Просмотр содержимого документа
««Правописание приставок и предлогов»»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (11.01.2019г)
Учитель: Мухамадярова Венера Анасовна
Тема урока: «Правописание приставок и предлогов»
Цель урока: формировать умение распознавать приставки и предлоги; правильно их писать со словом и употреблять в речи;
Задачи: 1. Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога.
2.Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь.
3.Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.
4.Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Учащихся в классе - 30
Используемые учебники:
Русский язык 3 класс («Школа России»), авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация (среда POWERPOINT), карточки для индивидуальной работы, учебник, маршрутный лист.
Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный, игровой.
Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
Регулятивные УУД: определять и формулировать учебную задачу, корректировать, оценивать свою работу.
Коммуникативные УУД: вести учебный диалог с учителем и одноклассниками, работать в парах, выражать свои мысли, выступать перед аудиторией.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование умения отличать слова с приставками от предлогов;умение применять правила правописания предлогов и приставок; умение осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 3 КЛАССЕ
Технология проведения
Деятельность
учителя
Ход урока
(СЛАЙД 1)
Деятельность
учеников
Планируемые
результаты УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
Цель: -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Проверяет готовность класса к уроку, организует начало работы в маршрутных листах.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас буду вести я. Меня зовут…. Давайте поприветствуем друг друга. Я вижу, что у вас хорошее настроение и на уроке вы будете работать дружно и эффективно.
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание. (СЛАЙД 2)
Мы рады приветствовать вас в классе (читают по цепочке) Возможно есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло Пусть будет уютно и очень легко, Поручено нам вас сегодня встречать, Но начнем же урок, не будем зря время терять.
– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
- Прежде чем начнем урок , я хотела бы познакомить вас с маршрутным листом.Оцените себя.
- Соблюдаем наклон и правила посадки при письме. Записываем: Одиннадцатое января. Классная работа.Оцените себя.
Проверяют свою готовность к уроку, записывают число, "Классная работа". Вступают в диалог с учителем.
познавательные:
умение организовать рабочее место; умение воспринимать устную информацию.
II. Чистописание. Постановка цели урока.
(5 мин)
Цель: -организовать постановку цели урока
Организует постановку цели и планирование работы.
- Послушайте загадку:
Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю укрываю В лед реки убираю.
– Что это? (зима) (СЛАЙД 3)
– Найдите букву, которой обозначен мягкий согласный звук, запишем его (Зз). Теперь запишите его с той буквой, которая его смягчила (зи).Оцените себя.
– А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Выделите корень. (Зима – зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий.)
- Посмотрите на доску. Что вы видите? (кроссворд) Отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны будете выйти и записать отгадки и прокомментировать написание записанных слов.
Не снег и не лед, (на снежинках) А серебром деревья уберет. (Иней)
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
Верхняя одежда, надеваемая поверх платья, костюма. Бывает зимнее и демисезонное (Пальто)
В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе. На него показывает И слова все связывает. (Предлог)
У избы побывал – Все окно разрисовал, У реки погостил – Во всю реку мост мостил. (Мороз)
Два коня у меня, Два коня. По воде они возят меня. А вода тверда, Словно каменная! (Коньки)
Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет Не вода уже. А лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи за месяц это? (Январь)
Он в берлоге спит зимой Под большой сосной, А когда придет весна Просыпается от сна. (Медведь)
Рядом с дворником всегда. Разгребаю снег кругом. И ребятам помогаю Делать горку, строить дом. (Лопата)
Перед корнем подставляем Эту часть. Как называем? (Приставка)Оцените себя.
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Предлоги и приставки.) (СЛАЙД 4) Чему мы будем учиться на уроке? (Правильно писать предлоги и приставки) (СЛАЙД 5)Оцените себя.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют цель и тему урока.
познавательные: умение воспринимать и строить устное высказывание
регулятивные:
умение определять и формулировать цель тему урока
III.Актуализация знаний.
(5 мин)
Цель:
- организовать актуализацию знаний
Показывает на карточках и словарные слова с пропущенными орфограммами .Организует работу в парах. Организует самопроверку и самооценку работы.
- Ребята, а теперь давайте поиграем. Итак, правила игры: у каждого ученика есть карточка со словом. Ученики, которые сидят на месте первого варианта должны будут поднять карточку со словом, а дети, которые сидят на месте второго варианта по сигналу подсаживаются к другим ребятам и ищут себе пару. Кто нашел пару выходят вперед.
Дети читают свои получившиеся словосочетания, вставляют нужную букву: (СЛАЙД 6)
доехал до гор..да
наклеил на р..сунок
впустил в комн..ту
отплыл от бер..га
постучал по дер..ву
подсунул под меб..ль
зашёл за д..ревню
пропел про р..машку
надписал над к..мпьют..ром
Проверьте по образцу. (СЛАЙД 7)
-Чем отличается группа слов справа от группы слов слева? (Слева - глаголы, справа - существительные с предлогами.)
-В чём сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок в каждом словосочетании?
- А теперь составьте с вашим словосочетанием предложение, подчеркните предлог и выделите приставку. Оцените себя.
Объясняют правописание словарных слов. Работают в парах. Один учащийся класса читает составленное предложение. Остальные проверяют свою работу и оценивают.
коммуникативные:
умение вести учебный диалог с одноклассниками
личностные:
умение оценивать свои учебные достижения
познавательные:
умение составлять письменное высказывание
IV. Решение учебной задачи
(12 мин)
Цель: организовать проблемный диалог и подвести к формулировке правила.
Физминутка
С помощью проблемной ситуации и частично - поискового метода подводит учащихся к формулировке правила.
-А теперь посмотрите на экран. Снеговик подготовил для вас задание. (СЛАЙД 8)
- С какой трудностью вы столкнулись в задании? (Не знаем когда маленькие слова в скобках нужно писать раздельно, а когда слитно.).
- Почему? (Не знаем правило как правильно писать).
-Прочитайте слова. Как вы думаете какие слова написаны в 1 столбике, во втором столбике?
-Какой заголовок дадим словам 1 столбика? (Приставки) А словам 2 столбика? (Предлоги) (СЛАЙД 9)
*(по)желать (по)желанию
(до)бежал (до)леса
(за)шёл (за)другом
(с)катился (с)горки
(на)клеил (на)бумагу
-1отличие. Как вы думаете чем является приставка (частью слова)
-Чем является предлог? (частью речи)
- 2 отличие. Для чего служит предлог? (Служит для связи слов в предложении)
-Что образует приставка? (образует новые слова)
-3 отличие. Как пишется приставка? (слитно)
-Как пишется предлог?( раздельно)
- Напишите в тетради правильно слова 1 столбика и 2 столбика. Как будете писать 1 столбик? Как назовёте этот столбик? Аналогичная работа со словами из 2 столбика. (СЛАЙД 10)Оцените себя.
-4 отличие. А как вы считаете между предлогом и словом можно поставить вопрос или какое-нибудь слово? (Да можно, доказывают)
- Можно поставить слово между приставкой и корнем?(нет, доказывают)
- 5 отличие. Предлог может встречаться перед глаголом?(Нет. Перед глаголом встречаются только приставки. Приставка – с разными частями речи. Предлог не может быть перед глаголом.)
-Вывод. Назовите все отличия. Что вы теперь можете сказать о правописании предлогов и приставок? (приставки пишутся слитно, предлоги – раздельно)(СЛАЙД 11)
Комментируют выполнение задания. Обнаруживают незнание правила правописания предлогов и приставок. С помощью учителя находят отличия. выводят правило . Формулируют правило.
коммуникативные:
умение вести учебный диалог с учителем и одноклассниками; умение строить устное высказывание
познавательные:
умение ориенти-роваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;умение формулировать проблему, доказывать свою точку зрения
регулятивные: умение определять и формулировать учебную задачу
V. Закрепление (5 мин)
Цель: -организовать работу с применением новых знаний
Организует работу в парах, коллективный анализ . Организует самостоятельную работу.
Поставить музыку
Работа по учебнику стр. 132 и стр.133
-Сравниваем наше правило (памятку) и правило по учебнику.
Вывод.
- А сейчас посмотрите на доску…что это такое? (Окно, а за ним зимний пейзаж.) По виду из окна составьте и запишите предложение, используя слова с предлогом и приставкой. (За окном на рябину прилетели птицы.) Выделите их. Оцените себя.
-А что это за птицы? Почему их так назвали? А вы знаете, что после зимы выживают 2 из 10 птичек? Как вы думаете, что для них страшнее: голод или холод? Как мы должны им помочь в эту зимнюю пору?
В парах читают памятку и правило. Выполняют самостоятельно упражнение. Объясняют написание слов с приставками и предлогами. Проверяют работу
познавательные: умение осуществлять анализ объектов, умение воспринимать устную информацию.
регулятивные: умение оценивать свою и чужую работу, умение искать и анализировать информацию
VI.Рефлексия деятельности
(5 мин)
Цель:
- обобщить знания, полученные на уроке;
-создать условия для рефлексии,
Организует обобщение знаний.
Организует самоконтроль и самооценку.
- Давайте посмотрим на нашу лестницу знаний. Как вы думаете, мы все сделали для того, чтобы достигнуть цели (СЛАЙД 12)
- Какая была тема урока? (Правописание предлогов и приставок.) (СЛАЙД 13)
- Какую цель ставили? (Научиться писать слова с приставками и предлогами.) (СЛАЙД 14)
- Что мы создали на уроке? (Создали памятку.)
- Можно сказать, что вы учились? (Да.)
- Оцените свою работу по маршрутным листам.
- Когда человек хорошо справляется со своей работой, он доволен, у него поднимается настроение.
Составляют устные высказывания о том, что узнали на уроке. Заполняют маршрутный лист. Записывают домашнее задание.
познавательные: умение обобщать свои знания по теме; умение составлять устное высказывание. регулятивные:
умение оценивать и корректировать свою работу
личностные умение оценивать свои учебные достижения
VII. Домашнее задание
(2 мин.)
Организует запись и разбор д/з; отвечает на вопросы.