6
Тема: «Правописание безударных окончаний имён существительных»
Ход урока
Орг. момент
Стихотворение о письме
Здравствуйте, ребята!
Я сегодня пришла к вам на урок с необычным предметом.
Я принесла вам семейную реликвию
Что такое реликвия?
Реликвия – это вещь, свято хранимая как память о прошлом. Слайд
Кто-то из вас может сказать, что означает этот треугольник
В помощь вам видеофрагмент Слайд
Что это за треугольник?
А почему мы говорим сегодня с вами об этом?
Такие письма писали во время войны.
Во годы Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую армию доставлялось 70 миллионов писем.
Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в .дефиците
Конверт-треугольник — обычно тетрадный лист бумаги.
Актуализация знаний
Чтобы письмо дошло до адресата, что на нём должно быть указано?
(От кого и кому)
Найденное письмо пострадало от времени, и мы не всё можем прочитать.
Я сделала копии этого письма для вас. Они лежат на столах. Рассмотрите письма.
Что написано на треугольнике? Письмо Даш
Даша – получатель или отправитель?
Это письмо поставило перед нами задачу. Сформулируйте вопрос этой задачи? Какое окончание у слова Даши?
Какие варианты решения вы предлагаете?
2 варианта: Даша - получатель и тогда у слова окончание Е, т.к. ж.р., 1 скл., Д.п.; Даша – отправитель и тогда у слова окончание И, т.к. ж.р., 1 скл, Р.п.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Как будет звучать тема урока?
(Учащиеся формулируют тему урока)
Действительно, сегодня мы изучаем правописание безударных окончаний имён существительных тему на доску
Эта тема для вас нова?
-Как вы думаете, для чего мы изучаем эту тему?
Высказывания учащихся
(грамотно писать, уметь подбирать слова-помощники, закрепить падежи, правильно определять падеж и склонение существительных)
Учитель обобщает цели урока
- учимся писать окончания имён существительных по алгоритму, думаем, рассуждаем;
- развиваем умение определять падежи имён существительных;
- трудимся добросовестно, работаем активно в парах…
Письмо запечатано. Можем ли мы открывать и читать чужие письма?
Чужие письма открывать нельзя. Это письмо с фронта. Сколько ему может быть лет?
Вещи, которым более 50 лет, становятся музейными материалами, достоянием истории, семейной реликвией. Это уже документ, по которому мы можем узнать о нашем прошлом.
Вскройте письмо, ознакомьтесь с содержанием.
Прочитай!
Здравствуй
… Вот уже месяц на фронте. Я нахожусь в команде разведчиков… Живём в землянке вместе с приятелем из-за Волги. В бинокль видно, что на левом берегу в деревне люди ходят свободно, на полях стоят снопы ржи.
Помогай маме. Пиши чаще.
Твой отец Петр. 26 июля 1942г.
4. Первичное закрепление в знакомой ситуации
Письмо невозможно восстановить полностью. Некоторые предложения безвозвратно потеряны для нас, не дописано несколько слов.
Какое задание вы себе сами бы дали к этому упражнению? Ответы детей.
Чем вы воспользуетесь? Правилом.
Как оно звучит?
Работа в парах.
Вставьте пропущенные окончания, подпишите сверху склонение и падеж.
Самопроверка.
Кто выполнил это задание без ошибок?
Кто допустил ошибку? Зачитай нам это слово.
Я предлагаю закончить первую стручку письма обращением.
Что такое обращение?
Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью
Как может звучать это обращение в письме?
Как оно выделяется на письме?
Вернёмся к лицевой стороне письма.
Даша – отправитель или получатель?
Значит какую букву допишем?
Физкультминутка
Мы на месте ходим в ногу,
Словно вышли на парад.
Отдохнули мы немного,
Снова парты ждут ребят.
5, Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Я предлагаю самим побыть в роли Даши и написать письмо от её имени.
С чего начинается письмо?
О чём будете писать дальше? Спрашиваем
По цели высказывания какие это предложения? Вопросительные
Затем?
Чем закончите своё письмо?
Чтобы вам легче было написать письмо, предлагаю опорные слова. В школе, у братишки, сестрёнки, с мамой, до встречи
С какой орфограммой вы встретитесь в этих словах?
Вам в этом поможет таблица со склонениями.
Написание письма.
Кто желает прочитать своё письмо?
Молодцы!
Какие буквы вы вставили в слова?
Письмо написано. Поучимся складывать его.
Запечатывание письма. Видео.
Подпишем письмо. Как?
Петру
Письмо от Даши
Покажите свои треугольнички
6. Итог урока
В первом случае Даша была кем? Получателем
Во втором? Отправителем
Значит мы ещё раз с вами доказали, что у окончания есть важная функция смыслоразличительная
Стихотворение
7. рефлексия
Вывести на слайд:
1 сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
Миллионы людей погибли в годы Вов. Кто-то из них стал героем, получил ордена и медали, а кто-то пропал без вести. Но без них, без этих судеб, не было бы великого противостояния жизни и смерти. Я хочу, чтобы вы всегда об этом помнили, и 9 Мая, в день семидесятилетия великой победы, поздравили своих близких, ветеранов войны и труда с этим праздником.