kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание мягкого знака в конце и середине слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся научатся обозначать мягкость согласных на конце и в середине слова, переносить слова с мягким знаком.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание мягкого знака в конце и середине слова.»

Урок русского языка (2 класс) по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"


ЦЕЛИ УРОКА: 1. Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков.

2. Развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком, строить сообщения в устной и письменной форме, оценивать свои достижения при выполнении заданий анализировать, делать выводы.

Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Ресурсы:  презентация к уроку, карточки, учебник, тетради .

Этап работы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

(1 мин.)


Пусть на нашем уроке будет так. Начинаю предложение

  • Глаза смотрят….   (и всё видят)

  • Уши слушают …. (и всё слышат)

  • Сначала думаю… (а потом говорю)

  • Помню, что  в классе….(я не один)

  • Умею слушать… (мнение других)

Заканчивают

предложения




2.Актуализация знаний, пробное учебное действие. Выявление причины затруднения.

(5 мин.)

Начинаем урок русского языка.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Игра: «Лишняя буква».

На лепестках ромашки расположены буквы: я,е,ё,и,ь,ю

Вот ромашка непростая,

А чудесная какая.


-Какую одинаковую работу выполняют эти буквы в нашем языке?? (Обозначают мягкость согласных звуков).


– Какая буква лишняя?(Ь)

– Почему? (Не обозначает звука).-

Чистописание

Прописываем ь знак по образцу ь ььььь


кл.чден. кол.цо

м.чжизн. пал.то

л.драдост. мал.чик

- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой в словах 1-го столбика , м, л ,]

-Что вы о них можете сказать? (мягкие согласные)

- Как на письме обозначим мягкость согласного в этих словах? (буквами ю, я, ё)

- Прочитайте слова II и III столбика

- Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой во II столбике [н,, р,, т,]

- В III столбике [л,]

- Как на письме обозначить мягкость согласного в этих словах? (буквой – ь )

- Что общего в написании орфограммы в словах II и III столбика, в чем различие? (ь – обозначает мягкость согласных, но во II столбике – в конце слова, а в III столбике - в середине слова)


Кто может назвать тему урока? (ответы детей)

- Откройте учебник на странице 125. Прочитайте название темы урока « Правописание слов с мягким знаком на конце и перед другими согласными»


Тема новая?





Находят лишнюю букву.

Делят буквы на 2

группы









.

































Предположительные ответы

3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

(6 мин.)

- Какую цель перед собой поставите?

(Я хочу научиться писать слова с ь без ошибок… Я хочу грамотно писать слова…)

Сегодня на уроке мы обобщим все знания об этой букве, которые получали в 1 и во 2 классах.

Ь – это орфограмма?

Алгоритм

Четко произнести слово

Послушать звук

Исключить гласные, обозначающие мягкость

Написать букву – ь


Зная, что буква ь – орфограмма, применяя алгоритм, запиши слова-отгадки на мои загадки


Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко…Лось


Это не кошка, смотри, берегись

Идёт на охоту коварная …Рысь

Одну меня не съешь,

А без меня - не вкусна еда. (Соль)

Даже в зимнюю метель

Зелены сосна и … ель

Записать транскрипцию слов, сосчитать количество звуков и букв.

Вывод: ь – не имеет звука


Ь – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.


Обозначает мягкость согласного звука

Послушайте ещё загадку

-И мальчишки, и девчонки

очень любят нас зимой,

Режут лёд узором тонким,

не хотят идти домой.

Мы изящны и легки,

мы - фигурные...(коньки)  


-Как думаете слова коньки и конь однокоренные?


- Верно, слишком далеко разошлись их значения. А раньше это были однокоренные слова. Дело в том, что раньше полозья коньков спереди украшали фигурками, похожими на лошадиную голову. Если вы это запомните, вам будет проще запомнить безударную гласную в слове.

-Почему мы должны запомнить его написание? (словарное)


Записать слово 3 раза

Назовитеоднокоренные слов конькобежец конькобежный коньковый конёк

Ставят цель урока







Чтение правила из учебника







Составляют схему слова

Рассуждают



Записывают столбиком



















Ответы на вопросы


Делают вывод.

4.Реализация построенного проекта

(2 мин.)

-А как правильно перенести слова с ь знаком?

- Давайте вспомним правила переноса слов .

( рассказывают правило)

Вывод: При переносе не отделяется от согласной буквы.

Выпиши из текста слова с ь в середине и раздели их для переноса.

На дворе сильный мороз. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Юля читает. Маленькая Надя слушает. Кот Васька лёг спать в уголке.


Силь-ный, уголь-ки, ма-лень-кая, Вась-ка.

Читают слова

5.Физминутка

(2 мин.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Дети шагают) Начинаем отдыхать! ( Остановка)

Мы проверили осанку (Руки на пояс)

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька - трусишка,

И как серый волк - волчишка

Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (Дети садятся)

выполняют движения

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

(5 мин.)

Измените слова так, чтобы мягкий знак стоял в середине слова.

огонь-…

зверь-…

пень-…

день-…

уголь-…

Ребята, кто закончил, запишите ещё своих 2 слова с ь в середине .










Ответы на вопросы.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

(6 мин.)

  Кроссворд

п


л




п


л




к


л




п


л




п


л




р


л




- Впишите в клеточки слова, которые обозначают названия:

1. южного дерева

2.танца

3.мелкой рыбки

4.одежды

5. части руки

6. приспособления для движения поездов, трамваев.


( пальма, полька, килька, пальто, пальцы, рельсы)

Передавая лист  по часовой стрелке, вы должны контролировать друг друга

Работа в группах









8.Включение в систему знаний и повторение.

(5 мин.)

 - Ребята, у вас нас на партах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы – решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.

1). поймал, окун…ков, Игор…,пят…, на  реч…ке.

2). Сил…ная, на, метел…, улице, началас…


Работа в парах.

Проверка по экрану, чтение предложений

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(2мин.)


-- Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою работу с помощью знаков

! – молодец

+ - хорошо, но…

- - поработал недостаточно

-Поднимите руку, кто понял и может научить другого.

-Молодцы, ребята! Мы были вместе и у нас всё получилось. Спасибо за работу!


Самооценка



10.Домашнее задание.

(1мин.)

Написать 10-15 слов, названий животных с ь в середине или на конце слова.

Записывают в дневник




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Правописание мягкого знака в конце и середине слова.

Автор: Татьяна Николаевна Петухова

Дата: 28.02.2020

Номер свидетельства: 541400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Обучение  грамоте. Тема. Мягкий  знак в  середине  слова "
    ["seo_title"] => string(61) "obuchieniie-ghramotie-tiema-miaghkii-znak-v-sieriedinie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "168579"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423247047"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока на тему: "Правописание и перенос слов с мягким знаком в середине слова" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-i-pierienos-slov-s-miaghkim-znakom-v-sieriedinie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "142040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418219642"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Мягкий знак в середине слова"
    ["seo_title"] => string(29) "miaghkiiznakvsieriedinieslova"
    ["file_id"] => string(6) "315059"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459830471"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Правописание мягкого знака в именах числительных" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-v-imienakh-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "220707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434792804"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок на тему: " Мягкий знак в середине и на конце числительных" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-na-tiemu-miaghkii-znak-v-sieriedinie-i-na-kontsie-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "149712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420292028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства