Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно Слушаем внимательно. Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим.
Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Актуализация знаний
Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь».
Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите “1”, если нет – “0”.
1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа.
2. Значимая часть слова – морфема.
3. Основа - часть слова без окончания.
4. Окончание - морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.
5. Корень - главная значимая часть слова.
6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.
7. Приставка - морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова.
- А теперь давайте проверим ваши ответы. Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки - ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 .
3.Практическая работа с языковым материалом.
Раз- или рас-? Тратить, звонить, жечь, считать, таять, чертить.
Делается вывод, формулируется правило самими детьми. - Молодцы, теперь давайте обратимся к учебнику на с.44.
4.Продолжим узнавать новое о приставках рас-, раз-, рос-,роз-.
- Задание: спишите, вставив пропущенные буквы, объясните выбор графически. (Слова на доске)
- Посмотрите внимательно на написание этих приставок. Всё ли здесь понятно? Что необычного вы видите? (в каких-то приставках пишется буква а, а в каких-то - о)
4.Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.
Дети формулируют тему и цели урока.
5.Первичное усвоение новых знаний.
- Давайте с вами проследим тенденцию и постараемся сделать вывод. Посмотрите, что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква О. Теперь - что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква А. Как вы думаете, от чего может зависеть написание букв а и о в этих приставках?
Дети высказывают предположения. Если никто не догадывается, учитель предлагает детям во всех словах проставить ударения.
Дети формулируют правило:
В ПРИСТАВКАХ РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕТСЯ БУКВА О, БЕЗ УДАРЕНИЯ - А.
Мне сказали: "Папа должен рядом с двойкой расписаться". Роспись делает художник, папа мог разволноваться.
Чтобы избежать расправы, одним росчерком пера ставлю закорючку справа, рядышком с оценкой 2.
Разгадал мой ход учитель и устроил мне разнос, россыпью слова рассыпал все с приставкой раз- и роз-:
Выдаю без размышленья звонким голосом своим: - Пишем а без ударенья, пишем эс перед глухим!
6. Динамическая минутка. – Поиграем в игру: если называется слово с приставкой на раз- , то вы топаете, если на рас-, то вы хлопаете. Слова: разогнаться, растоптать, разуться, распечатать, разбежаться, растолкать, раздеть, разгневаться, разодеться.
(Слова могут задаваться и самими ребятами как соревнование между рядами).
7.Первичная проверка понимания.
- На что очень похожи приставки раз- (рас-) – роз-(рос-)?
- Как их отличить друг от друга?
- Давайте потренируемся в разграничении приставок и омонимичных корней.
Распределительный диктант: в левый столбик дети записывают слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-), в правый - с корнями раст- ращ- рос.
- Все ли слова необходимо было записать? Какое слово было лишнее? Почему?
9.Рефлексия деятельности. Подведение итогов занятия.
- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.
1. Какова была цель нашего урока?
2.Выполнили мы поставленные цели?
3.Продолжите предложение:
Я узнал …
Мне удавалось …
Я испытывал трудности …
4. Подсчитайте свои баллы, выставьте соответствующую оценку за работу.
Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).
10.Домашнее задание.
Выучить § 7.Задание на ваш выбор.
1.Составить алгоритм написания приставки РАЗ- и РАС- в словах в форме сказки, то есть описать необходимые действия , а также порядок их выполнения с целью решения поставленной задачи. (Что надо делать, чтобы правильно написать приставку в слове?)