Просмотр содержимого документа
«Повторяем фонетику. »
Урок 1 Повторяем фонетику
Цели: закрепить знания о фонетике; совершенствовать умение сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции.
Ход урока
I. Чистописание.
…///…//..иии…
а о//ю ы//э е//е ё//а о//
Линейка, пенал, книга // школа, этаж, окно, стена.
– Ребята, выберите две строчки, над которыми вы бы хотели поработать. Пишите аккуратно, чисто, красиво.
Учащиеся по желанию выбирают две строчки для написания.
II. Повторение изученного материала.
1. Беседа по вопросам:
– Помните ли вы, что изучает фонетика? (Звуковую сторону речи.)
– Что обозначает слово «фонетика»? (Образовано от греческого слова phone, что значит «звук».)
– Что во 2 классе мы изучили из этого раздела?
Учитель пишет на доске ответы учащихся.
Звуки речи, ударение, слог, гласные и согласные звуки, глухие и звонкие согласные, ударные и безударные гласные, письменное обозначение звуков речи.
– Что вы помните о количестве гласных звуков и букв? Посмотрите верный ответ, записанный на доске.
На доске записана схема:
Звуки
[à]
[î]
[и]
[ы]
[y]
[э]
Буквы
а я
о ё
и
ы
у ю
е э
– Какими буквами может обозначаться [а]?
– Какими буквами может обозначаться [о], [и]?
– Какой звук имеет буква ы(э, у)?
– Какой вывод вы можете сделать о количестве гласных звуков и букв?
– Какой звук может передавать буква -я-? ([a], [й’а].)
– Что вы можете рассказать о согласных звуках? Чего больше в русском языке – согласных букв или согласных звуков? Подтвердите свои ответы, опираясь на таблицу в учебнике (ч. I, упр. 3).
Учитель. В языке всё имеет звуковое выражение. Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям, поэтому не случайно обучение в школе начинают с букв и звуков.
Известно, что звуков (фонем) в русском языке 42, а букв – 33. Это значит, что отношения между звуками и буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Об этом нам поведают сами звуки речи.
2. Звуки речи – «гости» урока.
Учитель. Вы уже знаете, что письменная речь не может абсолютно точно копировать устную. Звуки мы слышим, а буквы пишем. В одних случаях между ними есть полное соответствие, а в других – полная неразбериха. На этом, к сожалению, сложные отношения звуков и букв не заканчиваются. Одна, например, буква «Б» трудится в поте лица и за себя, и за других, обозначая целых четыре звука. Кто покажет, как это происходит?
Учащиеся. Это подтверждают следующие примеры: буря [б], битва [б’], хлеб [п], дробь [п’].
Учитель. Вы уже знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков-букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова. Давайте рассмотрим, как это происходит?
3. Сравнение буквенной записи слов с записью слов с помощью транскрипции.
На доске написано слово поля́.
Учитель. Один ученик утверждает, что в этом слове все гласные звуки одинаковые. Как же так? Ведь здесь нет одинаковых букв. Как вы думаете? Приведите примеры слов, где один и тот же звук обозначен разными буквами. (Мяла, пряла.)
На доске записаны слова так, как они звучат в речи, с помощью транскрипции.
[атхот], [атгадат’], [патшутит’]
Учитель. Не правда ли, лучше не писать так, как слышится? Произнесите слова так, как правильно вы бы их записали. (Отход, отгадать, подшутить.)