kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок систематизации знаний

Цель: формировать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.»

Предмет: русский язык

Дата проведения: 01.02.2022

Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.

Тип урока: урок систематизации знаний

Цель: формировать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Задачи:

Образовательная:

-умения изменять прилагательные по вопросам;

-правильно писать безударные падежные окончания прилагательных женского рода;

-закрепить ранее изученный материал: изменение имен прилагательных по родам, числам, падежам;

-содействовать формированию умения правильно писать падежные окончания имен прилагательных женского рода.

Развивающая:

-создавать условия для развития внимания, памяти, развивать мыслительные операции (анализ, сравнение), познавательного интереса к русскому языку через учебную деятельность;

Воспитывающая:

-способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности, ответственности, активности;

-воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;

-познакомить с профессией журналиста, воспитывать уважение к людям любой профессии.

Планируемые результаты:

ЛичностныеУУД:  установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Коммуникативные УУД: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах и малых группах.

Познавательные УУД:  уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; определять род, число, падеж имён прилагательных; правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном числе.

Оборудование: толковые словари; выставка книг, газет; портреты писателей; таблицы «Безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном числе»; карточки для индивидуальной, парной и групповой работы; презентация.




Технологическая карта урока


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

2 мин

-Прочитайте слова французского философа Жан-Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»

-Как вы понимаете эти слова?

-Пусть эти слова будут сегодня на уроке нашим девизом. Желаю вам убедиться в словах этого философа.

Соединить пальцы со словами:
Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)





Если постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению, то можно добиться больших успехов.


II. Самоопределение к деятельности

3 мин

-Задумывались ли вы уже, кем вы будете, когда вырастите?

-Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией:

Речь и дикция отменны,

на экране всюду первый.

Пишет, интервью берет,

свои рубрики ведет.


Ответы детей.





Журналист.

- Кто такие журналисты?

-Скажите, а в нашем городе выпускаются газеты? Вы знаете, как они называются? Кто выписывает газеты местного издательства?

-Ребята, а вы знаете, что у нас в школе тоже есть юные журналисты, это учащиеся средних классов, которые выпускают школьные газеты. Из них можно узнать о жизни нашей школы.

Демонстрация газет (городских и школьных).


-Сегодня вы, ребята, попробуете себя в роли журналиста в нашем классе.


-Журналист - это человек, который должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова.

-Какими словарями будем пользоваться?






-У каждого есть план урока. После выполнения каждого задания, вам необходимо напротив поставить либо + (если вы это задание выполнили хорошо и без ошибок), - (если выполнить задание вам не удалось) или ? (если у вас останутся вопросы)


План урока Задания

Успешность

+ или -

Минутка чистописания


Словарная работа


Склонение словосочетания прил.+ сущ.


Работа с текстами писателей


Работа по учебнику


Задание по выбору


Задание «Корректор»


Тест


Самооценка

Оценка:


Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.

Ответы детей.








Дети работают с толковыми словарями. Ищут информацию в сети Интернет.

ЖУРНАЛИСТ - литературный работник, занимающийся журналистикой.

ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).


Дети рассматривают план.


















III. Актуализация опорных знаний

5 мин


1. Повторение об имени прилагательном

-Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом.

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?...

-С какой частью речи мы работали на прошлых уроках?

-Вспомним всё, что знаем о прилагательном. На столах лежат схемы кластера. Заполните их.


Кластер




Изменяется

род

падеж


Имя прилагательное

Часть речи


Признак предмета

Согласуется с существительныммм

число


Отвечает на вопросы: какой? какая? какое?









2. Минутка чистописания.

-Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать.

Сочетания букв записаны на доске каллиграфически.

ая ой ее ый ое яя ий

- Что вам напоминают данные сочетания букв?

- Распределите их на группы.

-Запишите сочетания в тетрадь:

1ряд - окончания имён прилагательных женского рода -ая , -яя

2 ряд - окончания имён прилагательных мужского рода -ий, -ый, -ой

3 ряд - окончания имён прилагательных среднего рода -ое, -ее.
















Имя прилагательное



Дети объединяются в группы, заполняют кластер.


Проверка.



















Окончания имен прилагательных.

Окончания мужского, женского и среднего рода

Дети записывают сочетания букв, обращая внимание на соединения и правильное написание букв.


IV. Формулирование темы и цели урока

1 мин

- Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока?

- Используя опорную запись, поставьте задачи урока.

Закрепить………

Упражняться……….

Задуматься ……..





-Вспомним алгоритм действий при написании окончаний имен прилагательных:


Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.


Закрепить знания об имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных, задуматься над его ролью в тексте и нашей речи.


1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

2. Определить падеж и род существительного.

3. По падежу существительного определить падеж и род прилагательного.

4. Вспомнить окончания прилагательных или сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.

V. Систематизация знаний

4 мин

1. Словарно-орфографическая работа

Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.


На экране слова с пропущенными буквами.

-Запишите лова.

Уч..ник, а..уратный, б..седа, ж..лтый, с..мена, инт..ресный, ру..кий, к..стрюля, ябл..ко.

-На какие две группы можно разделить слова?

Докажите.






- Найдите среди словарных слов имена прилагательные, подберите к ним существительные.

-Просклоняем эти словосочетания.

1р.– русский язык

2р.– интересная беседа

3р.– желтое яблоко







Дети записывают слова, вставляя пропущенные буквы.

Проверка по образцу.

Имена существительные и прилагательные.

Имя существительное - часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?.

Имя прилагательное - часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?.

Три ученика у доски, остальные записывают в тетрадях.

Проверка.

Физминутка

1 мин

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


Учащиеся выполняют движения.

V. Систематизация знаний (продолжение)

10 мин


2. Работа с текстами

На доске портреты писателей: К.Паустовский, С.Михалков, И.Крылов, А.Гайдар, А. Пушкин.

-Назовите фамилии писателей.

-Как вы думаете, что их еще объединяет?

-Эти писатели были еще и журналистами. К.Паустовский и С.Михалков в годы ВОВ - военными корреспондентами.

Учитель обращает внимание на выставку книг.

-Писатели в своих произведениях тоже использовали имена прилагательные.


-Прочитайте отрывки, определите произведение, автора.

Однажды Григ встретил в лесу маленьк.. девочку с двумя косичками – дочь лесника.

(К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)


Отпустил он рыбку золот..
И сказал ей ласков.. слово:
«Бог с тобою, золот.. рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в син.. море,
Гуляй там себе на просторе».
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)


-Выписать словосочетания, вставить окончания, определить род, падеж.



3. Работа по учебнику

Мы с вами выяснили, что журналисты пишут статьи в средства массовой информации – газеты, журналы, на радио и телевидение. Их основной рабочий инструмент – слово. Журналист должен хорошо разбираться в определении лексического значения слова, правильно использовать его формы.

Упр. 79 с.37

-Прочитайте. Объясните лексическое значение выделенных словосочетаний.





-В каждой группе слов найдите лишнее. Почему оно лишнее?


-Списать, дописывая окончания. Подготовьтесь объяснить написание.

Записывают три группы слов по рядам.

Самостоятельная работа. Проверка по образцу.



К.Паустовский, С.Михалков, И.Крылов, А.Гайдар, А. Пушкин.

Ребята испытывают затруднения.







Читают отрывки. Определяют автора и название.












Дети выписывают словосочетания, определяют падеж, род имен прилагательных. Правильно пишут окончания. (Комментированное письмо)







Солнечное настроение – радостное.

Алюминиевая кастрюля – кастрюля, сделанная из алюминия.

На фарфоровой тарелке – на тарелке из фарфора.


Алюминиевая кастрюля – ж.р.

Волнистой лентой – ж.р.

О весеннем празднике – м.р.


Учащиеся проверяют.

Физминутка для глаз

1 мин

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!


Учащиеся выполняют движения.

V. Систематизация знаний (продолжение)

5 мин

4. Задание по выбору (дифференцированное)

Журналист собирает материал, чтобы написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым, полным, точным? (им. прил.)


-Я вам предлагаю 2 текста (на выбор). Вам необходимо подобрать подходящее по смыслу имя прилагательные. Но в 1 тексте имена прилагательные вы будете выбирать из слов для справок. А во 2 тексте - подбираете сами.


Выбирайте задание, записывайте предложения в тетрадь.

Определить  род, падеж имен прилагательных.


1 текст (базовый уровень)

Взошло над лесом … солнце. … инеем украсились ветки берез. На … скатерти полян видны … узоры звериных и птичьих следов. 

Слова для справок: зимнее, серебристый, белоснежный, чудесный.


2 текст (повышенный уровень)

Наступила ... осень. Ветер срывает... листья и устилает ими ... землю. Огнём пылает ... листва осени. Озимь на полях стелется, как ... ковёр.



5. Задание «Корректоры»

Текст написан, но нужно журналисту еще раз его проверить, все ли правильно. Журналист отдает на проверку свои статьи корректорам.

-Вы сейчас будете в роли корректоров.

-Прочитайте текст. Что обнаружили?

Было ясное летние утро. По синим небу плыла легкая туча. С ближнему поля поднялись крикливыми гуси.









Дети выбирают карточки. Записывают предложения, подбирая нужные по смыслу имена прилагательные. Определяют  род, падеж имен прилагательных.


















Дети объединяются в пары, исправляют ошибки.

Проверка.


VI. Проверочная работа

3 мин

Чтобы пропустить статью в печать, ее еще проверяет редактор, который работает с текстом, исправляет содержание в соответствии с требованиями определённого жанра. И чтобы статью не вернули, журналист должен максимально правильно все написать. Вот и вы сейчас покажете знания по нашей теме.

1.Имя прилагательное – часть речи, которая:

а) обозначает предмет;

б) обозначает признак предмета;

в) обозначает действие или состояние;

2. Указать имена прилагательные:

а) бледнеть;

б) бледноватый;

в) бледнота;

3. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени;

б) числа;

в) рода;

4. Указать имена прилагательные с окончанием –ая:

а) дальн… дорога

б) осенн… грязь

в) лучш… ученица

5. Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:

а) у син… реки

б) свеж… карп

в) свеж… зеленью

6. Укажите, в каких словах пишется окончание –ей:

а) зимн… сон

б) зимн… погодой

в) вечерн… звон


-Если не допустили ни одной ошибки, поставьте «5».

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

более 3 ошибок – «2»







Дети выполняют тест.


Проверка:

1. б

2. б

3. а

4. в

5. б

6. б

















Ставят оценку в лист достижений.

VII. Рефлексия урока.

3 мин

Анализ листов достижений.

-Вернемся к плану нашего урока. Просмотрите успешность выполнения заданий и оцените себя.

Отметки за урок. Комментирование отметок.

- По какой теме мы работали?

- Продолжите предложение и выразите свое мнение по данному уроку.

Сегодня на уроке:

повторил(а)

упражнялся (лась)

было интересно …

узнал(а) …


-Вернемся к нашему девизу. Как вы считаете, вы убедились в том, что вы талантливые дети? Много ли вы умеете?

-Что нужно делать, чтобы развивать талант, умения?


Дети оценивают свою работу на уроке.



Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.


закрепил знания об имени прилагательном,

упражнялся в правильном написании окончаний прилагательных

было интересно узнать о профессии журналиста


Нужно много работать.


VIII. Итог урока

1 мин

-Где вам пригодятся полученные знания?

-Зачем нужно правильно писать окончания прилагательных?


Прилагательные делают нашу речь богаче. Нужно уметь говорить правильно и красиво.


Домашнее задание:

1 мин

Задание по выбору:

1. Упр. 76 с.36. Вам необходимо списать, дописывая падежные окончания имён прилагательных.

2. Написать небольшой текст об интересном событии, произошедшем когда-то в нашем городе.

3. Придумать вопросы по теме урока для интервью.




Дети записывают одно из заданий в дневник.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.

Автор: Олеся Александровна Кузнецова

Дата: 18.12.2024

Номер свидетельства: 662172

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе. "
    ["seo_title"] => string(107) "pravopisaniie-padiezhnykh-okonchanii-imien-prilaghatiel-nykh-v-iedinstviennom-i-vo-mnozhiestviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "182621"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425562217"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе."
    ["seo_title"] => string(78) "pravopisanie_padezhnykh_okonchanii_imen_prilagatelnykh_v_edinstvennom_chisle_1"
    ["file_id"] => string(6) "662186"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1734553228"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Краткосрочный план по русскому языку в 4 классе на тему "Склонение имен прилагательных женского, мужского и среднего рода единственного числа""
    ["seo_title"] => string(161) "kratkosrochnyi-plan-po-russkomu-iazyku-v-4-klassie-na-tiemu-sklonieniie-imien-prilaghatiel-nykh-zhienskogho-muzhskogho-i-sriedniegho-roda-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "266487"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450176512"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе"
    ["seo_title"] => string(115) "sklonieniieipravopisaniiepadiezhnykhokonchaniiimienprilaghatielnykhmuzhskoghoisriednieghorodaviedinstviennomchislie"
    ["file_id"] => string(6) "339520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471337772"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа "
    ["seo_title"] => string(127) "pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-prilaghatiel-nykh-muzhskogho-i-sriedniegho-roda-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "117866"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412945300"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства