|   Цель/задачи этапа   |    Деятельность учителя   |     Деятельность ученика   |     Компетенции/   аспекты компетенции/УУД   |     Оценивание/формы контроля   |     Результат   |  
  |    I этап: Организационный этап( 2 минуты).        |  
  |    Организация направленного внимания на начало урока   |    Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок.    Уточнить, как готовы дети к уроку.  - Оцените свою готовность к уроку.            |    Подтвердить свою готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку.           |     Личностные результаты:  самоопределение к деятельности, спо-собность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.          |    Оценка/ самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности.        |     Включение в учебный процесс.                      |  
  |   II этап: Актуализация знаний   |  
  |    Мотивировать учащихся на изучение темы.   |    Учитель сообщает:    - На очередное занятие клуба «Ключ и Заря» Волшебница пригласила Машу и Мишу, а мы являемся участниками заседания клуба    «Ключ и Заря».    - А кто такая Волшебница? Как её зовут?  - А начала Волшебница заседание клуба чтением отрывка из стихотворения    великого русского поэта    А.С. Пушкина:    «О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух. И опыт – сын ошибок трудных и гений – парадоксов друг…»  - Как вы думаете, почему именно с этих строчек начала Волшебница заседание? Что она хотела тем самым сказать?  - Вам сегодня предстоит сделать открытия, вы, как учёные, которые исследуют и объясняют настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.  - Мише показались незнакомыми такие слова, как гений, парадокс и просвещение. А Маша знает значение этих слов и объяснила Мише, что они обозначают.  -Ребята, а вы знаете значение этих слов? Давайте Мише объясним, что обозначают эти слова с помощью Толковых словарей В.И. Даля и Т.В. Василенко.    - Значит, на уроке сегодня мы будем что-то разъяснять, рассказывать, распространять, рассматривать, расследовать.  - Какая часть слов объединяет все эти названные слова?   |    Учащиеся высказывают свои ответы:  - Волшебницу зовут Анишит     Йокоповна, так как она любит тишину и покой.   Слушая внимательно друг     друга, мы узнаем и изучим     что-то новое на уроке.                                              Учащиеся высказывают свои ответы:  - На уроке мы сделаем какие-то открытия, узнаем что-то новое.                                  Учащиеся находят значения слов из Толковых словарей В.И. Даля и Т.В. Василенко.  Дают объяснение словам:  Гений - человек, обладающий высшей степенью одарённости, таланта.  Парадокс – мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу.  Просвещение – распространение знаний, образование.      Учащиеся дают свои высказывания:  - Все слова имеют приставку раз- или рас-.   |    Предметные результаты: понимают задание, как его надо выполнить, уметь работать с Толковым словарём.  Метапредметные результаты: Коммуникативные:    сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.   |    Работа со словарями.       |     Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. Формирование навыков поисковой деятельности.   |  
  |   III этап : Постановка учебной задачи   |  
  |    Познакомить учащихся с учебной задачей.   |    Учитель спрашивает:  - Кто-то догадался, о чём сегодня мы будем говорить?    - Кто сможет назвать тему     заседания?    - Правильно, тема заседания: Правописание приставок раз- и рас-. Объяснить задание:  - Запишите дату занятия в рабочую тетрадь. Сейчас проведём словарную работу.    (Слова с пропусками букв даны на доске).    - Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.  Праз..ник, а…ея, лес..н…ца, мес…ц, д…кабр.., …нвар.,. р…кета, расстояние, ф..врал., с…рен… .    - Что вы заметили при списывании? (Слово расстояние не имеет пропусков букв)  - Как вы думаете, почему? (Так как это словарное слово мы ещё не учили)  - Какая часть слова отличает это слово от всех остальных?  (Приставка рас-)  - А что такое приставка?  - Чем отличается пристав-   ка от предлога?  Выделите в этом слове приставку рас-.  - Проведём взаимопроверку написания словарной работы, проверьте работу друг у друга.    После проверки словарной работы сообщить:  - Вы будете исследовать и  открывать что-то новое.  Тема заседания записана на   |    Высказывают свои ответы:   - Мы будем говорить о правописании приставок раз- или рас-. Значит, тема заседания: «Правописание приставок раз- и рас-.  Проговорить, как поняли задание и что будут делать для того, чтобы записать слова правильно.    Утвердиться в понимании задания (для того, чтобы назвать часть слова, надо вспомнить, какие части слова бывают).  Высказывают свои предположения:  - Приставка – часть слова.  - Приставка отличается от предлога тем, что пишется со словом всегда слитно.  Взаимопроверка задания в парах.   |    Метапредметные результаты:  Анализируют учебную задачу и принимают её,  сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли.  Познавательные: различать приставки и предлоги.  Коммуникативные:  уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.       |    Оценка/ самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач.   |     Появление цели урока. Развитие учебно- познавательной мотивации.     |  
  |         |    доске: Правописание приставок раз- и рас-.    И наша задача узнать, в каких случаях надо писать приставку раз-, а в каких словах пишется рас- и почему?   Уже в словарной работе вы повстречались со словом, в котором есть приставка рас- (расстояние).  Откройте учебники на с.17. Чтение учителем текста интриги между героями о правописании приставок.  Чтобы убедиться в высказывании Анишит Йокоповны, выполним упражнение 10.       |    Открывают учебники (с.17)  и слушают текст интриги.  Чтение учащимися упр.10.  Коллективное составление плана работы с заданием.  Работают по заданию, выписывают слова из Обратного словаря и распределяют их в два столбика.    ( В I столбик учащиеся записывают слова с приставкой раз-: разломать, разбросать, разболтать, размешать. Во II столбик слова с приставкой рас-: растолкать, распускать, расписать, расхватать, раскатать, распечатать, расшатать, рассчитать, растоптать, расслышать).     |         |         |          |  
  |   IV этап : Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала   |  
  |   Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать     алгоритм по написанию слов с приставками раз-, рас-.   |    - Продолжаем наше исследование. Выполним упр. 11.    После написания упражнения учитель спрашивает:  - Какая буква пишется на конце приставки? (Буква З)    - Подчеркните букву З и ту, с которой начинается корень. Какой звук она обозначает? (Гласный звук).  - Сформулируйте самостоятельно правило о правописании приставок раз- и рас-, не обращаясь к плакату Летучей Мыши.(Приставка раз- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных.  Приставка рас- пишется в словах, корни которых начинаются с глухих согласных).  - А теперь познакомьтесь с текстом на плакате Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно писать приставки раз- и рас-.  (с. 18 в учебнике).   |    Учащиеся самостоятельно читают и выполняют упр. 11.  Записывают слова, выделяют приставки, подчёркивают буквы и делают вывод о написании приставок, не опираясь на плакат Летучей Мыши.  Проговаривают алгоритм:  - читаю слово;  - определяю, с какого звука     начинается корень;    - делаю выбор приставки.  Затем учащиеся самостоятельно составляют правило о правописании приставок раз- и рас-, не опираясь на плакат Летучей Мыши.  После составления алгоритма и правила о правописании приставок раз- и рас-, учащиеся обращаются к плакату Летучей Мыши и делают соответствующие выводы.         |    Метапредметные результаты:   Регулятивные:     оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.  Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании приставок раз-, рас-;     уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.  Предметные результаты:    знать, как пишутся приставки раз-, рас-   |    Работа с учебником. Само-взаимопроверка.   |          |  
  |   V этап : Динамическая пауза   |  
  |    Дать возможность детям отдохнуть и проверить себя, как усвоили новый материал на уроке.   |    Учитель делит всех детей на две команды. Дети одной команды слева от учителя, другой – справа.  Далее учитель объясняет задание: та команда, которая находится слева от учителя, делает хлопок над головой, когда слышит слово с приставкой рас-, а другая команда, когда слышит слово с приставкой раз-.       |    Учащиеся встают около своих парт.    После распределения на две команды внимательно слушают задание учителя и выполняют его.   |    Метапредметные результаты:   Регулятивные:  оценивать ход и результат выполнения задания; Познавательные: знать, как правильно писать слова с приставками раз- и рас-.   |    Критерии:    выигрывает та команда, которая меньше допустит ошибок.   |          |  
  |   VI этап: Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач.   |  
  |   Обобщить   полученные знания учащихся при выполнении учебного задания   |    Дать задание в «Тетради для самостоятельной работы», ч.2  № 12, с. 11.    Оказание индивидуальной помощи тем учащимся, которые испытывают затруднения в работе.  - Проверьте, как вы выполнили это задание.   |    Самостоятельное выполнение задания № 12 в «Тетради для самостоятельной работы», ч. 2, с. 11.  Учащиеся читают отрывки из стихотворений, объясняют выбор буквы в приставке.  Самоконтроль и самооценка.       |    Метапредметные результаты:  Самоопределяются в УД.   |    Работа в паре.   |     Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.   |  
  |   VII этап : Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.   |  
  |    Учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания   |    Дать задание: выпишите в рабочую тетрадь слова с приставками раз-, рас- из «Тетради для самостоятельной работы», упр. № 12. Выделите приставки.  ________________________  Для тех детей, кто выполнит раньше всех задание, предложить самостоятельно подобрать и записать в рабочей тетради ещё 5 слов с изученной орфограммой и выделить в них приставки. С любыми словами составить 2-3 предложения (задание повышенной сложности).       |    Учащиеся записывают слова в рабочую тетрадь.  Самоконтроль и самооценка.  (Рассердился, развяжите, расфуфырили, разболелись, расскажет, разъярённых,    разумный, распорядок).   ________________________  (Расписание, рассада, разговор, рассказ, размен)  Ученик составил новое расписание. Этот рассказ мне очень понравился.   |    Метапредметные результаты:  Самоопределяются в УД.  Личностные результаты:  осознают смысл изучения правописания приставок и успешного их использования в словах, понимают значимость правильного написания приставок в словах.       |    КОЗ.    Критерии:    все слова записаны правильно и выполнено дополнительное задание - 2+ б.,  все слова записаны правильно-  2 б., 2-3 ошибки, допущенные в словах – 1 б., более 3 ошибок – 0 б.       |     Самостоятельно работает по алгоритму. Ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал. Умение давать оценку своей деятельности.     |  
  |   VIII этап: Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков.   |  
  |    Закрепить ранее изученный материал, продолжить формирование умений и навыков.   |    Дать задание: выполнить упр. № 13, на с.13. в «Тетради для самостоятельной работы», ч. 2.    Проверить выборочно выполнение задания:  (Рассердился - сердится, развяжите - вяжет, детей- дети, коты - кот, хвосты- хвост, разболелись – больно, свои - свой, разъярённых - ярость).       |    Учащиеся самостоятельно читают и выполняют упр. 13 на с. 13. в «Тетради для самостоятельной работы», ч. 2.  Самоконтроль и самооценка.       |    Метапредметные результаты:  Сформированный способ деятельности.  Личностные результаты:  самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.   |    Самоконтроль и самооценка.       |    Умение применять алгоритма в самостоятельной деятельности.        |  
  |   IX этап : Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.   |  
  |   Проконтролировать умения учащихся использовать полученные знания и умения.        |    Учитель задаёт вопросы по упр. 13 из «Тетради для самостоятельной работы», ч. 2.  - Назовите из всех слов, которые вы выписали, только те слова, в которых есть приставка раз- или рас-.             |    Устные высказывания учащихся:  ( Рассердился - рас-,     развяжите - раз-,     разболелись - раз-,   разъярённых – раз-).       |    Метапредметные результаты:  Сформированный способ деятельности. Самоопределяются в УД.           |    Само-взаимопроверка       |          |  
  |   X этап : Рефлексия деятельности.   |  
  |    Сформировать личную ответственность за результаты своего труда.   |    Учитель сообщает:  - Завершается работа клубного заседания «Ключ и Заря». Давайте подведём итог всей работе.    Учитель задаёт вопросы по уроку    - А сейчас дайте оценку за работу на уроке себе и своим одноклассникам.   |    Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок.       |    Личностные результаты:  Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Метапредметные результаты:  Регулятивные: оценивать результат выполнения работы своих одноклассников.       |    Критерии:    самореализация,  самоопределение,  рефлексия.   |     Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.   |  
  |   XI этап: Домашнее задание.   |  
  |   Дать     инструктаж выполнения домашнего задания.   |    Записать домашнее задание на доске.     Упр.12, с. 19 в учебнике.  - Прочитайте домашнее зада-   ние про себя.  - На что особо надо обратить     внимание при выполнении     этого упражнения?     ( Показать образование слов     и выделить в словах при-     ставки).      - На этом работа клубного     заседания «Ключ и Заря»     завершена. Волшебница     благодарит за хорошую     работу Машу и Мишу и     всех участников клуба     «Ключ и Заря».   |    Учащиеся читают задание про себя.  Задают вопросы по выполнению задания.  Понимают, как надо выполнить домашнее задание.   |     Метапредметные результаты:   Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.   Личностные результаты:  осознавать смысл изучения правописания приставок, понимать значимость правильного написания приставок.       |         |          |