиту, подбери к каждому из них однокоренные. Выдели корень и поставь ударение в каждом из слов:
-Предлагаю устно проверить, чтобы убедиться, что мы все сделали верно, первое слово ветер, какой корень слова? (-ветер-), ударение падает на первую букву Е, однокоренные слова – ветерок, ветреный. У кого другие однокоренные слова? (остальные слова по аналогии).
-Спасибо, ребята, мы очень хорошо поработали самостоятельно и за это получаем, вот такое замечательное лукошко.
Приложение 6
3.4. повторение и включение в систему знаний
-Ребята, перед тем как начать собирать малину, предлагаю вспомнить, какая была тема нашего урока? Какая цель? Достигли ли мы с вами цели урока? Что мы с вами повторили на уроке? (словарные слова)
-Какое задание было самым интересным?
-Какое самым трудным?
Приложение 7
4.Рефлексия учебной деятельности
-Предлагаю вам, собрать малину в наше новое лукошко, и тем самым оценить свою работу на уроке.
-У вас на партах у каждого, есть две малинки – зеленая и розовая. Прикрепите ту малинку, которая характеризует ваше настроение. Розовая - это все получилось, не испытывал трудностей. Зеленая - не всё получилось, есть над чем работать. Вот мы и собрали малину, и вернулись домой.
-Запишите, пожалуйста, домашнее задание (с. 105; упр.167) . Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. До свидания.