Тема: НАБЛЮДЕНИЕ НАД РОЛЬЮ ПРИСТаВКИ В СЛОВЕ.
ОПРЕДЕлеНИЕ ПРИСТАВКИ
Цели:
воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
формировать интерес к слову;
наблюдение над приставками и их ролью в слове;
развивать умение выделять приставку в слове;
сформулировать с детьми определение приставки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и введение в новый раздел.
На средней доске слова, на боковых – модели.
- Запишите слова в два столбика, чтобы они соответствовали схемам-моделям.
Два ученика работают у доски, остальные дети – в тетрадях.
- Все слова выписали? Почему остались слова?
(Слова приморский, заморозки, не подходят к схемам-моделям. У них есть часть перед корнем – приставка.)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Какую часть будем изучать?
- Мы уже знакомились с приставками на страницах любимой Азбуки. Но теперь нам предстоит узнать побольше об этой части слова.
IV. Наблюдение над ролью приставки.
Грамматическая сказка. Пригласили приставки к себе в гости слова разных частей речи: слова-признаки, слова-названия, слова-действия.
Два слова поспорили, кто из них может подружиться с большим количеством приставок. Это были слово-действие бежать и слово-название мороз.
Помогите им решить спор.
На доске – приставки и слова-«спорщики»:
по-, в-, вы-, из-, под-, про-, с-
бежать мороз
- Сначала запишем в столбик, с какими приставками подружится слово бежать, то есть какие слова получатся.
- Получилось, что слово-действие (глагол) подружилось со всеми приставками.
- А слово мороз?
Дети пробуют образовать слова с помощью приставок от слова мороз.
Возникает затруднение, если дети сами не справятся, учитель помогает.
- У нас появилось только одно слово –
Дети записывают во второй столбик:
мороз
- Кто победил в споре?
- Глаголы чаще употребляются с приставками.
- Запишем предложение со словом-победителем.
Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях.
Серёжа побежал домой по тропинке через лес.
- Найдите слово с приставкой.
- Выделите приставку. А по тропинке, что, не подходит?
- Можно сказать, где приставка, а где предлог?
- Значит, чему нам нужно научиться?
V. Работа над правилом (с. 84).
1. Формулирование выводов детьми.
- Приставка – это часть чего...?
Учитель записывает на доске:
- Где она стоит в слове?
Запись на доске дополняется:
- С чем можно спутать приставку?
- В чем отличие? Как пишутся приставки со словами? А как пишутся предлоги?
Запись на доске дополняется:
– пишется слитно
- Для чего нужны приставки? Что образуем с их помощью?
Запись на доске:
– образуют новые слова.
Учитель просит одного ученика подвести итог, рассказать, что такое приставка по плану на доске.
2. Чтение правила (с. 84).
Учитель. Прочитайте правило в учебнике, сравните со своими выводами.
Дети читают, высказывают свое мнение.
VI. Первичное закрепление.
Упр. 133, с. 84. (Коллективно, по заданию.)
Запись в тетрадях:
Учитель. Какая часть общая у всех?
Дети. Приставка
Дети могут обратить внимание на суффикс , учитель объясняет его роль в этих словах: действие уже свершилось.
Учитель. Какое значение вносит приставка в слова?
VII. Итог урока.
Что такое приставка?
Может ли слово состоять из одной приставки? Почему?
Домашнее задание: упр. 112, с. 52 (дидактический материал).