Познание мира 1 класс
Тема: «Органы чувств человека».
Цель урока: познакомить детей с органами чувств человека.
Задачи:
1.Узнать роль и специфику разных органов чувств;
2.Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
Оборудование: демонстрационный материал, наглядное пособие, рисунки для раскрашивания, цветные карандаши, три стакана с водой сладкой, обычной, солёной., чудесный мешочек с игрушками, рисунок человечка, загадки,
Форма работы: фронтальная, групповая.
Ход урока:
1.Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
Прозвенел звонок и смолк, начинается урок
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
-Ребята, как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? (дети показывают смайлики)
2.Сообщение темы и цели урока (детьми)
Подводящий диалог.
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком
(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)
- Чем он интересен? Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)
Отгадай загадки (чего нет у человечка)
Вижу ими. Наблюдаю.
Все замечу, распознаю.
Если больно, то слеза
Катится из них. (глаза)
Шорох каждый слышу я:
Шелестят ли тополя,
В мяч играют во дворе,
Дождь закапал по траве.
В раковине море слушать
Нам нужны, конечно,. (уши)
Есть лимон я не хочу,
Кислый вкус я отличу
От любого, хоть какого:
Это сладко, то солено.
Задачу эту разрешит
Орган вкуса — мой. (язык)
Чувствую запахи вкусные я:
Мама в духовке пирог испекла,
Пахнет малиной варенье в буфете,
А шоколадом в лавке конфетной.
Чем пахнет, скажу без труда, не вопрос.
А чувствует запахи эти мой. (нос)
Выдвижение проблемы.
-Чего ещё нет у нашего человечка?
- А нужны они ему? (Конечно)
-О чём мы, сегодня будем говорить на уроке? (об органах)
- Ребята, как одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)
На доску вывешивает учитель надпись Органы чувств в виде кластера
Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)
- А точнее «Наши помощники – органы чувств»
- В конце урока вы мне ответите на вопрос:
Почему органы чувств называют нашими помощниками?
- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:
Познакомиться с ……(органами чувств)
Узнать…. (для чего они нужны)
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)
- Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?
(Нарисовать ему органы чувств)
3.Работа в группах
- Я предлагаю сегодня работать в группах.
- По ходу работы поможем нашему герою приобрести органы чувств.
Деление на группы. На парте перевёрнутые листы со словом. Дети берут любой листочек, переворачивают его и пытаются прочитать. Ребята, которые умеют читать помогают прочесть слово не читающему ребёнку.
1группа «Глаза»
2группа «Уши»
3группа «Язык»
- Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
- Давайте мы эти правила вспомним.
Правила работы в группе
Работаем тихо, дружно;
Говорим по очереди, не перебивая друг друга;
Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника)
Учебные действия «Открытие новых знаний»
-У каждой группы будет свое задание.
- Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить исследовательской работой.
- А я буду вашим помощником.
- Капитаны подойдите ко мне за заданиями.
(капитаны получают задания)
1.Задание каждой группе
Задание для 1 группы: найдите на картинке спрятавшихся животных
Задание для 2 группы: в мешке находятся предметы с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.
Задание для 3 группы: определить, какая вода в стаканах.
Выполнив задание, группы меняются местами и проводят туже работу.
- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли…
… нам нужны…….
Научное название…
-С помощью чего вы, нашли спрятавшихся животных? ( глаз) к кластеру прикрепляем глаза. Научное название глаза – орган зрения.
-С помощью чего вы, определили издающие звуки? (ушей) к кластеру прикрепляем ушки. Ушки – орган слуха
-С помощью чего вы определили вкус воды? (языка, рта) прикрепляем ротик. Язык – орган вкуса.
2.Задание для всех учеников.
1.Ущепните свою руку, потрогайте щеку соседа
До чего мы, прикоснулись? (до кожи) Кожа – орган осязания)
2.Закройте глазки, я подойду к каждой группе и что сделаю, а вы мне попробуете сказать, что я сделала. Учитель, брызгает освежителем воздуха, дети с помощью запаха узнают, что это было
С помощью чего мы почувствовали запах? Носа нос – орган обоняния
4.Защита проектов
1 группа
- Выступает 1 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли (глаза)
Научное название – орган зрения.
- Что вам помогло увидеть животных? (глаза)
- Что еще мы можем делать при помощи глаз? (Читать, смотреть телевизор)
- При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
(рассматривают иллюстрацию с изображением глаза)
- Вы хорошо справились с заданием.
- Помогите нашему герою увидеть вас
(рисуются глаза человечку)
- Выступает 2 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.
Научное название – орган слуха.
- Что вам помогло услышать звуки? (уши)
- Вы постарались, выполнили задание верно.
- Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)
(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)
- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь? (Нарисовать уши нашему человечку)
- Выступает 3 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.
Научное название-орган вкуса.
- Что помог определить вкус воды? (язык)
- Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)
- Молодцы. С задание справились верно.
(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)
(дети рисуют язык человечку)
Какое задание вам предложил учитель?
Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.
Научное название- ….
- Что вам помогло определить запах воздуха? (нос)
- Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)
- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.
- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.
(рассматривают иллюстрацию с изображением носа)
- Помогите нашему герою.
(дети рисуют нос)
Чтобы выполнить следующее задание нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь предметы по форме…
Научное название - …. орган осязания.
- Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)
- Верно, справились с заданием.
(рассматривают иллюстрации, что можно сделать с помощью рук)
- Поможем нашему герою
(дети рисуют человечку руки)
5.Физминутка ИКТ
6.Оценивание «Две звезды и пожелание».
Сегодня ребята вы работали в каждой группе, вы должны оценить каждую группу смайликом зелёный - отлично, жёлтый - хорошо, а ещё сказать пожелания этой группе.
7.Просмотр презентации «Органы чувств»
обсуждение
7.Обобщающая беседа.
- Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями.
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
- Сколько у человека органов чувств?
-На какой вопрос вы должны были ответить?
- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.
- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?
Дети рассматривают получившегося человечка
8.Рефлексия.
- А напоследок хочется сказать:
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая их, используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Руки, чтоб ласкать, трудиться,
А носик - запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
6.Итог урока.
- Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу.
- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.
- Поднимите руку, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.
Ребята, понравился вам урок? Что интересного для вас было сегодня на уроке?
На столах у детей смайлики без органов чувств. Нарисуйте органы чувств и отразите на них своё настроение. Смайлики прикрепите к нашему человечку.
Ребята, за вашу хорошую, замечательную работу я бы хотела вас сегодня угостить вкусным напитком, но скажите с помощью какого органа чувств вы узнаете вкус этого напитка? (дети пьют сок)