Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП в 5 классе слабослышащих. Тема: «Русские народные сказки». «Правила орфоэпии». »
Конспект индивидуального занятия
по развитию слухового восприятия и
формированию произношения в 5 классе слабослышащих, обучающихся по программе VIII вида.
- Развивать слуховое восприятие путем опознавания, различения на слух речевого материала по теме.
- Способствовать расширению речевой практики посредством наглядности.
- Способствовать формированию интереса к чтению.
- Тренировать учащегося в умении применять и соблюдать в речи правила орфоэпии.
- Воспитывать стремление к правильному произношению.
- Контролировать произносительные навыки.
Оборудование: презентация, таблички, картинки, иллюстрации к русским народным сказкам, пазлы к сказке «Теремок», наглядное пособие к сказке «Репка», разрезные картинки.
Ход занятия.
Оргмомент.
- Поздоровайся.
-Здравствуйте.
- Какое сейчас занятие?
- Сейчас занятие по развитию слухового
восприятия и формированию произношения.
Вступительная беседа.
- Н.М., что я буду делать?
- Слушай и повторяй. (За экраном) Будешь слушать.
- Буду слушать.
- Будешь читать.
- Буду читать.
- Будешь отвечать на вопросы.
- Буду отвечать на вопрос.
- Будешь играть.
- Буду играть.
- Будешь повторять правила орфоэпии.
- Буду повторять правила орфоэпии.
. Восприятие на слух фраз по теме: «Русские народные сказки».
- В нашей школе проходил праздник сказки. Каждый класс инсценировал какую-то сказку. Мы с тобой сегодня вспомним эти сказки. Сейчас слушай меня и продолжай.
(Учитель за экраном читает начало фразы, К. продолжает)
- Битый небитого …
-…везет.
- Какая это сказка?
- Лиса и волк.
- Не садись на пенек!
- Не ешь пирожок!
- Сказка…
- Маша и медведь.
- Несет меня лиса в дальние края…
- … за высокие горы.
- Эти слова из сказки…
- Кот, петух и лиса.
- Не пей из копытца…
- … козленочком станешь.
- Сказка?
- Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
V. Работа над правилом: «Безударное О»
На столе пазлы – сказка «Теремок» с одним лишним персонажем.
- Какая это сказка?
- Теремок.
- Посмотри внимательно, здесь есть лишний герой сказки. Кто?
- Лишняя бабочка.
- Верно. Сейчас я предлагаю тебе поработать со словом Б А Б О Ч К А.
Сколько в слове гласных?
- Три.
- Сколько слогов?
- Три.
- Назови ударный слог.
- Ба.
- Назови второй слог.
- боч
- Какое здесь О?
- Безударное.
- Как надо говорить безударное О?
- Как А.
V. Контроль за умением учащейся фонетически правильно оформлять устную речь при перечислении героев сказок с использованием сюжетных картинок.
(Учитель предлагает ребенку разрезные картинки).
- Собери и назови сказку.
(Девочка собирает).
- Коза.
- Какое О?
- Безударное.
- Как произносим?
- Как А.
- Сказка…
- Волк и семеро козлят.
- В названии есть безударные О?
- Есть.
- Назови.
- СемерА, кАзлят.
(Девочка складывает вторую картинку).
- Емеля.
- Сказка…
- По щучьему велению.
- Как произносим?
- ПА щучьему велению
- Умница!
V. Работа над правилом «Звонкие согласные перед глухими согласными».
- Мы знаем, что звуки русского языка бывают …
- Гласные и согласные.
- Какие бывают согласные звуки?
- Звонкие и глухие.
- Как надо произносить звонкие согласные звуки?
- С голосом.
- Давай произнесем.
- Б, Д, Г, В, Ж, З
- Как надо произносить глухие согласные?
- Без голоса.
- Произнеси…
- П, Т, К, Ф, Ш, С, Х
(На столе наглядное пособие – сказка «Репка» )
- Посмотри. Какая это сказка?
- Репка.
- Кто отсутствует?
- Бабка.
- Верно. Как надо говорить это слово?
- БаПка.
- Почему?
- Потому что звонкие согласные перед глухими согласными надо произносить как глухие.
- Хорошо.
V. Контроль за соблюдением правила.
- Посмотрим, как ты умеешь соблюдать это правило. Прочитай последнее предложение сказки.
- ДеТка за репку, баПка за деТку, внучка за баПку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку- вытянули репку!!!
- Умница!!!!
V. Работа над правилом: «Звонкие согласные на конце слов » .
Игра «Стол находок». (Учитель показывает потерянные вещи, К. называет их и говорит из какой сказки).
- Пирожок.
- Сказка?
- Маша и медведь.
- Как произносим?
- Маша и медвеТь.
- Верно. Почему?
- Потому что звонкие согласные на конце слов надо произносить как глухие.
- Умница. Пирожок скушаешь позже, после занятия, а сейчас продолжим игру.
(Учитель показывает кувшин)
- Как произносим?
- КуФшин.
- Сказка…
- Лиса и Журавль
(Учитель показывает три ложки: большую, среднюю и маленькую).
- Как произносим слово ложки?
- ЛоШки.
- Слово большая?
- БАльшая.
- Молодчина! Сказка какая?
- Три медведя.
(Учитель предлагает ребенку сложить иллюстрацию к сказке из разрезных картинок).
. Контроль за соблюдением правила.
- Я предлагаю еще одну игру. Закроем глазки. Кто сел к тебе на ладошку?
(Ребенок тактильно пробует узнать. Если не узнает, учитель показывает лягушку. Предлагает ребенку сложить иллюстрацию к сказке из разрезных картинок).
- Из какой сказки?
- Царевна – лягушка.
. Итог занятия.
-Вспомним, что ты делала.
- Я повторяла правила орфоэпии.
- Я читала.
- Я отвечала на вопросы.
- Я играла.
- Все верно.
. Оценка работы.
- Н.М., как я говорила?
- Спроси у гостей.
- Скажите, пожалуйста, как я говорила? Вам понятно было?
- ……..
- Спасибо!.
- К., ты поняла? Для того, чтобы твоя речь была понятна для окружающих, надо стараться хорошо говорить, соблюдать правила орфоэпии.
Самоанализ
индивидуального занятия
по развитию слухового восприятия и формированию произношения
- Развивать слуховое восприятие путем опознавания, различения на слух речевого материала по теме.
- Способствовать расширению речевой практики посредством наглядности.
- Способствовать формированию интереса к чтению.
- Тренировать учащегося в умении применять и соблюдать в речи правила орфоэпии.
- Воспитывать стремление к правильному произношению.
- Контролировать произносительные навыки.
План занятия предусматривает специфические структурные компоненты:
- установка на правильное, понятное для окружающих произношение;
- продуман способ восприятия речи: на слух и слухо-зрительно;
- посредством презентации поддерживается постоянный интерес и увлечённость ребёнка занятием;
- соблюдены элементы охранительного режима – чередование видов деятельности.
На занятии не было строгого разделения на РСВ и ФП, было запланировано чередование разных видов деятельности. Все этапы занятия взаимосвязаны, плавно переходят один в другой. Речевой материал подобран с соблюдением методических требований, т.е. по своему содержанию заведомо знаком девочке. Речевой материал, все задания соответствуют теме и целям занятия, требованиям программы и возможностям ребёнка. Объём и степень сложности заданий подобран исходя из возрастных и индивидуальных особенностей, способности учащейся.
На этом занятии можно проследить развитие принципов межпредметных связей (развитие речи, чтение, изобразительное искусство, элементы драматизации). Полученные ранее знания отражены в ответах девочки.
Доброжелательная атмосфера, образцовая выразительная речь учителя, яркая эстетично оформленная наглядность позволили удержать внимание, заинтересованность и активность ребёнка на протяжении всего занятия.
Можно сделать однозначный вывод: анализ ответов позволяет оценить уровень знаний, умений и навыков ребёнка, словарный запас, а главное – уровень увлечённости ребёнка.
Само занятие было интересным и, несомненно, достигло поставленных целей.