2. Развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.
Этап работы | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1.Мотивация к учебной деятельности (1 мин.) | Пусть на нашем уроке будет так. Начинаю предложение Глаза смотрят…. (и всё видят) Уши слушают …. (и всё слышат) Сначала думаю… (а потом говорю) Помню, что в классе….(я не один) Умею слушать… (мнение других) | Заканчивают предложения |
2.Актуализация знаний, пробное учебное действие. Выявление причины затруднения. (5 мин.) | Начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Игра: «Лишняя буква». На лепестках ромашки расположены буквы: я,е,ё,и,ь,ю Вот ромашка непростая, А чудесная какая. -Какую одинаковую работу выполняют эти буквы в нашем языке?? (Обозначают мягкость согласных звуков). – Какая буква лишняя?(Ь) – Почему? (Не обозначает звука).- Чистописание Прописываем ь знак по образцу ь ььььь кл.чден. кол.цо м.чжизн. пал.то л.драдост. мал.чик - Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой в словах 1-го столбика [л, м, л ,] -Что вы о них можете сказать? (мягкие согласные) - Как на письме обозначим мягкость согласного в этих словах? (буквами ю, я, ё) - Прочитайте слова II и III столбика - Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой во II столбике [н,, р,, т,] - В III столбике [л,] - Как на письме обозначить мягкость согласного в этих словах? (буквой – ь ) - Что общего в написании орфограммы в словах II и III столбика, в чем различие? (ь – обозначает мягкость согласных, но во II столбике – в конце слова, а в III столбике - в середине слова) Кто может назвать тему урока? (ответы детей) - Откройте учебник на странице 125. Прочитайте название темы урока « Правописание слов с мягким знаком на конце и перед другими согласными» Тема новая? | Находят лишнюю букву. Делят буквы на 2 группы . Предположительные ответы |
3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (6 мин.) | - Какую цель перед собой поставите? (Я хочу научиться писать слова с ь без ошибок… Я хочу грамотно писать слова…) Сегодня на уроке мы обобщим все знания об этой букве, которые получали в 1 и во 2 классах. Ь – это орфограмма? Алгоритм Четко произнести слово Послушать звук Исключить гласные, обозначающие мягкость Написать букву – ь Зная, что буква ь – орфограмма, применяя алгоритм, запиши слова-отгадки на мои загадки Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко Рога раскинув широко…Лось Это не кошка, смотри, берегись Идёт на охоту коварная …Рысь Одну меня не съешь, А без меня - не вкусна еда. (Соль) Даже в зимнюю метель Зелены сосна и … ель Записать транскрипцию слов, сосчитать количество звуков и букв. Вывод: ь – не имеет звука Ь – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Обозначает мягкость согласного звука Послушайте ещё загадку -И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой, Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой. Мы изящны и легки, мы - фигурные...(коньки) -Как думаете слова коньки и конь однокоренные? - Верно, слишком далеко разошлись их значения. А раньше это были однокоренные слова. Дело в том, что раньше полозья коньков спереди украшали фигурками, похожими на лошадиную голову. Если вы это запомните, вам будет проще запомнить безударную гласную в слове. -Почему мы должны запомнить его написание? (словарное) Записать слово 3 раза Назовитеоднокоренные слов конькобежец конькобежный коньковый конёк | Ставят цель урока Чтение правила из учебника Составляют схему слова Рассуждают Записывают столбиком Ответы на вопросы Делают вывод. |
4.Реализация построенного проекта (2 мин.) | -А как правильно перенести слова с ь знаком? - Давайте вспомним правила переноса слов . ( рассказывают правило) Вывод: При переносе не отделяется от согласной буквы. Выпиши из текста слова с ь в середине и раздели их для переноса. На дворе сильный мороз. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Юля читает. Маленькая Надя слушает. Кот Васька лёг спать в уголке. Силь-ный, уголь-ки, ма-лень-кая, Вась-ка. | Читают слова |
5.Физминутка (2 мин.) | Раз, два, три, четыре, пять, (Дети шагают) Начинаем отдыхать! ( Остановка) Мы проверили осанку (Руки на пояс) И свели лопатки. Мы походим на носках, А потом на пятках Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька - трусишка, И как серый волк - волчишка Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (Дети садятся) | выполняют движения |
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. (5 мин.) | Измените слова так, чтобы мягкий знак стоял в середине слова. огонь-… зверь-… пень-… день-… уголь-… Ребята, кто закончил, запишите ещё своих 2 слова с ь в середине . | Ответы на вопросы. |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (6 мин.) | Кроссворд - Впишите в клеточки слова, которые обозначают названия: 1. южного дерева 2.танца 3.мелкой рыбки 4.одежды 5. части руки 6. приспособления для движения поездов, трамваев. ( пальма, полька, килька, пальто, пальцы, рельсы) Передавая лист по часовой стрелке, вы должны контролировать друг друга | Работа в группах |
8.Включение в систему знаний и повторение. (5 мин.) | - Ребята, у вас нас на партах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы – решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет. 1). поймал, окун…ков, Игор…,пят…, на реч…ке. 2). Сил…ная, на, метел…, улице, началас… | Работа в парах. Проверка по экрану, чтение предложений |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2мин.) | -- Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою работу с помощью знаков ! – молодец + - хорошо, но… - - поработал недостаточно -Поднимите руку, кто понял и может научить другого. -Молодцы, ребята! Мы были вместе и у нас всё получилось. Спасибо за работу! | Самооценка |
10.Домашнее задание. (1мин.) | Написать 10-15 слов, названий животных с ь в середине или на конце слова. | Записывают в дневник |