kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе глухих. Тема: «Сказки Пушкина». «Правила орфоэпии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- Развивать слуховое восприятие путем опознавания, различения на слух речевого материала по теме.

- Способствовать расширению речевой практики посредством наглядности, составления диалога, верталины, игры, обыгрывания с фигурами героев сказок.

- Способствовать формированию интереса к чтению.

- Тренировать учащегося в умении применять и соблюдать в речи правила орфоэпии.

- Воспитывать стремление к правильному произношению.

- Контролировать произносительные навыки.

Оборудование: таблички, картинки, иллюстрации к сказкам Пушкина, наборное полотно, верталина, игра «Найди правило», фигурки героев сказок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе глухих. Тема: «Сказки Пушкина». «Правила орфоэпии». »

Конспект занятия

по развитию слухового восприятия и

формированию произношения в 5 классе глухих.

Тема: «Сказки Пушкина». «Правила орфоэпии».

Цели:

- Развивать слуховое восприятие путем опознавания, различения на слух речевого материала по теме.

- Способствовать расширению речевой практики посредством наглядности, составления диалога, верталины, игры, обыгрывания с фигурами героев сказок.

- Способствовать формированию интереса к чтению.

- Тренировать учащегося в умении применять и соблюдать в речи правила орфоэпии.

- Воспитывать стремление к правильному произношению.

- Контролировать произносительные навыки.

Оборудование: таблички, картинки, иллюстрации к сказкам Пушкина, наборное полотно, верталина, игра «Найди правило», фигурки героев сказок.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

- Поздоровайся.

-Здравствуйте.

- Какое сейчас занятие?

- Сейчас занятие по развитию слухового

восприятия и формированию произношения.


  1. Вступительная беседа.

- Как ты думаешь, что будешь делать?

- Буду слушать и говорить, буду выполнять задания.

- Будь внимателен. Говори правильно.

- Не волнуйтесь, Н.М. Я буду говорить внятно,

выразительно, орфоэпически грамотно,

понятно для окружающих.

- Я надеюсь. С., вспомни тему занятия по развитию слухового восприятия.

- Сказки Пушкина.

- Назови тему по формированию произношения.

- Правила орфоэпии.

III. Восприятия на слух фраз по теме: «Сказки Пушкина».

- Вспомним сказки Пушкина, которые мы прочитали.

(Учитель за экраном читает несколько строк, ученик продолжает, затем называет какая сказка так начинается).

- Негде, в тридевятом царстве

В тридесятом государстве

- Жил - был славный царь Дадон.

- Назови сказку.

- «Сказка о золотом петушке»

- Жил-был поп,

- Толоконный лоб.

- Какая сказка?

- «Сказка о попе и о работнике его Балде».

- Жил старик со своей старухой

У самого синего моря;

- Они жили в ветхой землянке,

Ровно тридцать лет и три года.

- Как называется сказка?

- «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Три девицы под окном

- Пряли поздно вечерком.

- Как эта сказка называется?

- «Сказка о царе Салтане…»

- Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

- И царица у окна

Села ждать его одна.

- Сказка…….

- «О мертвой царевне и о семи богатырях».

- Молодец!

V. Работа над правилом: Звонкие согласные на конце слов».

- Какие бывают звуки?

- Гласные и согласные.

- Какие бывают согласные звуки?

- Звонки и глухие.

- Как надо произносить звонкие согласные звуки.

- С голосом.

- Перечислите звонкие согласные звуки.

- Это: б, д, г, в, ж, з.

- Как надо произносить глухие согласные?

- Без голоса.

- Перечисли глухие согласные звуки.

- Это: п, т, к, ф, ш, с, х.

- Посмотри картинку. Кто это? Напиши. (Предлагается наглядное пособие).

(Пишет)- Царевна Лебедь.

- Как говорим?

(Нотирует.Читает).- Лебеть (Лебедь).

- Верно. Почему?

- Потому что звонкие согласные на конце слов

надо произносить как глухие.

V. Работа над правилом: «Звонки согласные перед глухими согласными».

- Найди лишнее слово.

Табличка: Указ, приплод, бедняжка, князь, остров.

Ученик читает.

- Лишнее слово: бедняжка.

- Почему?

- Все слова со звонкими согласными на конце. А это слово на другое правило.

- Какое?

- Звонкие согласные перед глухими согласными

надо произносить как глухие.

- Хорошо.

VI. Работа над правилом: «Безударное О».

- Прочитай. Вставь слова в предложения.

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо.

В море………..был крутой,

Не привальный, не жилой;

Он лежал пустой равниной;

Рос на нем дубок единый;

А теперь стоит на нем

Новый ………… со дворцом,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами,

А сидит в нем князь Гвидон;

Он прислал тебе…………..»

(Ребенок читает, называет недостающие слова, учитель подставляет таблички ).

- Из какой сказки этот отрывок?

- Из «Сказки о царе Салтане».

- А кто это говорит?

- Корабельщики.

У учителя в руках таблички со словами: остров, город, поклон.

Учащийся тянет одну из них, воспринимает на слух слово.

Верно - учитель кладет табличку перед ним, предлагает поставить ударение.

Далее работа за экраном:

- Сколько слогов в этом слове?

- ……….

- Назови ударный слог.

- ………

- Назови безударный слог.

- ………………..

- На каком слоге стоит ударение?

- …………………

- Какое это О?

- Ударное.

- Какое это О?

- Безударное.

- Как надо говорить безударное О?

- Безударное О надо говорить как А.

VII. Работа над правилом: «Двойные согласные».

- Вставь пропущенные буквы. Учащийся читает, вставляет пропущенные буквы:


Воротился старик ко старухе,

Ра……казал ей великое чудо.


Ждать царёва возвращенья

Для зако……ого решенья.


Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

………..ек тебя я не забуду.


Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажу…….ал.


Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисле……ую рать.


- Что ты? – старцу молвил он, -

Или бес в тебя ……ернулся.


Убирайся, цел пока;

О……….ащите старика.


Ждали три дня, но она

Не во…….тала ото сна.


Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоче…..ый рожок.


Ожила. Глядит вокруг

Изумле……ым глазом.

- Я вставил пропущенные буквы.

- Какие буквы ты вставил?

- Двойные согласные.

- Почему ты так их говорил?

- Я так говорил, потому что двойные согласные

надо говорить как один долгий звук.

VIII. Составление диалога. Работа над правилом: «Предлог со словом. Двойные согласные».

- Я предлагаю тебе составить диалог.

В руках учителя таблички с вопросами, учащийся тянет одну, воспринимает вопрос на слух. Перед ним таблички с ответами. Дает ответ. Таблички с вопросами и ответами устанавливаются на наборное полотно.



- В какой землянке жил старик со старухой?

- В ветхой землянке.

- С кем ткачиха и повариха обманули царя Салтана?

- Со сватьей бабой Бабарихой.

- С кем нянчился Балда в поповом доме?

- С сыном попа.

- С кем пришлось тягаться чертям?

- С самим Балдою.

- Петушок спорхнул со спицы……

Подлетел к чему?

- К колеснице.

- Молодец.

Что это: с, к,…..? Какая часть речи?

- Это предлог.

- Что это: ветхий, сватья и т.д.?

- Это слова.

- Как надо говорить предлог со словом, к которому он относиться?

- Предлог со словом надо говорить слитно.

- Хорошо. Мы произносим предлог вместе, слитно со словом…..Посмотри внимательно, что получилось?

- Получился двойной согласный звук.

- Как его надо говорить?

- Как один долгий звук.

IX. Работа над правилом: «Предлог со словом. Звонкие и согласные перед глухими».

- Продолжим работу над диалогом.

- Куда шамаханская царица увела Дадона?

- В шатер.

- Обо что злая мачеха разбила зеркальце?

- Об пол.

- Куда клюнул золотой петушок Дадона?

- В темя.

- Как здесь произносим предлог со словом?

- Слитно.

- Что здесь получилось?

- Звонкий согласный перед глухим согласным

произносим как глухой.


X. Игра «Верталина». Работа над правилом: «Сочетания –тся, -ться».

Верталина.

- Крути диск, читай примеры. Думай: какое правило орфоэпии встречается в каждом примере?

Учащийся крутит круг, читает:


Диву царь Салтан дивится

А Гвидон – то злиться, злиться….


Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

Тридцать три богатыря……


Князь пред нею стал божиться,

Что пора ему жениться.


Только видит: вьется вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белешенька земля.


Попадья Балдой не нахвалится,

Поповна о Балде лишь и печалится.


Ты, бесенок, еще молоденек,

Со мною тягаться слабенек.

А поп, завидя Балду, вскакивает,

За попадью прячется,

Со страху корячится.


И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.


Как взмолится золотая рыбка.


Еще пуще старуха бранится.


Верный сторож, как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит.


Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Не боится, знать, греха!


- Повторяю вопрос.

Какое правило орфоэпии встречается в каждом примере?

- Сочетание – тся, -ться надо произносить –цца.

- Молодец!

XI. Работа над правилом: «Произношение слов: кого, чего, окончаний

ого, -его».

- Герои какой сказки перед тобой?

(Учитель выставляет фигурки)

- Старик и золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке».

- Я буду старик.

- Я - золотая рыбка.

Обыгрывание.

- Приплыла к нему золотая рыбка и спросила

- Чего тебе надобно, старче?

- Хорошо!

(Учитель выставляет фигурки).

- Кто это?

- Князь Гвидон и царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане».

- Я – князь Гвидон.

- Я – царевна Лебедь.

Обыгрывание.

- Грусть-тоска меня съедает;

Люди жениться, гляжу,

Не женат лишь я хожу.

- А кого же на примете

Ты имеешь?

- Прочитай отрывок из «Сказки о царе Салтане».

- Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого

Мимо города большого.

- Какое правило орфоэпии ты здесь применил?

- Слова кого, чего надо говорить ково, чево;

Окончания –ого, -его надо говорить -ово, -ево.

- Молодец.

XII. Игра: «Найди правило».

Сюжетная большая карточка с иллюстрациями к сказкам Пушкина перед ребенком.

8 маленьких карточек беспорядочно лежат изображением вниз. Ученик указывает на одну из них, учитель за экраном читает:


  1. Стал он кликать золотую рыбку.

  2. К красну солнцу, наконец, обратился молодец.

  3. Вынырнул подосланный бесенок, замяукал он, как голодный котенок.

  4. А перед нею разбитое корыто.

  5. Живет Балда в поповском доме.

  6. Вот мудрец перед Дадоном стал

И вынул из мешка

Золотого Петушка.

  1. Перед ним, забыла гнев;

Красоваться снова стала

И с улыбкою сказала:

«Здравствуй, зеркальце».


  1. Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые

Все скорлупки золотые

Ядра – чистый изумруд.


Учащийся воспринимает на слух, показывает на своей карточке, где находится сюжет к услышанной сказке, формулирует правильно орфоэпии, используемое в данном сюжете, накрывает его маленькой карточкой рисунком вверх.

XIII. Итог занятия.

- Что ты делал?

- Я повторял правила орфоэпии.

- Читал.

- Отвечал на вопросы.

- Участвовал в диалоге.

- Играл.

- Находил лишнее слово.

- Вставлял буквы в слова.

- Обыгрывал героев сказок.

- Все верно.

XIV. Оценка работы.

- Н.М., как я говорил?

- Спроси у гостей.

- Скажите, пожалуйста, как я говорил?

Вам понятна была моя речь?

-………

- Спасибо.

- С., ты понял? Для того чтобы твоя речь была внятной, понятной для окружающих, надо соблюдать правила орфоэпии. Нужно быть требовательным к своей речи.

- Я буду стараться.

- Ты молодец!


18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Иванова Наталья Михайловна

Дата: 25.07.2014

Номер свидетельства: 110629


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства