Орг. момент; психологический настрой | (звучит музыка) - В природе есть солнце, оно всех любит и всех греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут радость, тепло, свет и нежность. Теперь звёздочка становится большой, как солнце, и несёт тепло всем - всем. И вы ребята сегодня будете нести нам тепло, и будете радовать нас как наше солнышко. (изображение солнышка прикрепляется на доску) | |
Проверка домашнего задания. | - Прежде чем приступить к новой теме, проверим как вы усвоили материал прошлых уроков, для этого проведём тест. который будет состоять из 5 вопросов. Из трёх вариантов, верный только 1. (время выполнения 3 – мин) ТЕСТ Одуванчик, клубника, ромашка, относятся к: А) деревьям; Б) травянистым растениям; В кустарникам. 2) Растения относят: А) к живой природе Б) к неживой природе 3) Выберите комнатные растения: А) Ромашка, кактус; Б) Одуванчик, фиалка В) Герань, бегония. 4) Стебли у этих растений мягкие, сочные, зелёные: А) травы Б) кустарника В) Деревья 5) Почему комнатные растения называют «заморскими гостями»? А) потомучто эти растения любят тепло; Б) Семена и ростки этих растений привезли из жарких стран; В) Эти растения могут произрастать только дома. ВЗАИМОПРОВЕРКА. (ответы выводятся на экран) 1) Б; 2) А 3) В 4) А 5) Б | |
Актуализация знаний. Чтение стихотворения уч-ся. ФИЗМИНУТКА | (чтение загадок, по ходу ответов детей учитель переворачивает картинки – отгадки) Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит. А в один из тёплых дней Май серёжки дарит её. (берёза) Я из крошки – бочки вылез, Стал высок я и могуч. Я кормлю свиней и белок- Ничего, что плод мой мелок. (дуб) На лугах сестрички Золотой глазок, белые реснички. (ромашка) Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня (крапива) 5. Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят Очень любят бусы эти, Дети, птицы и медведи. (малина) - Назовите все эти предметы одним словом. (растения) - Растения – это живая или не живая природа? - Докажите, что это живая природа. (растения дышат, растут, размножаются, питаются, умирают) (постановка темы урока) - Как вы думаете, о какой части живой природы сегодня мы будем говорить? (о растениях) – А именно сегодня на уроке вы узнаете, из каких частей состоит растение. Тема нашего урока: Части растения (слайд) - Ребята из нашего класса подготовили стихотворения о природе. Прослушав их, вы должны ответить на вопрос: - Что нужно растению для жизни? 1) Не спеша растут деревья, Целый век стоят на месте, Уходя корнями в землю, Простирая руки к солнцу. Ничего они не ищут, Ничего они не просят – Им ведь нужно так не много – Свет, Земля, вода и ветер … То, чего искать не надо, То, что всем даётся даром. А ещё деревьям нужно, Чтоб земля была прекрасна. Беседа. -Что нужно растению для жизни? - Что даёт растению свет и тепло? (солнце) - Солнце – это живая или не живая природа? (неживая природа) - Зачем растению свет и тепло? (для роста) - Откуда растения берут воду? (из почвы) ВЫВОД: растения связаны с почвенной влагой. - Вода и ветер это живая или не живая природа? - Какой вывод можем сделать? - Живая природа связана с неживой. | |
Применение знаний на практике. | - Посмотрите на отгадки к нашим загадкам. - На какие 3 группы можно разделить эти растения? – Что относится к деревьям, кустарника, травам? - По каким признакам вы разделили? - Как вы думаете, из чего состоят любые предметы? (из элементов или частей) - Из каких частей состоит человек? (туловище, руки, ноги, руки, голова, внутренние органы) - Каждая часть выполняет определённую функцию. - А знаете ли вы, из каких частей состоит растение? - А хотите узнать? | |
Работа по новой теме: групповая работа | - Для этого нам необходимо разделиться на 6 групп. Каждой группе будет дано своё задание. (в каждом ряду по 2 группы – 4 – 5 человек) 1 – ряд – травянистые растения: одуванчик, подорожник. 2 – ряд – кустарники: смородина, шиповник. 3 - ряд – деревья: берёза, яблоня Задание каждой группе: используя текст учебника составить небольшой рассказ по плану: (план на экране) Что это за растение*? Опишите его внешний вид.(Из каких частей состоит) Что вы знаете об этом растении? В качестве опоры вам будет служить текст учебника – стр. 48 (время на выполнения задания 5 – 6 мин) (выступает по 1 представителю от каждой группы, - отмечен звёздочкой) | |
| Выступление 1 ряда «травянистые растения» - жетоны по цветам за ответы! (после выступления первой группы учитель подводит уч-ся к выводу) Вывод: - Выделим части травянистых растений, что у них есть? (слайд) (корни, стебли, листья, цветы) Выступление 2 ряда – «кустарники» Вопрос: Сравните травянистое растение и кустарник. Что в их строении общего? В чём различие? ( те же части, что и у трав, но у них несколько стволов, стволы намного твёрже, чем у трав) Выступление 3 ряда. – «деревья» - Сравните строение трав и кустарников со строением деревьев. (у деревьев 1 ствол – твёрдый и толстый) ВЫВОД: все растения имеют одинаковое строение. | |
ФИЗМИНУТКА в виде игры: «Деревья, кустарники, травы» (направлена главным образом на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников) Первичное закрепление Работа с разноуровневыми заданиями. ИТОГ Рефлексия «Веточка» | Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты – широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие) Дуб, сирень, клубника, шиповник, тополь, мухомор, ромашка, ива, смородина, заяц, одуванчик, яблоня, крыжовник, сосна. Проблемный вопрос: - как вы думаете, сможет ли растение жить без какой- либо части? (нет) Вывод: все части растению важны. Это единый организм. Беседа учителя. - В корнях накапливаются питательные вещества, весной появляются почки, а из них листочки. Питательные вещества вместе с водой поступают по стволу и веточкам к почкам и к листочкам, затем появляются цветы и плоды. - Где бы мы с вами не находились повсюду нас окружают растения: в холодном севере, юге, в морях, океанах, пустыне. ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕРЕВЬЯХ: Секвойя, хлебное дерево, колбасное дерево, бамбук. (на слайдах) «От простого к сложному» * Составь пословицу из слов: украшение растение земли. ( Растения – земли украшение.) ** Подпиши части растений. *** Укажите стрелочками какую часть растений использует человек? Корень подсолнух Стебель яблоня Листья чай Цветок морковь Плод роза Семена берёза Задания выполняются по выбору самих учеников. (листочки сдают на проверку) Растения нужно беречь! Игра: « Как бы вы поступили?» Мальчик сделал острый меч И давай кустарник сечь Да кричать: « Я здесь храбрец!» ВОПРОС К КЛАССУ: - Что, он вправду молодец? - Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик? - Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль двора и тротуаров? - Чем отличается куст от дерева? 2. Посмотрите на Захарку Он нарвал цветов охапку, А подумайте вот только: Ну, зачем цветов рвать столько? - Где лучше сохраняются цветы? На корню или дома? Почему? 3. Деревья садят дети, А две подружки эти Глядят со стороны. Стоят, не помогают И деток убеждают: «Деревья не нужны!». - Нужны ли деревья людям? - В чём главное отличие в строении дерева от строения других растений? (на парте у детей лежат листочки светлого и тёмного цветов.) - Если вам понравился сегодняшний наш урок, вам всё было понятно и вы не испытывали затруднений, к веточке приклеиваете светло – зелёный листочек, а если у вас сегодня что – то не получилось, вы испытывали затруднении – тёмный листочек. (на ватмане изображение веточки без листьев) После долгой, холодной зимы наступит весна, и вскоре всё зазеленеет вокруг. На деревьях и кустарниках появятся молодые зелёненькие листочки. Так пусть и наша веточка сегодня «зазеленеет». | |