1. Мотивация к учебной деятельности | | -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем улыбками гостей и друг друга. Садитесь. -Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. А как вы думаете, что вам будет помогать? А помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка. -Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. | Приветствуют гостей, учителя Ответы детей | | Коммуникативные: -слушать; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. | сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
2. Актуализация опорных знаний и фиксация индивидуального затруднения | | Соберите из слов пословицу, работая в паре. Когда будете готовы, поднимете вдвоем руки вверх. (слайд) -Как вы понимаете её смысл? -Правильно, каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в это море знаний. - Откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число, классная работа. – Ребята! Давайте вспомним, какую большую тему мы сейчас изучаем? Продолжите. (слайд) Имя существительное – это... Имя существительное обозначает… Имя существительное изменяется… Имена существительные бывают… Молодцы. Давайте поиграем в игру. Я загадала слово. Вам нужно задать только такие вопросы, на которые я могу ответить «да» или «нет». (слайд) Правильно. Это ученики, ведь на уроке именно ученики самые главные. А я вам только помогаю, направляю в нужное направление. - Прочитайте слова. Какое задание нужно выполнить? (слайд) К..ньки, в..скресенье, в..робьи, мальч..к, зд..ровье, учит..ль, п..льто, пом..щь. Что общего у всех этих слов? У них есть Ь. Пропишите Ь, увеличивая его количество в каждой последующей группе. Ь ЬЬ ЬЬЬ ЬЬЬЬ ЬЬЬЬЬ ЬЬЬЬЬЬ и т.д. Какую работу может выполнять мягкий знак? - С этой точки зрения разделите слова на группы. - К какой группе вы отнесли слово «помощь». Почему? Правильно, так как мы на прошлом уроке узнали, что существительные женского рода с шипящим звуком на конце относится к данной группе. Придумайте еще несколько слов, которые можно отнести к этой группе. Запишите любые 2 слова в эту группу. | Знания собираются по капле. Каждый день мы узнаем что- то новое. (Имя существительное). Часть речи Предмет По числам • одушевленные и … неодушевленные • собственные и … нарицательные Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограммы. - Все имена существительные, есть безударная гласная, во всех словах есть мягкий знак. 1. Мягкий знак обозначает мягкость согласного, 2. Разделительный мягкий знак. 3. Мягкий знак показывает, что это имя существительное женского рода. Записывают данные слова по группам, выделяют орфограмму Мягкий знак показывает, что это имя существительное женского рода. Записывают еще 2 слова в третью группу, где Ь показывает, что это имя существительное женского рода. | - знать функции ь в словах; - уметь определять грамматические признаки имен существительных; -понимают задание, как его надо выполнить. | Коммуникативные: - умение задавать вопросы, - формулирование собственного мнения, Познавательные: - поиск и выделение информации, - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, - синтез, - выбор оснований и критериев для сравнения, - классификация объектов, Регулятивные: - планирование своих действий, - различение способа и результата действий, - внесение необходимых корректив в действие. | - сформированность потребности в самовыражении, в самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | | - Можете ли вы определить тему нашего урока? - Какую цель поставим перед собой на уроке? | - Правописание ь после шипящих на конце существительных. - Запомнить, в каком случае мягкий знак после шипящих на конце имени существительного пишется, а в каком – нет. | формулировать тему урока, учебную задачу | Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы. | - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". |
5. Реализация построенного проекта по выходу из затруднения | | -Я предлагаю повторить алгоритм написания ь на конце имён существительных после шипящих. (слайд) -Посмотрите внимательно и расскажите, как надо действовать, чтобы узнать, пишется мягкий знак в существительном после шипящего или нет. (слайд) А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний», пользуясь составленной вами памяткой. Запишите в тетрадь лишнее слово из каждой группы через запятую и укажите род, чтобы доказать, что слово написано правильно. а) Карандаш, плащ, мышь, шалаш. б) Кирпич, мелочь, ночь, дочь. в) Тушь, ключ, вещь, печь. г) Грач, помощь, палач, калач. Физминутка Встаньте дружно из-за парт Разминке каждый будет рад! -Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода, то вы приседаете, а если мужского рода, то вы прыгаете 1 раз. Калач, ночь, меч, пейзаж, вещь, дочь, ёж, печь, грач, рожь, душ, пляж, речь. Молодцы Работа по учебнику Стр.33 упр.57 Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать имена существительные с шипящим звуком на конце? Обратите внимание, в какой последовательности нужно записать слова? Какие слова называют одушевленные? А какие слова неодушевленные? Записываем у доски «по цепочке», все остальные аккуратно в тетради 1. Это имя_______________________________? 2. Есть ли _____________________звук на конце слова? 3.Определяю _________________. 4. Слово стоит в ____________________форме? 5. Женский род – _______, мужской род – _ | Обсуждение алгоритма Записывают в тетрадь лишние слова из каждой группы, указав род имени существительного Физминутка Если имя сущ. женского род - приседают, а если мужского рода – прыгают на месте 1 раз Сущ. женского рода с шипящим звуком на конце пишутся с мягким знаком, сущ. мужского рода с шипящим звуком на конце пишутся без мягкого знака. Сначала одушевленные, затем неодушевленные. Существительные, которые отвечают на вопрос кто? Существительные, которые отвечают на вопрос что? Выполнение упражнения | - применять новые знания в условиях решения различных учебных задач; -выстраивают модель алгоритма по написанию имен существительных женского рода с шипящим на конце; формулируют правило | Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), - использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, Установление причинно-следственных связей. | - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | | Ребята, перед вами 2 предложения. Вставьте пропущенные буквы. (слайд) (Девочка купила черную тушь. Оркестр заиграл туш.) В русском языке существуют слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Их называют омофонами. Выбор в написании этих существительных зависит от текста и смысла слов. Слово "тушь" означает косметическое средство или специальная краска. Слово женского рода. Значит оно пишется? А слово "туш" описывает короткую музыкальную пьесу и имеет мужской род. Пишется? Запишите правильно эти предложения и подчеркните главные члены предложения. Закрепление Самостоятельная работа Запишите слова без ошибок, разделяя их на 2 группы. (приложение). Товарищ, сторож, шалаш, силач. Помощь, рожь, мышь, ночь Дом. задание Стр.32 упр.55, 56 Обратите внимание в упр. 55 антоним должен быть с шипящим звуком на конце | Обсуждение Записывают предложения: Девочка купила черную тушь. Оркестр заиграл туш. Подчеркивают главные члены предложения Выполнение задания | - применять новые знания в условиях решения различных учебных задач. | Коммуникативные: - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство. | - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». |
7. Рефлексия учебной деятельности | | А теперь давайте вернемся к листочку, который мы заполняли после каждого выполненного задания. В последней строчке напишите свое имя и поставьте себе оценку за весь урок. Похвалите себя. С какими заданиями вы справились легко? Дайте себе совет, если в каких-то заданиях были затруднения. Спасибо за урок. | Оценивают свою работу на уроке. | | Регулятивные: - адекватная самооценка, - восприятие оценки учителя. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей. | - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания « и «незнания». |