Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе глухих. Тема: «Сказки Пушкина». «Правила орфоэпии». »
Конспект занятия
по развитию слухового восприятия и
формированию произношения в 5 классе глухих.
Тема: «Сказки Пушкина». «Правила орфоэпии».
Цели:
- Развивать слуховое восприятие путем опознавания, различения на слух речевого материала по теме.
- Способствовать расширению речевой практики посредством наглядности, составления диалога, верталины, игры, обыгрывания с фигурами героев сказок.
- Способствовать формированию интереса к чтению.
- Тренировать учащегося в умении применять и соблюдать в речи правила орфоэпии.
- Воспитывать стремление к правильному произношению.
- Контролировать произносительные навыки.
Оборудование: таблички, картинки, иллюстрации к сказкам Пушкина, наборное полотно, верталина, игра «Найди правило», фигурки героев сказок.
Ход занятия.
Оргмомент.
- Поздоровайся.
-Здравствуйте.
- Какое сейчас занятие?
- Сейчас занятие по развитию слухового
восприятия и формированию произношения.
Вступительная беседа.
- Как ты думаешь, что будешь делать?
- Буду слушать и говорить, буду выполнять задания.
- Будь внимателен. Говори правильно.
- Не волнуйтесь, Н.М. Я буду говорить внятно,
выразительно, орфоэпически грамотно,
понятно для окружающих.
- Я надеюсь. С., вспомни тему занятия по развитию слухового восприятия.
- Сказки Пушкина.
- Назови тему по формированию произношения.
- Правила орфоэпии.
III. Восприятия на слух фраз по теме: «Сказки Пушкина».
- Вспомним сказки Пушкина, которые мы прочитали.
(Учитель за экраном читает несколько строк, ученик продолжает, затем называет какая сказка так начинается).
- Негде, в тридевятом царстве
В тридесятом государстве
- Жил - был славный царь Дадон.
- Назови сказку.
- «Сказка о золотом петушке»
- Жил-был поп,
- Толоконный лоб.
- Какая сказка?
- «Сказка о попе и о работнике его Балде».
- Жил старик со своей старухой
У самого синего моря;
- Они жили в ветхой землянке,
Ровно тридцать лет и три года.
- Как называется сказка?
- «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Три девицы под окном
- Пряли поздно вечерком.
- Как эта сказка называется?
- «Сказка о царе Салтане…»
- Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
- И царица у окна
Села ждать его одна.
- Сказка…….
- «О мертвой царевне и о семи богатырях».
- Молодец!
V. Работа над правилом: Звонкие согласные на конце слов».
- Какие бывают звуки?
- Гласные и согласные.
- Какие бывают согласные звуки?
- Звонки и глухие.
- Как надо произносить звонкие согласные звуки.
- С голосом.
- Перечислите звонкие согласные звуки.
- Это: б, д, г, в, ж, з.
- Как надо произносить глухие согласные?
- Без голоса.
- Перечисли глухие согласные звуки.
- Это: п, т, к, ф, ш, с, х.
- Посмотри картинку. Кто это? Напиши. (Предлагается наглядное пособие).
(Пишет)- Царевна Лебедь.
- Как говорим?
(Нотирует.Читает).- Лебеть (Лебедь).
- Верно. Почему?
- Потому что звонкие согласные на конце слов
надо произносить как глухие.
V. Работа над правилом: «Звонки согласные перед глухими согласными».
- Найди лишнее слово.
Табличка: Указ, приплод, бедняжка, князь, остров.
Ученик читает.
- Лишнее слово: бедняжка.
- Почему?
- Все слова со звонкими согласными на конце. А это слово на другое правило.
- Какое?
- Звонкие согласные перед глухими согласными
надо произносить как глухие.
- Хорошо.
VI. Работа над правилом: «Безударное О».
- Прочитай. Вставь слова в предложения.
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо.
В море………..был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый ………… со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе…………..»
(Ребенок читает, называет недостающие слова, учитель подставляет таблички ).
- Из какой сказки этот отрывок?
- Из «Сказки о царе Салтане».
- А кто это говорит?
- Корабельщики.
У учителя в руках таблички со словами: остров, город, поклон.
Учащийся тянет одну из них, воспринимает на слух слово.
Верно - учитель кладет табличку перед ним, предлагает поставить ударение.
VIII. Составление диалога. Работа над правилом: «Предлог со словом. Двойные согласные».
- Я предлагаю тебе составить диалог.
В руках учителя таблички с вопросами, учащийся тянет одну, воспринимает вопрос на слух. Перед ним таблички с ответами. Дает ответ. Таблички с вопросами и ответами устанавливаются на наборное полотно.
- В какой землянке жил старик со старухой?
- В ветхой землянке.
- С кем ткачиха и повариха обманули царя Салтана?
- Со сватьей бабой Бабарихой.
- С кем нянчился Балда в поповом доме?
- С сыном попа.
- С кем пришлось тягаться чертям?
- С самим Балдою.
- Петушок спорхнул со спицы……
Подлетел к чему?
- К колеснице.
- Молодец.
Что это: с, к,…..? Какая часть речи?
- Это предлог.
- Что это: ветхий, сватья и т.д.?
- Это слова.
- Как надо говорить предлог со словом, к которому он относиться?
- Предлог со словом надо говорить слитно.
- Хорошо. Мы произносим предлог вместе, слитно со словом…..Посмотри внимательно, что получилось?
- Получился двойной согласный звук.
- Как его надо говорить?
- Как один долгий звук.
IX. Работа над правилом: «Предлог со словом. Звонкие и согласные перед глухими».
- Продолжим работу над диалогом.
- Куда шамаханская царица увела Дадона?
- В шатер.
- Обо что злая мачеха разбила зеркальце?
- Об пол.
- Куда клюнул золотой петушок Дадона?
- В темя.
- Как здесь произносим предлог со словом?
- Слитно.
- Что здесь получилось?
- Звонкий согласный перед глухим согласным
произносим как глухой.
X. Игра «Верталина». Работа над правилом: «Сочетания –тся, -ться».
Верталина.
- Крути диск, читай примеры. Думай: какое правило орфоэпии встречается в каждом примере?
Учащийся крутит круг, читает:
Диву царь Салтан дивится
А Гвидон – то злиться, злиться….
Разольется в шумном беге
И очутятся на бреге
Тридцать три богатыря……
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться.
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится.
Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек.
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится.
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Как взмолится золотая рыбка.
Еще пуще старуха бранится.
Верный сторож, как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит.
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха!
- Повторяю вопрос.
Какое правило орфоэпии встречается в каждом примере?
- Сочетание – тся, -ться надо произносить –цца.
- Молодец!
XI. Работа над правилом: «Произношение слов: кого, чего, окончаний
–ого, -его».
- Герои какой сказки перед тобой?
(Учитель выставляет фигурки)
- Старик и золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке».
- Я буду старик.
- Я - золотая рыбка.
Обыгрывание.
- Приплыла к нему золотая рыбка и спросила
- Чего тебе надобно, старче?
- Хорошо!
(Учитель выставляет фигурки).
- Кто это?
- Князь Гвидон и царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане».
- Я – князь Гвидон.
- Я – царевна Лебедь.
Обыгрывание.
- Грусть-тоска меня съедает;
Люди жениться, гляжу,
Не женат лишь я хожу.
- А кого же на примете
Ты имеешь?
- Прочитай отрывок из «Сказки о царе Салтане».
- Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого
Мимо города большого.
- Какое правило орфоэпии ты здесь применил?
- Слова кого, чего надо говорить ково, чево;
Окончания –ого, -его надо говорить -ово, -ево.
- Молодец.
XII. Игра: «Найди правило».
Сюжетная большая карточка с иллюстрациями к сказкам Пушкина перед ребенком.
8 маленьких карточек беспорядочно лежат изображением вниз. Ученик указывает на одну из них, учитель за экраном читает:
Стал он кликать золотую рыбку.
К красну солнцу, наконец, обратился молодец.
Вынырнул подосланный бесенок, замяукал он, как голодный котенок.
А перед нею разбитое корыто.
Живет Балда в поповском доме.
Вот мудрец перед Дадоном стал
И вынул из мешка
Золотого Петушка.
Перед ним, забыла гнев;
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
«Здравствуй, зеркальце».
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра – чистый изумруд.
Учащийся воспринимает на слух, показывает на своей карточке, где находится сюжет к услышанной сказке, формулирует правильно орфоэпии, используемое в данном сюжете, накрывает его маленькой карточкой рисунком вверх.
XIII. Итог занятия.
- Что ты делал?
- Я повторял правила орфоэпии.
- Читал.
- Отвечал на вопросы.
- Участвовал в диалоге.
- Играл.
- Находил лишнее слово.
- Вставлял буквы в слова.
- Обыгрывал героев сказок.
- Все верно.
XIV. Оценка работы.
- Н.М., как я говорил?
- Спроси у гостей.
- Скажите, пожалуйста, как я говорил?
Вам понятна была моя речь?
-………
- Спасибо.
- С., ты понял? Для того чтобы твоя речь была внятной, понятной для окружающих, надо соблюдать правила орфоэпии. Нужно быть требовательным к своей речи.