Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
I этап: Организационный этап( 2 минуты). |
Организация направленного внимания на начало урока | Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок. Уточнить, как готовы дети к уроку. - Оцените свою готовность к уроку. | Подтвердить свою готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку. | Личностные результаты: самоопределение к деятельности, спо-собность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Оценка/ самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности. | Включение в учебный процесс. |
II этап: Актуализация знаний |
Мотивировать учащихся на изучение темы. | Учитель сообщает: - На очередное занятие клуба «Ключ и Заря» Волшебница пригласила Машу и Мишу, а мы являемся участниками заседания клуба «Ключ и Заря». - А кто такая Волшебница? Как её зовут? - А начала Волшебница заседание клуба чтением отрывка из стихотворения великого русского поэта А.С. Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух. И опыт – сын ошибок трудных и гений – парадоксов друг…» - Как вы думаете, почему именно с этих строчек начала Волшебница заседание? Что она хотела тем самым сказать? - Вам сегодня предстоит сделать открытия, вы, как учёные, которые исследуют и объясняют настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое. - Мише показались незнакомыми такие слова, как гений, парадокс и просвещение. А Маша знает значение этих слов и объяснила Мише, что они обозначают. -Ребята, а вы знаете значение этих слов? Давайте Мише объясним, что обозначают эти слова с помощью Толковых словарей В.И. Даля и Т.В. Василенко. - Значит, на уроке сегодня мы будем что-то разъяснять, рассказывать, распространять, рассматривать, расследовать. - Какая часть слов объединяет все эти названные слова? | Учащиеся высказывают свои ответы: - Волшебницу зовут Анишит Йокоповна, так как она любит тишину и покой. Слушая внимательно друг друга, мы узнаем и изучим что-то новое на уроке. Учащиеся высказывают свои ответы: - На уроке мы сделаем какие-то открытия, узнаем что-то новое. Учащиеся находят значения слов из Толковых словарей В.И. Даля и Т.В. Василенко. Дают объяснение словам: Гений - человек, обладающий высшей степенью одарённости, таланта. Парадокс – мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу. Просвещение – распространение знаний, образование. Учащиеся дают свои высказывания: - Все слова имеют приставку раз- или рас-. | Предметные результаты: понимают задание, как его надо выполнить, уметь работать с Толковым словарём. Метапредметные результаты: Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Работа со словарями. | Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. Формирование навыков поисковой деятельности. |
III этап : Постановка учебной задачи |
Познакомить учащихся с учебной задачей. | Учитель спрашивает: - Кто-то догадался, о чём сегодня мы будем говорить? - Кто сможет назвать тему заседания? - Правильно, тема заседания: Правописание приставок раз- и рас-. Объяснить задание: - Запишите дату занятия в рабочую тетрадь. Сейчас проведём словарную работу. (Слова с пропусками букв даны на доске). - Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Праз..ник, а…ея, лес..н…ца, мес…ц, д…кабр.., …нвар.,. р…кета, расстояние, ф..врал., с…рен… . - Что вы заметили при списывании? (Слово расстояние не имеет пропусков букв) - Как вы думаете, почему? (Так как это словарное слово мы ещё не учили) - Какая часть слова отличает это слово от всех остальных? (Приставка рас-) - А что такое приставка? - Чем отличается пристав- ка от предлога? Выделите в этом слове приставку рас-. - Проведём взаимопроверку написания словарной работы, проверьте работу друг у друга. После проверки словарной работы сообщить: - Вы будете исследовать и открывать что-то новое. Тема заседания записана на | Высказывают свои ответы: - Мы будем говорить о правописании приставок раз- или рас-. Значит, тема заседания: «Правописание приставок раз- и рас-. Проговорить, как поняли задание и что будут делать для того, чтобы записать слова правильно. Утвердиться в понимании задания (для того, чтобы назвать часть слова, надо вспомнить, какие части слова бывают). Высказывают свои предположения: - Приставка – часть слова. - Приставка отличается от предлога тем, что пишется со словом всегда слитно. Взаимопроверка задания в парах. | Метапредметные результаты: Анализируют учебную задачу и принимают её, сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли. Познавательные: различать приставки и предлоги. Коммуникативные: уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Оценка/ самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач. | Появление цели урока. Развитие учебно- познавательной мотивации. |
| доске: Правописание приставок раз- и рас-. И наша задача узнать, в каких случаях надо писать приставку раз-, а в каких словах пишется рас- и почему? Уже в словарной работе вы повстречались со словом, в котором есть приставка рас- (расстояние). Откройте учебники на с.17. Чтение учителем текста интриги между героями о правописании приставок. Чтобы убедиться в высказывании Анишит Йокоповны, выполним упражнение 10. | Открывают учебники (с.17) и слушают текст интриги. Чтение учащимися упр.10. Коллективное составление плана работы с заданием. Работают по заданию, выписывают слова из Обратного словаря и распределяют их в два столбика. ( В I столбик учащиеся записывают слова с приставкой раз-: разломать, разбросать, разболтать, размешать. Во II столбик слова с приставкой рас-: растолкать, распускать, расписать, расхватать, раскатать, распечатать, расшатать, рассчитать, растоптать, расслышать). | | | |
IV этап : Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала |
Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать алгоритм по написанию слов с приставками раз-, рас-. | - Продолжаем наше исследование. Выполним упр. 11. После написания упражнения учитель спрашивает: - Какая буква пишется на конце приставки? (Буква З) - Подчеркните букву З и ту, с которой начинается корень. Какой звук она обозначает? (Гласный звук). - Сформулируйте самостоятельно правило о правописании приставок раз- и рас-, не обращаясь к плакату Летучей Мыши.(Приставка раз- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных. Приставка рас- пишется в словах, корни которых начинаются с глухих согласных). - А теперь познакомьтесь с текстом на плакате Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно писать приставки раз- и рас-. (с. 18 в учебнике). | Учащиеся самостоятельно читают и выполняют упр. 11. Записывают слова, выделяют приставки, подчёркивают буквы и делают вывод о написании приставок, не опираясь на плакат Летучей Мыши. Проговаривают алгоритм: - читаю слово; - определяю, с какого звука начинается корень; - делаю выбор приставки. Затем учащиеся самостоятельно составляют правило о правописании приставок раз- и рас-, не опираясь на плакат Летучей Мыши. После составления алгоритма и правила о правописании приставок раз- и рас-, учащиеся обращаются к плакату Летучей Мыши и делают соответствующие выводы. | Метапредметные результаты: Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании приставок раз-, рас-; уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-. Предметные результаты: знать, как пишутся приставки раз-, рас- | Работа с учебником. Само-взаимопроверка. | |
V этап : Динамическая пауза |
Дать возможность детям отдохнуть и проверить себя, как усвоили новый материал на уроке. | Учитель делит всех детей на две команды. Дети одной команды слева от учителя, другой – справа. Далее учитель объясняет задание: та команда, которая находится слева от учителя, делает хлопок над головой, когда слышит слово с приставкой рас-, а другая команда, когда слышит слово с приставкой раз-. | Учащиеся встают около своих парт. После распределения на две команды внимательно слушают задание учителя и выполняют его. | Метапредметные результаты: Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; Познавательные: знать, как правильно писать слова с приставками раз- и рас-. | Критерии: выигрывает та команда, которая меньше допустит ошибок. | |
VI этап: Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач. |
Обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания | Дать задание в «Тетради для самостоятельной работы», ч.2 № 12, с. 11. Оказание индивидуальной помощи тем учащимся, которые испытывают затруднения в работе. - Проверьте, как вы выполнили это задание. | Самостоятельное выполнение задания № 12 в «Тетради для самостоятельной работы», ч. 2, с. 11. Учащиеся читают отрывки из стихотворений, объясняют выбор буквы в приставке. Самоконтроль и самооценка. | Метапредметные результаты: Самоопределяются в УД. | Работа в паре. | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
VII этап : Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков. |
Учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания | Дать задание: выпишите в рабочую тетрадь слова с приставками раз-, рас- из «Тетради для самостоятельной работы», упр. № 12. Выделите приставки. ________________________ Для тех детей, кто выполнит раньше всех задание, предложить самостоятельно подобрать и записать в рабочей тетради ещё 5 слов с изученной орфограммой и выделить в них приставки. С любыми словами составить 2-3 предложения (задание повышенной сложности). | Учащиеся записывают слова в рабочую тетрадь. Самоконтроль и самооценка. (Рассердился, развяжите, расфуфырили, разболелись, расскажет, разъярённых, разумный, распорядок). ________________________ (Расписание, рассада, разговор, рассказ, размен) Ученик составил новое расписание. Этот рассказ мне очень понравился. | Метапредметные результаты: Самоопределяются в УД. Личностные результаты: осознают смысл изучения правописания приставок и успешного их использования в словах, понимают значимость правильного написания приставок в словах. | КОЗ. Критерии: все слова записаны правильно и выполнено дополнительное задание - 2+ б., все слова записаны правильно- 2 б., 2-3 ошибки, допущенные в словах – 1 б., более 3 ошибок – 0 б. | Самостоятельно работает по алгоритму. Ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал. Умение давать оценку своей деятельности. |
VIII этап: Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков. |
Закрепить ранее изученный материал, продолжить формирование умений и навыков. | Дать задание: выполнить упр. № 13, на с.13. в «Тетради для самостоятельной работы», ч. 2. Проверить выборочно выполнение задания: (Рассердился - сердится, развяжите - вяжет, детей- дети, коты - кот, хвосты- хвост, разболелись – больно, свои - свой, разъярённых - ярость). | Учащиеся самостоятельно читают и выполняют упр. 13 на с. 13. в «Тетради для самостоятельной работы», ч. 2. Самоконтроль и самооценка. | Метапредметные результаты: Сформированный способ деятельности. Личностные результаты: самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Самоконтроль и самооценка. | Умение применять алгоритма в самостоятельной деятельности. |
IX этап : Контроль за процессом и результатом учебной деятельности. |
Проконтролировать умения учащихся использовать полученные знания и умения. | Учитель задаёт вопросы по упр. 13 из «Тетради для самостоятельной работы», ч. 2. - Назовите из всех слов, которые вы выписали, только те слова, в которых есть приставка раз- или рас-. | Устные высказывания учащихся: ( Рассердился - рас-, развяжите - раз-, разболелись - раз-, разъярённых – раз-). | Метапредметные результаты: Сформированный способ деятельности. Самоопределяются в УД. | Само-взаимопроверка | |
X этап : Рефлексия деятельности. |
Сформировать личную ответственность за результаты своего труда. | Учитель сообщает: - Завершается работа клубного заседания «Ключ и Заря». Давайте подведём итог всей работе. Учитель задаёт вопросы по уроку - А сейчас дайте оценку за работу на уроке себе и своим одноклассникам. | Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок. | Личностные результаты: Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные: оценивать результат выполнения работы своих одноклассников. | Критерии: самореализация, самоопределение, рефлексия. | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
XI этап: Домашнее задание. |
Дать инструктаж выполнения домашнего задания. | Записать домашнее задание на доске. Упр.12, с. 19 в учебнике. - Прочитайте домашнее зада- ние про себя. - На что особо надо обратить внимание при выполнении этого упражнения? ( Показать образование слов и выделить в словах при- ставки). - На этом работа клубного заседания «Ключ и Заря» завершена. Волшебница благодарит за хорошую работу Машу и Мишу и всех участников клуба «Ключ и Заря». | Учащиеся читают задание про себя. Задают вопросы по выполнению задания. Понимают, как надо выполнить домашнее задание. | Метапредметные результаты: Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Личностные результаты: осознавать смысл изучения правописания приставок, понимать значимость правильного написания приставок. | | |