Учебный предмет | Чтение (обучение грамоте) |
Класс | 1 |
Тема | Буквы Ё,ё в начале слова |
Базовый учебник | Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева Азбука. 1 класс |
Тема урока: Буквы Ё,ё в начале слова |
Место урока в теме: в теме 40 |
Тип урока: урок усвоения новых знаний |
Дата урока: 19.11.14 |
Образовательные ресурсы: презентация, раздаточный материал, учебник. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой (1 CD). Лента букв. |
Цель урока (уроков): Создать условия для ознакомления учащихся со звуками [й’о], буквой Ёё; развития речи, памяти, логического мышления |
Задачи урока: Предметные: дети должны находить букву Ёё в словах, различать ее функцию: обозначает два звука или указывает на мягкость предшествующего согласного; читать слова с соблюдением правил орфоэпии, Метапредметные: Освоить следующие общеучебные умения: учебно-управленческие умения: 1.1 принимать и сохранять учебную задачу, 1.2 планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учебно – информационные умения: 2.1.1 овладеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, учебно-логические умения: 3.6.3 осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем строить рассуждения в форме связи простых суждений, осуществлять планирование |
Планируемые образовательные результаты: дети должны находить букву Ёё в словах, различать ее функцию: обозначает два звука или указывает на мягкость предшествующего согласного; читать слова с соблюдением правил орфоэпии Получат возможность научиться: читать слова с соблюдением правил орфоэпии, понимать прочитанное; делить слова на слоги; правильно ставить ударение; различать строчную и заглавную букву Ё,ё |
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
6) Первичное закрепление.
Этапы урока | Осваиваемое УУД с указанием уровня | ОДД (ориентировочная основа действия) освоения УУД | Деятель ность учащихся | Деятельность учителя |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 1.1. Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности 1.2 планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | -Каким образом вы можете что-то узнать? -Сначала повторим необходимое, потом выполним задание для пробного действия. -Если не получится, постараемся понять причину затруднения, поставим цель, выберем средства -Для чего? Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. - Как построить план действий для достижения целей (алгоритм размышления) | Уч-ся составляют план урока | Учитель предлагает учащимся составить план урока. |
3.Актуализация знаний. | 3.6.3 осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем строить рассуждения в форме связи простых суждений, 2.1.1 овладеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | - Что нам необходимо сделать? - На какое знакомое задание это похоже? - В какой последовательности выполняется похожее задание? - Можно ли применить этот план для нашего задания? - Нужно ли вносить в него изменения? - Какие изменения нужно внести? | Учащиеся выполняют задание | Дает установку на работу |
4. Первичное усвоение новых знаний. | 1.1. Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности | - Каким образом вы можете что-то узнать? - Сначала повторим необходимое, потом выполним задание для пробного действия. - Если не получится, постараемся понять причину затруднения, поставим цель, выберем средства | Учащиеся выполняют задание | Учитель предлагает учащимся вспомнить цель и тему урока, а затем составить план дальнейшей работы. |
5.Подведение итогов | 1.10 Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации Уровень узнавания | Обращение к плану, учебной задаче. Итоги деятельности на уроке. | Зачитыва ют план урока, подводят итог сделанного | Предлагает послушать ответы учащихся, дать оценку работе. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 .Организацион- ный момент. Приветствие. Мотивирование к учебной деятельности. | Проверка готовности оргтехники. Приветствие учащихся. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Хорошо запоминать. – Проверим готовность к уроку Проверка наличия на парте: Учебника Ленты букв Смайликов У вас на парте всё в порядке: Альбомы, книги и тетрадки. Готова я начать урок, Звени скорей для нас, звонок! Откройте учебники на стр.102,103.Внимательно посмотрите на содержание этих страниц. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Что нового вы узнаете сегодня? - Что нужно для того, чтобы достигнуть желаемого результата? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Формулируют тему урока Ставят цели урока |
2 . Постановка учебной задачи | Сегодня вы познакомитесь еще с одной необычной буквой. Она вам будет усердно служить, если вы раскроете ее секрет | Слушают объяснение учителя |
3. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Знакомство со звуками [й’о] и буквой Ёё (учебник, с. 103) 2. Печатание буквы в воздухе. | - Составим план, пользуясь которым, мы будем изучать букву Ё. - Что нам необходимо сделать? - На какое знакомое задание это похоже? - В какой последовательности выполняется похожее задание? - Можно ли применить этот план для нашего задания? - Нужно ли вносить в него изменения? - Какие изменения нужно внести? - Отгадайте загадку. (Учитель прикрепляет картинку ели) - Эта ёлка сегодня на уроке будет нашей помощницей. На неё мы будем прикреплять всё новое, что узнаем на уроке. – Кто прячется под лапами ели? – Произнесите первый слог и послушайте, как он звучит. (Ученик прикрепляет на ель звук [й’о]) – Посмотрите на нее: как ёжик пытается изобразить свою букву? – Найдите букву Ёё на «ленте букв» (Ученик прикрепляет на ель букву ё) -Какой еще звук может обозначать буква Ё? - Найдите место буквы Ё | 1. Звук, который обозначает буква 2. Запись буквы Ё 3. Место буквы на ленте букв 4. Чтение слогов и слов с буквой Ё - Ёлка – Ежик. – [й’о]. – Встал на задние лапки и нацепил сверху на иголки два яблока. Находят на «ленте букв» букву -Ёё -Звук о. |
4. Чтение слов с буквой Ёё (учебник, с. 103) | – Назовите букву Ёё, попробуйте добавить к ней какую-нибудь букву или слог, чтобы получилось слово. – Прочитайте слова в учебнике. – Чем похожи ель и ёжик? Ель на ёжика похожа: Ёж в иголках, ёлка тоже. – А похожи ли буквы, с которых пишутся слова «ели», «ёж»? | Читают слова на доске: – Ё-жик, ё-лки, мо-ё, сво-ё. Читают слова в учебнике. – Они колючие. – Да, только у буквы Ёё есть две точки. Выявляют способ чтения буквы Ёё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Делают вывод (под руководством учителя). Выделяют звуки [й’о] |
Физкультминутка | Были бы у ёлочки ножки, Побежала бы она по дорожке. Заплясала бы она вместе с нами, Застучала бы она каблучками. Закружились бы на ёлочке игрушки – Разноцветные фонарики, хлопушки. Завертелись бы на ёлочке флаги Из пунцовой, из серебряной бумаги. Засмеялись бы на ёлочке матрёшки И захлопали б от радости в ладошки. К. Чуковский | Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
5. Работа с текстом «Спор у ёлки» и картинкой (учебник, с. 103) | – Прочитайте текст рассказа. – Что делают ребята? -Хорошо ли поступают дети? -Почему вы так считаете? - Как вы думаете, почему они так поступают? Помоги им. – Найдите в тексте слова с буквой Ёё. – Рассмотрите картинку. | Читают рассказ. Отвечают на вопросы. Находят слова с буквой Ёё, зачитывают их. Рассматривают картинку. |
6. Работа с предложением (учебник, с. 103) | -Прочитайте предложение. -Объясните правописание имен Павлик и Лара. -Какой смысл заключен в предложении? | Читают предложение, отвечают на вопросы |
7. Значение слова «ёршик» (учебник, с. 103) | – Рассмотрите картинки, назовите предметы, которые вы видите. – Объясните значение слова «ёршик» (Вывешивается на ёлку слово «ёршик») | Рассматривают картинки. – Ёршик – рыбка, ёрш – приспособление для мытья посуды Высказывают свое мнение |
Физкультминутка | Физкультминутка для глаз с использованием тренажера. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
8. Закрепление знаний и способов действий. Чтение слогов с буквой ё., текстов. Стр.106-107 | Прочитайте хором слоги – Прочтите тексты самостоятельно - Как помогает белочке ёлка? - Найдите в тексте слова, с помощью которых показана сила ветра | Работают над текстами, читают тексты вслух, выборочно читают слова |
9.Работа над многозначностью слова «лапы» (лапы или и лапы животного), антонимами. | - Объясните значение слова «Лапы», опираясь на картинку. (вывешивается на ёлку слово «лапы») - Почему елка колет, а сосна гладит? | Объясняют значение слов, сравнивают ветки сосны и ели |
10.Чтение текста «Ёлка» | - Как ёлка помогала животным? - Почему ёлка грустит? - Кто же украсит ёлку? - Посмотрите на нашу ёлку, что с ней произошло? | Находят ответ на вопрос - Мы её украсили. |
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | С какими звуком и буквой вы познакомились сегодня на уроке? – Какие знания приобрели? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? - С каким настроением вы уйдёте на перемену? Покажите это, используя смайлики, лежащие у вас на парте. | Отвечают на вопросы, опираясь на рисунок ёлки на доске. Оценивают свою деятельность на уроке. Осуществляют самоконтроль |