kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок способствует овладению навыком правописания имен существительных множественного числа в родительном падеже.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже»

План-конспект урока по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Красикова Елена Станиславовна,

учитель начальных классов,

МБОУ ЛИТ

Класс

4 класс

Тема урока

Правописание окончаний имен существительных множественного числа.

Количество часов

1 ч

Цель

Познакомить с особенностями склонения существительных во множественном числе родительного падежа, дать представление об образовании и употреблении в речи формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных. Формировать умение правильно склонять существительные во множественном числе.

Задачи

Задачи:

-формировать умение правильно писать окончания имен существительных множественного числа, в родительном падеже, употреблять в речи слова в данной форме.

Познавательные – определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Регулятивные  принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий ( в предоставленном справочном материале ) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные -  читать вслух и про себя предоставленные тексты , понимать прочитанное; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений. обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные: Осознанно выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках; проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям.


Методы и технологии обучения


Объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.


Технические средства и наглядность

Карточки для групповой работы, слайды на интерактивной доске, мешочек с предметными картинками.

Ожидаемые учебные результаты

Овладеть навыком правописания имён существительных множественного числа и существительных множественного числа в родительном падеже.





План-конспект

Основные этапы урока. Содержание.

Формируемые УУД

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Мотивация к учебной деятельности (1 мин)




Психологическая установка на работу.

Одному или одной

Трудно справиться с учебой

Мы поможем и Лазизе, и Икболу,

Нурайым и Айшане

Слово «мы»

Сильней, чем «я».

Мы – семья

И мы – друзья.

Какими мы сегодня будем на уроке?



















Внимательным, думающим, творческим, аккуратным , старательным

Записывают число, классная работа.

Задача этапа: настроить детей на успешную работу

УУД: личностные: помочь осознать необходимость и ценность общения с детьми разных национальностей.

Для детей-мигрантов: обрести уверенность в себе и чувство значимости для нашего коллектива.


Актуализация знаний (5 мин)

Игра-занятите. Из мешочка вы достаете картинку на которой изображен предмет, называете его, со словом один, одна, одно и определяем род и склонение существительного. А дети с третьего ряда "цепочкой" называет этот предмет со словом много, а если кто считает, что неверно названо слово, поднимает руку. Записываем слова в единственном числе, с проговариванием, устно определяем род и падеж.



















Как двумя словами сказать, что мы записали?

Проговаривают название предмета, изображенного на картинке, устно определяют род и склонение.

один- огурец( сущ м р 2 скл) -много огурцов

одно- яблоко (сущ 2 скл.ср род)- много яблок???

одна - морковь (сущ 1 скл) - много моркови

один- помидор (сущ 2 скл) - много помидоров??? (помидор) Не знаем как правильно сказать.

один мандарин (сущ м р 2 скл) - много мандаринов (мандарин)???

одна - свёкла (сущ ж р 1 скл) - много свёклы

Овощи и фрукты.

Задачи этапа урока:

Подготовить к восприятию новой темы

Познавательные –развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, наблюдать, формировать умение классифицировать существительные, развивать орфографическую зоркость, для детей-мигрантов повторить, выучить название отдельных предметов в разделе "овощи и фрукты", научиться определять род существительных.

Коммуникативные - содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической речи, детям-мигрантам на примере известных им названий предметов показать свои знания и почувствовать себя уверенными в своих возможностях.







 Создание проблемной ситуации. Целеполагание.(2 мин)



Слова какой части речи мы записали?

В каком числе записаны существительные?

А как вы думаете, почему мы не стали записывать эти существительные во множественном числе?





Это имена существительные.

В единственном числе.

Не знаем как писать, а учитель не сказал.

Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока.


Так как же будет правильно сказать:

Много мандарин или мандаринов?

Много апельсин или апельсинов?

Много помидор или помидоров?






Поставим цель урока,



Чему должны научиться?






- Предложите план, по которому будем действовать














Правописание существительных множественного числа

Грамотно писать имена существительные во множественном числе.

(сущ. во мн.ч.)



Просклоняем имена существительные во множественном числе и увидим окончания.




Выявление места и причины затруднения (1 мин)



- Какого они рода? (Проблема)

- Как определить род у имени существительного во множественном числе? - Укажите род записанных существительных.



Сделайте вывод, как определить род у существительных множественного числа?


Не можем определить род

Надо изменить форму слова на единственное число и определить род.

Задачи этапа: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

УУД: познавательные,

регулятивные.

Для детей-мигрантов: научиться определять род существительных во множественном числе.

 Открытие нового (13 мин)

Построение проекта выхода из затруднения (какие знания применяю)



Наблюдение за окончанием имён существительных во множественном числе.

Окончания имен существительных во множественном числе

И.п -а, -я, -ы, -и.

Р.п. - , - ов, -ев, - ей.

Д.п. -ам, -ям.

В.п. -а, -я, -ы, -и, -ей, -ов, -ев.

Т.п. -ами, -ями.

П.п. - ах, ях.

- Опираясь на данную таблицу  Просклоняйте существительные, выделите окончания:(правописание сущ в Р п подсказывает учитель)

1 вариант – огурцы

2 вариант – яблоки

3 вариант – свеклы

- Сравните окончания по вариантам. Какой вывод можно сделать?

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

Будем разбираться.

Огурец - сущ в ед ч м. р, -ов- огурцов

Помидор - сущ в ед ч м р -ов, помидоров

мандарин - сущ в ед ч м р - ов, мандаринов

апельсин - сущ в ед ч м р -ов, апельсинов

яблоко- сущ в ед ч ср р - . - ,яблок

дыня - сущ в ед ч ж р -. - , дынь

репа - сущ в ед ч ж р - - реп

Какое окончание у существительных в родительном падеже

Таблица на доске:

М.р.


Ж.р.

Ср.р.

-ов, -ев, -ей

-ей, 

-ов, -ев, 



3 человека работают у доски

И п - огурцы

Р п - огурцов

Д п- огурцами

В п - огурцы

Т п огурцами

П п в огурцах

И п - яблоки

Р п - яблок

Д п - яблоками

В п - яблоки

Т п - яблоками

П п - в яблоках



Затрудняемся ответить, т к у всех записанных слов оно разное.



Запись слов и выделение окончаний.













Обучающиеся самостоятельно делают вывод.




Задача этапа: формировать умение писать окончание существительных во множественном числе.

УУД: познавательные

Регулятивные

Для детей-мигрантов: от неосознанного запоминания(выделения) окончаний ребенок идет к наблюдению закономерностей, затем подводим его к базовой закономерности.

Физминутка (2 мин)





- Отдохнем. Встаньте. Я буду называть существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа, а вы ставите его в форму родительного падежа множественного числа. Если в слове окончание -ов (-ев) – вы хлопаете в ладошки, если -ей – делаем повороты влево - вправо. Если назову существительное другого рода – вы садитесь.

Музыканты (ов))

Зайцы (ев)

Помидоры (ов)

Космонавты(ов)

Вещи (ей)

Улицы (()) – ж.р. улиц

а) – Существительные, какого рода было последним в физминутке? (женского)

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа женского рода?





















Женского



-ей или нулевое окончание





Задача этапа: выработка четких движений во взаимосвязи с умственной деятельностью.

УУД: коммуникативные, познавательные

Первичное закрепление с комментированием (8 мин)







А сейчас работаем в группах Каждая группа получает одинаковый текст со словами и выполняют различные задания.

Карточка: ключ.., шалаш…., мыш…, помощ…, встреч…., товарищ…, рож…, брош.., доч…, ноч…., удач…., птиц…., вещ…, ёрш…, краж…. чертёж….. москвич…

Задание 1 группы: найти слова мужского рода ед. ч.

Задание 2 группы: слова ж.р., ед. ч.,

Задание 3 группы - слова ж.р., мн. числа, в родительном падеже.

Индивидуальное задание для Лазизы Икбола, Нурайым и Айшане. Дети работают под руководством учителя. Соотнести картинки с проговариванием и записью трех предложений.













Дети обосновывают свой выбор, объясняют написание окончаний.





Под руководством учителя дети составляют предложения по картинкам и записывают их с проговариванием, выделяют окончание у имен существительных множественного числа.



Задача этапа: Развивать умения применять новые знания

УУД: регулятивные, познавательные

коммуникативные







Для детей-мигрантов:

Формирование грамматического строя речи, согласование числительных и существительных как единственного так и множественного числа. Выучить название отдельных предметов.

Самостоятельная работа с самопроверкой (8 мин)

1 группа. Составить и записать словосочетания, исправив окончания существительных множественного числа.

Стволы (дерево), крылья (самолёт), аромат (гриб),ключи от (дверь),нет тёплых (ботинки)

2 группа. Составить и записать словосочетания, исправив окончания существительных множественного числа.

восемь (заяц), пять (тетради),

восемь (учитель), шесть (комбайн), семь (улица)

3 группа. Составить и записать словосочетания, исправив окончания существительных множественного числа.

постройка (больница, аптека, клиника), покупка (пальто, костюмы, шляпы), сбор

( помидоры, яблоки, груши), починка (носки, чулки).

Индивидуальное задание для Лазизы Икбола, Нурайым и Айшане. Записать существительные во множественном числе,Р. п. (нет кого? чего?)



Записывают словосочетания, выделяя окончание, объясняя свой выбор.

Задачи этапа: развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения.



















Для детей-мигрантов:

На наиболее простых и понятных предметных картинках, которые соотнесены с названиями предметов, закрепить умение писать название предметов во множественном числе родительного падежа, выделять окончания, стараясь их запомнить.



Тестовая работа (3 мин)

В первом столбике отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.? Во втором столбике отметь существительные, которые пишутся без мягкого знака и объясни почему?


облака

 

помощ…

 

носки

 

москвич…

 

ботинки

 

ёрш…

 

места

 

ноч…

 

Задачи

 

встреч…

 

килограммы

 

удач…

 

Яблоки

 

доч…

 



- Сделайте вывод, когда после шипящих у существительных пишется мягкий знак и когда не пишется.











У сущ. 1 склонения в форме множественного числа родительного падежа после шипящих мягкий знак не пишется



















Дети обосновывают свои ответы





После шипящих мягкий знак пишется только у существительных 3 скл. ж.р. и не пишется в Р. п. мн. ч.

Задача этапа: проверить усвоение полученных знаний.

УУД: познавательные

Для детей-мигрантов: повторение шипящих звуков, определение написание мягкого знака после шипящих у имен существительных единственного и множественного числа.

Рефлексия (2 мин)







Подведём итог нашей работы.

-Над какой темой работали на уроке?

Какую ставили учебную задачу в начале урока?

Проверим полученные знания.

Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

Приведите примеры.

-Как пишутся имена существительные 1 склонения, оканчивающиеся на шипящий в родительном падеже множественного числа?

Составление рефлексивных высказываний:

- я выучил новые слова...

- я понял, что…

- теперь я могу…

- я научился…

 - меня удивило…



Кого хочется похвалить за активную работу на уроке ?

 





Правописание существительных множественного числа.

Научиться правильно писать окончание существительных во множественном числе.





Сапоги – нет сапог

У существительных 1 скл. в форме множественного числа родительного падежа мягкий знак не пишется.

Задачи этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, обобщить, сделать выводы, самооценка





УУД: познавательные, регулятивные, личностные.











Для детей-мигрантов:

Проверить, название каких предметов они выучили и умение называть эти предметы как в единственном, так и во множественном числе.



















































6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Красикова Елена Станиславовна

Дата: 17.01.2022

Номер свидетельства: 598094

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока русского языка на тему "Винительный падеж одушевлённых имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-vinitiel-nyi-padiezh-odushievlionnykh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420742573"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Дополнение – существительное в творительном падеже" Разработка урока 6-класс"
    ["seo_title"] => string(85) "dopolnieniie-sushchiestvitiel-noie-v-tvoritiel-nom-padiezhie-razrabotka-uroka-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "316567"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460112908"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "конспект урока  по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-4"
    ["file_id"] => string(6) "140617"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417973395"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiiaporusskomuiazykunatiemuimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "280508"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453385908"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Проверочный тест в 5 классе «Окончания существительных» "
    ["seo_title"] => string(65) "provierochnyi-tiest-v-5-klassie-okonchaniia-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "141093"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1418055449"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства