Тема урока | Правописание слов с безударными гласными в корне. Словарный диктант. 27.11.2018 | Тип урока: урок применения предметных умений |
Цели: | - способствовать формированию умения подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне; - способствовать развитию умения видеть в словах орфограммы непроверяемого и проверяемого гласного в корне; - способствовать воспитанию интереса к русскому языку, потребности пользоваться языковым богатством |
Планируемые результаты |
Предметные: - формирование навыка грамотного письма, орфографической зоркости; - развитие умения обосновывать условие выбора непроверяемого и проверяемого гласного в корне слова | Метапредметные : Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - применение схемы для решения задач урока; - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; - осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия; - осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - корректировать выполнение действий; - уметь оценивать правильность выполнения действий. | Личностные : - внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - самоанализ и самоконтроль результата; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная. |
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация в программе Power Point; рисунок снеговика, карточки со словарными словами, снежинки с гласными буквами, снежинки для рефлексии. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент | Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Мне приятно видеть ваши улыбки. Пусть этот урок принесёт вам успех и радость. | Эмоционально настраиваются на урок | Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания |
Чистописание | Свою работу начнем с чистописания. - Что пригодится для работы? (Старание, внимание…) Запорошены дорожки, Разукрашены окошки. В гости к нам идёт сама Волшебница … (зима). - Назовите первый звук этого слова - Какой буквой обозначается? Запишите заглавную и строчную буквы З, з в соединении - Подберите однокоренные слова к слову зима. Устно (зимушка, зимовье, зимовщик, зимний, зимующий, зимовать, перезимовать) - Подумайте, как умение подбирать однокоренные слова связано с орфографическим написанием? (Однокоренные слова подбираем для проверки орфограмм, т. к. корни в однокоренных словах пишутся одинаково) - Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга) - Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки. На них написаны буквы. Назовите их. А, О, И, Е, Я - Что общего у этих букв? (Обозначают гласные звуки) | Настраиваются на выполнение работы Отвечают на вопросы учителя Написание заглавной и строчной буквы З, з в соединении Подбор однокоренных слов Отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - сотрудничество с учителем Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - корректировать выполнение действий; - уметь оценивать правильность выполнения действий Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - самоанализ и самоконтроль результата |
Словарная работа | Сегодня на нашем уроке – гость. Отгадайте. Что за нелепый человек Пробрался к нам в 21 век. Морковкой нос, в руке – метла, Боится солнца и тепла. - Правильно, это Снеговик. Рисунок снеговика Сегодня мы будем выполнять его задания А у нас – словарная работа. Снеговик приготовил игру «Три подсказки». Загадки он составил, используя ваши проекты «Рассказ о слове» Отгадываем, проговариваем орфографически, записываем, выделяем орфограмму Слова – отгадки записаны на карточках с пробелами, при выделении орфограммы вставляется снежинка с буквой (из чистописания) 1 подсказка: Слово пришло из греческого языка и обозначает «неспелый» , «несозревший» 2 подсказка: Бывает горький, сладкий, солёный, малосольный 3 подсказка: Лежит меж грядок, зелен и сладок. Огурец 1). Замените фразеологизмом: говорить без пользы или говорить необдуманно, зря (Бросать слова на ветер) 2). Он бывает сильный, холодный, пронизывающий, южный 3). Без рук, без ног дверь отворяет Ветер 1). Замените фразеологизмом: кто-либо не может внятно, ясно сказать что-либо (Язык заплетается) 2). Бывает у колокола, у ботинка, у пламени 3). Всегда во рту, а не проглотишь. Язык 1). Замените фразеологизмом: похожи друг на друга по своим качествам, свойствам (Два сапога пара) 2). Бывают кожаные, резиновые, зимние, женские, детские 3). Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу. Сапог - С какой буквой осталась снежинка? С буквой И - Вспомните словарные слова с этой непроверяемой гласной (Вторник, извините, килограмм, пирог, помидор, пятница, улица …) - Запишите одно из этих слово - Какую орфограмму мы сейчас повторили? (Непроверяемая гласная) - Повторите ещё раз, какие гласные могут быть непроверяемыми. (А, О, И, Е, Я) - Где проверить написание этих гласных? (В орфографическом словаре) | Отгадывают загадку Отгадывание, орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы Приводят свои примеры Отвечают на вопросы учителя | Предметные: - формирование навыка грамотного письма, орфографической зоркости Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - осуществление сотрудничества с учителем. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу |
Физкультминутка | - Ваши глаза прекрасно поработали. Дадим им возможность отдохнуть. Выполняем зарядку для глаз. - Напишите «глазами» слово гласная. | Выполнение упражнения для глаз | Личностные УУД: формирование умения соблюдать здоровый образ жизни. |
Самоопределение к деятельности | Инсценировка Выходят два ученика - Посмотрите инсценировку, подумайте: кто встретился - А, здравствуйте! - Извините, я не А, я О. - О, значит тёзка! А голос у тебя совсем как у А. - Встань на моё место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос. - Что же у тебя за место такое? - Кто встретился? (Звуки [а] и [о]) - Какие это звуки? (Гласные) - В каком случае гласный звук слышится нечетко? (В безударном слоге) - Сформулируйте тему урока (Правописание безударной гласной в корне слова) | Смотрят инсценировку Отвечают на вопросы учителя Формулирование темы урока | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - сотрудничество с учителем Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности |
Актуализация знаний | - Чтобы не допускать ошибок на правописание безударной гласной в корне слова, предлагаю вам ответить на вопросы: (слайд) Что | надо проверять? | Где | Как | Ответим на первый вопрос: Что надо проверять? (Гласные А, О, И, Е, Я) Обратите внимание: те же гласные, которые могут быть и непроверяемыми. Поэтому надо научиться различать в словах орфограммы непроверяемого и проверяемого гласного Ответим на второй вопрос: Где надо проверять? (В корне слова) Ответим на третий вопрос: Как надо проверять? (Надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне) | Работают по таблице Отвечают на вопросы учителя | Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение схемы для решения задач; - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - сотрудничество с учителем Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу Личностные УУД: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности |
Работа над темой урока | Фронтальная работа - А теперь вспомним алгоритм «Проверка безударной гласной в корне слова (слайд) - В русском языке есть слова в которых невозможно проверить безударную гласную. Что же делать? (использование орфографического словаря) С. 150 -151 , выписать по 3 слова 1ряд – с непроверяемой гласной А 2 ряд – с непроверяемой гласной О 3 ряд – с непроверяемой гласной Е | | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - применение схемы для решения задач; Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - сотрудничество с учителем Регулятивные УУД: - планировать свои действия |
Физкультминутка | - Что-то Снеговик устал. Давайте сделаем физкультминутку | | Личностные УУД: формирование умения соблюдать здоровый образ жизни. |
Продолжение работы над темой урока | Работа по учебнику А). - Задание Снеговика: откройте в учебнике на стр. 108 упражнение № 203 Взаимопроверка Б). - Следующее задание Снеговика потребует от вас внимания. устно с. 109 «Страничка для любознательных» упр. 205 Запись словарных слов с сочетаниями –ОЛО-, -ЕРЕ- Самостоятельная работа Словарный диктант ( на отдельных листочках, на оценку): Орех, заря, пшеница, погода, ракета, картофель, огурец, помидор, горох, петрушка, овощи, огород, обед, ужин, пирог. | Работа в парах Обосновывают выбор написания Составление предложений Самостоятельная работа Самостоятельная работа | Предметные: - формирование навыка грамотного письма, орфографической зоркости; - развитие умения обосновывать условие выбора непроверяемого и проверяемого гласного в корне слова Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - применение схемы для решения задач; - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - умение работать в парах, учитывая позицию собеседника Регулятивные УУД: - планировать свои действия; - осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - корректировать выполнение действий; - уметь оценивать правильность выполнения действий. Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - самоанализ и самоконтроль результата; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
Рефлексия | - Весь урок вы выполняли задания Снеговика. Как думаете, под силу вам справиться ещё с одним? - Найдите лишнее слово: Цветут, одежда, просить, пятёрка. (Одежда – непроверяемая гласная) Самооценка: - У каждого из вас на парте лежит снежинка. Напишите на ней номер того утверждения, которое вам подходит 1. Я все понял, но у меня остались вопросы 2. Я все понял, могу работать по алгоритму 3. Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому | Обосновывают выбор Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Предметные: - развитие умения обосновывать условие выбора непроверяемого и проверяемого гласного в корне слова Познавательные УУД: - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
Подведение итогов | - Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока. - Кто может ответить на первый вопрос? Второй? Третий? | Отвечают на вопросы учителя | Личностные УУД: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу |
Домашнее задание | - Для творческих учеников – задание от нашего гостя Снеговика: придумать и записать 5 предложений с изученными словарными словами. | | Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к учебному материалу |