Правила орфоэпии едины и обязательны для всех. Они образуют систему норм общепринятого литературного произношения. У детей с нарушением слуха очень важно сформировать представления о различиях в написании и произнесении слов (орфоэпические правила). Эта работа позволит уменьшить проявления нарушений письма у детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правила орфоэпии.»
Правила орфоэпии
(методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха)
“Учите ребёнка, каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”.
К.Д. Ушинский
Для правильного произношения как известно, необходимо знание и соблюдение правил орфоэпии. Слово «орфоэпия» в переводе с греческого означает «правильная речь». Правила орфоэпии едины и обязательны для всех. Они образуют систему норм общепринятого литературного произношения. У детей с нарушением слуха очень важно сформировать представления о различиях в написании и произнесении слов (орфоэпические правила). Эта работа позволит уменьшить проявления нарушений письма у детей. Только орфоэпически правильная речь человека с нарушением слуха может служить ему надёжным средством общения (Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, К.А. Волкова и др.).
При обучении детей с нарушением слуха нормам орфоэпии необходимо решать две основные задачи:
- дать детям знание правил;
- научить сознательно применять их в устной речи.
Использование наглядных моделей в работе над правилами орфоэпии способствует решению этих задач.
В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании.
Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с детьми с нарушением слуха состоит в том, что:
- во-первых, для детей данной группы характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Делает процесс заучивания более осмысленным и интересным. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания;
- в-четвёртых, дидактический материал в форме схем-моделей облегчает и направляет процесс становления у детей развёрнутого речевого высказывания.
Это пособие можно использовать в работе по обучению нормам орфоэпии с детьми, имеющими нарушение слуха.
Пособие состоит из трёх разделов: условные обозначения, правила орфоэпии, раздаточный материал.
Условные обозначения представлены в виде символов.
Использование символов, лежащих в основе образования искусственных ассоциаций, облегчает запоминание и увеличивает объём памяти и в целом развивают речемыслительную деятельность.
Следующий раздел пособия – это правила орфоэпии, которые представлены в двух вариантах. Первый вариант – это мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена информация. Принцип составления схемы состоит в следующем: на каждое слово подбирается символ. Таким образом, правило записывается схематично.
Важно помнить, что ребенок лучше понимает и осваивает грамматические правила (окончания, характерные для определенного рода и числа), если их слышит и может увидеть в написанной форме.
Глядя на эти схемы-рисунки, ученик легко запоминает информацию. Поэтому опора на чтение, графические схемы при накоплении словаря, развитии грамматики и связной речи во время занятий с детьми с нарушением слуха очень эффективны.
Второй вариант – это текстовой материал данного правила орфоэпии.
Лексический материал в качестве примера педагог подбирает для каждого ученика индивидуально по теме в зависимости от уровня языкового развития, записывает наиболее трудные слова для ребёнка и т.д. Т.к. это пособие предполагает его наличие у каждого ребёнка.
Третий раздел пособия – это раздаточный материал. Варианты его использования разнообразны и зависят от цели занятия, этапа работы нормам орфоэпии, индивидуальных особенностей ученика и т.д.
Пособие можно использовать, начиная с первого класса с учётом программных требований во всех видах работы по обучению нормам орфоэпии, как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях:
- при чтении речевого материала;
- при назывании конкретных предметов и картинок;
- при расстановке учащимися надстрочных знаков в словах, записанных на доске или в тетрадях по индивидуальной работе;
- при придумывании школьниками примеров на то или иное правило орфоэпии;
- при самостоятельном рассказывании: о прочитанной книге, о просмотренной кинокартине, по заданной теме или по картине и т.д.
В процессе всех видов работ над правилами орфоэпии наглядная модель выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность высказывания.
Это, как правило, способствует полной автоматизации ряда орфоэпических навыков.
В работе с мнемотаблицами или опорными схемами можно выделить несколько этапов:
- ознакомление с символами (закрепление символов). Количество используемых символов увеличивается по мере усвоения ребёнком их значения;
- обучение использованию картинки (символа) в качестве опоры для запоминания отдельных слов путём соотнесения каждого слова с подходящим символом;
- прочтение правила педагогом так, что ученик видит лицо учителя (слухо-зрительное восприятие);
- произнесение правила педагогом. При этом учитель указывает слово, чтобы ученик знал, что произносит учитель;
- рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
- осуществление перекодированию информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
- педагог произносит правило, указывая символ в предложенной схеме, чтобы ученик знал, что произносит учитель;
- называние правила орфоэпии с опорой на схему (зависит от речевого уровня, от этапа работы).
Использование символов, схем, лежащих в основе образования искусственных ассоциаций, облегчает запоминание и увеличивает объём памяти и в целом развивают речемыслительную деятельность детей с нарушением слуха.
Условные обозначения
Слово
х
В словах
Говорим
Не говорим
Звонкий согласный
- е -е
Звонкие согласные
Глухой согласный
-е -е
Глухие согласные
Перед
В
На
,,
Предлоги
Звонко
ГК
Ч Ш
З Ж
Сочетание звуков
СС ,- ММ, -НН
Двойные согласные
Долгий звук
-е
Согласные
-я
-х
Окончания прилагательных
Глагол
Писать
Пишем
-е
Твёрдые согласные
-е
Мягкие согласные
-е
Гласные
Безударная гласная О
Безударное О
х как А
Безударное О в словах говорим как А
Звонкие согласные в конце слова
В конце а -е -е
как -е
Ф
С
Ш
П
К
Т
В
З
Ж
Б
Г
Д
В конце слова звонкие согласные говорим как глухие
Звонкие согласные в середине слова
- е -е (перед)
-ми как -е
Ф
С
Ш
П
К
Т
ВК
ЗК
ЖК
БК
ГК
ДК
Звонкие согласные перед глухими говорим как глухие
Звонкие согласные перед глухими в словах с предлогами
- е -е (перед) -ми
х с , , -ми
как
Ф
С
Ш
П
К
Т
В
З
Ж
Б
Г
Д
Звонкие согласные перед глухими в словах с предлогами произносятся (говорим) как глухие
Звонкие согласные перед звонкими в словах
- е -е (перед)
-ми х
-ко
Звонкие согласные перед звонкими говорим звонко
Звонкие согласные перед звонкими в словах с предлогами
- е -е -ми
х с , , -ми
-ко
Звонкие согласные перед звонкими в словах с предлогами говорим (произносятся) звонко
Глухие согласные перед звонкими
-е -е -ми
как -е
В
З
Ж
Б
Г
Д
Ф
С
Ш
П
К
Т
Глухие согласные перед звонкими говорим как звонкие
Двойные согласные в словах
- СС, -ММ, -НН -е
к ак 1 звук
Двойные согласные в словах говорим как один долгий звук
Двойные согласные в словах с предлогами
- СС, -ММ, -НН -е
с -ми как
1 звук
Двойные согласные в словах с предлогами говорим как 1 долгий звук
С очетание -ЧТ ( в начале слов «Что», «Чтобы»)
Ч т начале в «что», «чтобы» как «Ш»
Сочетание ЧТ в начале слов «что», «чтобы» говорим как Ш
Ш
Что
Ш
Чтобы
Окончания прилагательных
–ого, -его
-я х
ого как ова
его как ева
Окончания прилагательных –ого, -его говорим как
–ова, -ева
Непроизносимые согласные
-е В, Д, Л, Т некоторых
х -м, но
3класс
* Согласные В, Д, Л, Т в некоторых словах не говорим,но пишем
4 класс
*Согласные В, Д, Л, Т в сочетаниях с другими согласными не говорим,но пишем
Сочетания ШИ, ЖИ, ЦИ
Звуки Ш, Ж, Ц всегда твёрдо
Ы
Ы
Ы
ШИ
ЖИ
ЦИ
2класс
*Звуки Ш, Ж, Ц всегда говорим твёрдо
В сочетаниях ШИ, ЖИ, ЦИ всмето И говорим Ы
Произношение звуков Щ, Ч
Звуки Щ, Ч всегда мягко
Ю
Я
ЩУ
ЧА
Звуки Щ, Ч всегда говорим мягко
Безударные гласные Е и Я
Безударные Е и Я х
близко к И
Безударные гласные Е и Я в словах говорим близко к И
Сочетания –ГК ( в середине слов)
Г К середине в как Х
Сочетание ГК в середине слов говорим как Х
С очетания согласных -СЧ, -ЗЧ,
- ЖЧ
С Ч
как Щ
З Ч
ЖЧ
Сочетания звуков -СЧ, -ЗЧ,-ЖЧ говорим как Щ
С очетания –СШ, -ЗШ
С Ш
Как Ш
З Ш
Сочетания СШ, ЗШ говорим как Ш
Сочетания –ЗЖ
ЗЖ как Ж
Сочетания ЗЖ говорим как Ж
Сочетания ЧШ (в середине слов)
Ч Ш середине в
как Т
Сочетание ЧШ в середине слов говорим как Т
С очетания –ТСЯ, -ТЬСЯ
–ТСЯ, -ТЬСЯ в
как ЦА
Сочетания –ТСЯ, -ТЬСЯ на конце глаголов говорим как ЦА
С очетания -ТС, -ДС (в середине слова)
- ТС, -ДС середине в
как Ц
Сочетания - ТС, -ДС в середине слов говорим как Ц
Карточки с графическими схемами правил орфоэпии для индивидуального пользования