Представление о нормах и правилах речевого этикета;
Умение использовать приобретенные знания для решения практических задач
Ход урока.
Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.
(Стихи читают заранее подготовленные дети)
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.
Ну что ж, давайте начнем урок.
Ну-ка, проверяй, дружок
Ты готов начать урок?
Все на месте, все в порядке?
Книжки? Ручки? А тетрадки?
Проверка домашнего задания(анаграммы)
Открываем тетради и записываем число, классная работа, чистописание (на экране: БП и бп и слово-пастель). Вам знакомо слово- пастель?
(Петрова Катя читает текст –«Досадное недоразумение»)
-Как вы думаете, почему мы послушали этот текст? (очень важно знать правописание слов).
-Значит, какая тема сегодняшнего урока?( Повторение и закрепление изученных орфограмм)
- И чем же мы займемся на этом уроке?(Будем повторять, вспоминать изученные орфограммы; повторять алгоритм и их проверки, упражняться в их правописании)
1 ЗАДАНИЕ(какая орфограмма пропущена?)
Слайд 1.(письмо по памяти)
Славная осень! Зд_ровый, ядреный
Воздух усталые силы б_дрит;
Ле_ не_кре_ший на речке студеной
Словно как тающий сахар л_жит.
(Н.Некрасов)
Слайд 2. (взаимопроверка)
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
(Н.Некрасов)
2 ЗАДАНИЕ
Давайте разберем по составу слово- НЕОКРЕПШИЙ.
3 ЗАДАНИЕ(какое правило орфографии не знал герой этого стихотворения?)
Сдайд 3. (стихотворение шутка Т.Крюковой)
Леф, леопарт, носорок и верблют
В моем зоопарке тетрадном живут.
Ребята узнали про льфа с леопартом,
И все покатились со смеха под парты.
Верблюты мои и мои носороки
Весь класс потешали вчера на уроке.
Жаль, нету в природе подобных зверей.
Ну что же, отныне я буду умней.
И, чтоб не смешить понапрасну народ,
Пишу я: жирав, утконоз, бегемод.
(Устно) Каких зверей ученик хотел поселить в тетрадном зоопарке? Подберите к каждому слова проверочные.
Слайд 4.(надпись)
Чтобы грамотно писать
Орфограммы надо знать!
Почему же в ваших тетрадях встречаются ошибки? Кто же в этом виноват?
Задание 1. Чтобы правильно и грамотно писать, нужно знать законы орфографии. Проверим, как вы их знаете.
(каждой группе даются по 3 вопроса, время для ответа – 1 минута)
Вопросы для первой команды.
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Как пишутся предлоги?
В каких случаях после шипящих не пишется – ь – ?
Вопросы для второй команды
Как проверить парные согласные в корне слова?
В каких случаях употребляется разделительный – ъ– ?
Как пишется частица НЕ – с глаголами?
Вопросы для третьей команды
Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?
Как определить, – ТСЯ – или – ТЬСЯ – следует писать в конце глаголов?
Какое правило необходимо знать при переносе слов? (назвать 2-3 примера)
Правила мы знаем, а теперь мы выполним упражнения. Попробуем применить свои знания. Для этого (Слайд 5) вам надо будет записать данные слова в 3 столбика, объединив их в группы в зависимости от орфограммы.
Слайд Запиши данные слова в 3 столбика, объединив их в группы в зависимости от орфограммы:
Задание 3. (Напишите за 1 минуту слова, которые можно прочитать в круге.(буквы распределить по кругу)
ЛОСЬРИМОСТОЛЬКОТИКУСОК
Лось, ось, Рим, мост, столько, кот, тик, котик, кусок, сок (игра на развитие памяти)
Дальше открываем учебники на стр.46,прочитаем сообщение профессора Самоварова. Что нового узнали?
(Что звуки [ж], [ш], [ц], [ч], [щ] были все мягкими, а теперь сохранились только [ч], [щ], а [ж], [ш], [ц] стали звучать твердо)
И выполним упражнение 66.(с комментированием)
Слайд
Выбери проверочное слово:
Ч_стоплотность (чисто, честь)
Зап_вать песню (петь, пить)
Сп_шить (пишет, спешка)
Юная д_вица (диво, дева)
Скр_петь (скрепка, скрип)
Слайд На ашипках учемся.
(Л. Крайнов-Рытов)
Поможем Пете Двойкину исправить ошибки:
Обижать вокруг дома- обежать ребенка
Запивать в хоре- запевать молоком
Слизать с лестницы- слезать сметану
Примирять костюм- примерять друзей
Слайд (вывод)
Между работой мозга и речью прямая взаимосвязь. Следите, пожалуйста, за своей речью. Будьте внимательны и в том, как нужно правильно говорить и как нужно правильно писать.
Слайд. Домашняя работа: упр.69,стр.49
Рефлексия.
-ради чего мы изучаем данную тему, как она нам пригодится в будущем;
-какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
-можем ли мы адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников.