kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правила орфоэпии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила орфоэпии едины и обязательны для всех. Они образуют систему норм общепринятого литературного произношения. У детей с нарушением слуха очень важно сформировать представления о различиях в написании и произнесении слов (орфоэпические правила). Эта работа позволит уменьшить проявления нарушений письма у детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правила орфоэпии.»











Правила орфоэпии

(методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха)





“Учите ребёнка, каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”.

К.Д. Ушинский

Для правильного произношения как известно, необходимо знание и соблюдение правил орфоэпии. Слово «орфоэпия» в переводе с греческого означает «правильная речь». Правила орфоэпии едины и обязательны для всех. Они образуют систему норм общепринятого литературного произношения. У детей с нарушением слуха очень важно сформировать представления о различиях в написании и произнесении слов (орфоэпические правила). Эта работа позволит уменьшить проявления нарушений письма у детей. Только орфоэпически правильная речь человека с нарушением слуха может служить ему надёжным средством общения (Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, К.А. Волкова и др.).

При обучении детей с нарушением слуха нормам орфоэпии необходимо решать две основные задачи:

- дать детям знание правил;

- научить сознательно применять их в устной речи.

Использование наглядных моделей в работе над правилами орфоэпии способствует решению этих задач.

В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании.

Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с детьми с нарушением слуха состоит в том, что:

- во-первых, для детей данной группы характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Делает процесс заучивания более осмысленным и интересным. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания;

- в-четвёртых, дидактический материал в форме схем-моделей облегчает и направляет процесс становления у детей развёрнутого речевого высказывания.

Вашему вниманию предлагаем методическое пособие «Правила орфоэпии».

Это пособие можно использовать в работе по обучению нормам орфоэпии с детьми, имеющими нарушение слуха.

Пособие состоит из трёх разделов: условные обозначения, правила орфоэпии, раздаточный материал.

Условные обозначения представлены в виде символов.

Использование символов, лежащих в основе образования искусственных ассоциаций, облегчает запоминание и увеличивает объём памяти и в целом развивают речемыслительную деятельность.

Следующий раздел пособия – это правила орфоэпии, которые представлены в двух вариантах. Первый вариант – это мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена информация. Принцип составления схемы состоит в следующем: на каждое слово подбирается символ. Таким образом, правило записывается схематично.

Важно помнить, что ребенок лучше понимает и осваивает грамматические правила (окончания, характерные для определенного рода и числа), если их слышит и может увидеть в написанной форме.

Глядя на эти схемы-рисунки, ученик легко запоминает информацию. Поэтому опора на чтение, графические схемы при накоплении словаря, развитии грамматики и связной речи во время занятий с детьми с нарушением слуха очень эффективны.

Второй вариант – это текстовой материал данного правила орфоэпии.

Лексический материал в качестве примера педагог подбирает для каждого ученика индивидуально по теме в зависимости от уровня языкового развития, записывает наиболее трудные слова для ребёнка и т.д. Т.к. это пособие предполагает его наличие у каждого ребёнка.

Третий раздел пособия – это раздаточный материал. Варианты его использования разнообразны и зависят от цели занятия, этапа работы нормам орфоэпии, индивидуальных особенностей ученика и т.д.

Пособие можно использовать, начиная с первого класса с учётом программных требований во всех видах работы по обучению нормам орфоэпии, как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях:

- при чтении речевого материала;

- при назывании конкретных предметов и картинок;

- при расстановке учащимися надстрочных знаков в словах, записанных на доске или в тетрадях по индивидуальной работе;

- при придумывании школьниками примеров на то или иное правило орфоэпии;

- при самостоятельном рассказывании: о прочитанной книге, о просмотренной кинокартине, по заданной теме или по картине и т.д.

В процессе всех видов работ над правилами орфоэпии наглядная модель выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность высказывания.

Это, как правило, способствует полной автоматизации ряда орфоэпических навыков.

В работе с мнемотаблицами или опорными схемами можно выделить несколько этапов:

- ознакомление с символами (закрепление символов). Количество используемых символов увеличивается по мере усвоения ребёнком их значения;

- обучение использованию картинки (символа) в качестве опоры для запоминания отдельных слов путём соотнесения каждого слова с подходящим символом;

- прочтение правила педагогом так, что ученик видит лицо учителя (слухо-зрительное восприятие);

- произнесение правила педагогом. При этом учитель указывает слово, чтобы ученик знал, что произносит учитель;

- рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

- осуществление перекодированию информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

- педагог произносит правило, указывая символ в предложенной схеме, чтобы ученик знал, что произносит учитель;

- называние правила орфоэпии с опорой на схему (зависит от речевого уровня, от этапа работы).

Использование символов, схем, лежащих в основе образования искусственных ассоциаций, облегчает запоминание и увеличивает объём памяти и в целом развивают речемыслительную деятельность детей с нарушением слуха.






Условные обозначения





Слово


х


В словах




Говорим





Не говорим





Звонкий согласный


- е -е


Звонкие согласные




Глухой согласный


-е -е


Глухие согласные





Перед




В





На



, ,


Предлоги



Звонко

ГК


Ч Ш


З Ж




Сочетание звуков



СС ,- ММ, -НН


Двойные согласные





Долгий звук



Согласные








Окончания прилагательных




Глагол





Писать

Пишем



Твёрдые согласные




Мягкие согласные



Гласные








Безударная гласная О




Безударное О


х как А









Безударное О в словах говорим как А









Звонкие согласные в конце слова




В конце а -е -е


как -е




Ф

С

Ш

П

К

Т

В

З

Ж

Б

Г

Д




В конце слова звонкие согласные говорим как глухие












Звонкие согласные в середине слова




- е -е (перед)


-ми как -е



Ф

С

Ш

П

К

Т

ВК

ЗК

ЖК

БК

ГК

ДК





Звонкие согласные перед глухими говорим как глухие












Звонкие согласные перед глухими в словах с предлогами



- е -е (перед) -ми


х с , , -ми



как



Ф

С

Ш

П

К

Т

В

З

Ж

Б

Г

Д


Звонкие согласные перед глухими в словах с предлогами произносятся (говорим) как глухие










Звонкие согласные перед звонкими в словах





- е -е (перед)

-ми х


-ко








Звонкие согласные перед звонкими говорим звонко








Звонкие согласные перед звонкими в словах с предлогами







- е -е -ми

х с , , -ми

-ко









Звонкие согласные перед звонкими в словах с предлогами говорим (произносятся) звонко










Глухие согласные перед звонкими




-е -е -ми


как -е









В

З

Ж

Б

Г

Д

Ф

С

Ш

П

К

Т




Глухие согласные перед звонкими говорим как звонкие













Двойные согласные в словах




- СС, -ММ, -НН -е

к ак 1 звук









Двойные согласные в словах говорим как один долгий звук












Двойные согласные в словах с предлогами




- СС, -ММ, -НН -е


с -ми как

1 звук








Двойные согласные в словах с предлогами говорим как 1 долгий звук











С очетание -ЧТ ( в начале слов «Что», «Чтобы»)




Ч т начале в «что», «чтобы» как «Ш»

Сочетание ЧТ в начале слов «что», «чтобы» говорим как Ш

Ш

Что

Ш

Чтобы






Окончания прилагательных

ого, -его




х


ого как ова

его как ева









Окончания прилагательных –ого, -его говорим как

–ова, -ева











Непроизносимые согласные




-е В, Д, Л, Т некоторых


х -м, но




3класс

* Согласные В, Д, Л, Т в некоторых словах не говорим,но пишем


4 класс

*Согласные В, Д, Л, Т в сочетаниях с другими согласными не говорим,но пишем











Сочетания ШИ, ЖИ, ЦИ




Звуки Ш, Ж, Ц всегда твёрдо



Ы

Ы

Ы

ШИ

ЖИ

ЦИ




2класс

*Звуки Ш, Ж, Ц всегда говорим твёрдо


В сочетаниях ШИ, ЖИ, ЦИ всмето И говорим Ы











Произношение звуков Щ, Ч




Звуки Щ, Ч всегда мягко



Ю

Я

ЩУ

ЧА







Звуки Щ, Ч всегда говорим мягко













Безударные гласные Е и Я




Безударные Е и Я х


близко к И









Безударные гласные Е и Я в словах говорим близко к И













Сочетания –ГК ( в середине слов)




Г К середине в как Х









Сочетание ГК в середине слов говорим как Х














С очетания согласных -СЧ, -ЗЧ,

- ЖЧ




С Ч

как Щ

З Ч

ЖЧ









Сочетания звуков -СЧ, -ЗЧ,-ЖЧ говорим как Щ











С очетания –СШ, -ЗШ




С Ш

Как Ш

З Ш









Сочетания СШ, ЗШ говорим как Ш













Сочетания –ЗЖ





ЗЖ как Ж









Сочетания ЗЖ говорим как Ж














Сочетания ЧШ (в середине слов)




Ч Ш середине в


как Т









Сочетание ЧШ в середине слов говорим как Т













С очетания –ТСЯ, -ТЬСЯ




–ТСЯ, -ТЬСЯ в


как ЦА









Сочетания –ТСЯ, -ТЬСЯ на конце глаголов говорим как ЦА













С очетания -ТС, -ДС (в середине слова)




- ТС, -ДС середине в


как Ц









Сочетания - ТС, -ДС в середине слов говорим как Ц











Карточки с графическими схемами правил орфоэпии для индивидуального пользования

*Раздаточный материал



1.

2.

3.

4.

5.

6.





7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.



14.

15.


16.


17.

18.

19.


20.

21.

22.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Правила орфоэпии.

Автор: Павлик Ирина Валерьевна

Дата: 18.12.2023

Номер свидетельства: 642702

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Конспект занятия  по развитию слухового восприятия и  формированию произношения в 5 классе глухих.  Тема: «Сказки Пушкина». «Правила орфоэпии». "
    ["seo_title"] => string(150) "konspiekt-zaniatiia-po-razvitiiu-slukhovogho-vospriiatiia-i-formirovaniiu-proiznoshieniia-v-5-klassie-ghlukhikh-tiema-skazki-pushkina-pravila-orfoepii"
    ["file_id"] => string(6) "110629"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406316097"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект индивидуального занятия по РРС и ФП  в 4 классе по теме "Учебная деятельность. Правила орфоэпии" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-individual-nogho-zaniatiia-po-rrs-i-fp-v-4-klassie-po-tiemie-uchiebnaia-dieiatiel-nost-pravila-orfoepii"
    ["file_id"] => string(6) "107056"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403160983"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект индивидуального занятия  по РСВ и ФП в 5 классе слабослышащих. Тема: «Русские народные сказки». «Правила орфоэпии». "
    ["seo_title"] => string(128) "konspiekt-individual-nogho-zaniatiia-po-rsv-i-fp-v-5-klassie-slaboslyshashchikh-tiema-russkiie-narodnyie-skazki-pravila-orfoepii"
    ["file_id"] => string(6) "218087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433621721"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "Правила орфоэпии"
    ["seo_title"] => string(16) "pravila_orfoepii"
    ["file_id"] => string(6) "497143"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1548404634"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока. Правила безопасности. Дифференциация звуков Б-П"
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt_uroka_pravila_biezopasnosti_diffierientsiatsiia_zvukov_b_p"
    ["file_id"] => string(6) "363195"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480269321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства