kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие о суффиксе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Понятие о суффиксе.

Цель:  формирование представлений о суффиксах и их словообразующей роли и правописании.

Задачи:

-образовательная:  дать понятие о суффиксе, как значимой части слова; 
- развивающая:  развитие логического мышления, обогащение активного словаря, развитие внимания; 
- воспитательная:  воспитывать экологическую культуру учащихся, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. 
- здоровьесберегающая: создание атмосферы успешности каждого ученика, создание благоприятного психологического климата, предупреждение утомляемости детей. 
Тип урока:  комбинированный 
Вид урока:  стандартный с применением игровых технологий. 
Методы:  частично-поисковый, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрение. 
Оборудование: презентация  к уроку, компьютер, рисунки частей слова, схемы, карточки для индивидуальной и групповой работы. 
                                                Ход урока:

1.  Организация начала урока.

2.  Психологический настрой:      Приветствуем всех, кто время нашёл.

                                                         И сегодня на урок к нам пришёл!

  - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу.

Тихо сядьте, спинки прямо

Вижу, класс наш - хоть куда,

Мы начнём урок тогда.

И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

  - Наш урок  сегодня называется «Урок - исследование»

3.  Постановка задач урока. (слайд 2)

 - Сегодня на уроке мы будем исследователями. А помогать будут нам наши старые друзья Знайка и Незнайка.

Слово делиться на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

 - Мы повторим изученные части слова и познакомимся с новой частью слова.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

     (обозначьте орфограммы)

4.  Чистописание

    - Знайка приглашает начать наше исследование с минутки чистописания.

     (слайд 3 и 4 )   На доске буквы:  Д З П В Б
     - Что общего в этих буквах?   - Чем они отличаются?

      Напишите  букву, обозначающую  глухой  согласный.

Подчеркните буквы, которые получились лучше других.

5.  Словарная работа

 - Незнайке дали домашнее задание, вспомнить и записать словарные слова на тему «одежда». Вот что у него получилось.  (слайд  5)

 - Правильно ли он выполнил задание?

На доске:  Адежда: кастюм, плоток, польто.

 (дети помогают Незнайке исправить ошибки)

 6.  Актуализация знаний.  «Верно  или   ложно  утверждение»?  (слайд 10)

(Учащиеся получают карточки от Незнайки.  Даётся время на проверку.  Ответ с комментированием)

  1. Корень – это главная часть предложения (-)
  2.  Родственные слова ещё называют однокоренными (+)
  3.  Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)
  4.  Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
  5.  Окончание – это изменяемая часть слова.(+)
  6.  Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)
  7. Корень – это общая часть родственных слов (+)

7.  Наше исследование продолжается.  (слайд 11)

    - Ребята, прочитайте и исследуйте слова на карточках:

      лес, лесной, лесок.

     - Что вы можете сказать о данных словах?

     - Выделите части слова, которые мы знаем.

     - Есть ли в этих словах приставки?

    - Какую часть слова мы не выделили в словах? Где она находится?

    - Как называется эта часть слова?  Как  мы будем её обозначать?

    - Выделите суффикс в записанных словах.

    - Подумайте, данные однокоренные слова отличаются чем-то друг от друга?

    - Какая часть слова придаёт им значение?  (суффикс)

          (слайд 12)  одновременно, отвечая на вопросы дополняем кластер «части слова», который начали составлять на предыдущих уроках.

8.  ФИЗМИНУТКА.

9.  Продолжаем исследование. 

      - Итак, что мы узнали о суффиксе?  (часть слова, стоит после корня)

 10.  Работа по учебнику. Упр. 286 стр. 107

 11.  Игра «Будь волшебником»  (слайды 20, 21)

   Знайка предлагает вам стать волшебниками. Вот слова:  кот, слон, дом.

       Наблюдение за изменением слов  с помощью  суффиксов

 12.  Вывод.

  - Незнайка просит вас, ребята, сформулировать вывод:  что такое суффикс?

          Работа с карточкой - памяткой

  •                          «Что такое суффикс?»

           Суффикс – это __________ слова,  которая стоит ____________корня.

      С помощью суффикса __________________ новые слова.

 13. Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам. Образование слов с помощью суффиксов  -ок-, -ёк-, -ик-.  (приложение 3)

14.  Рефлексия

Я  узнал ……

Я понял …..

Мне понравилось  ….

Было трудно ….

Для меня было открытием, что …

15.  Домашнее задание:   упр. 288  стр. 108

    

Приложение   1          

     «Верно или не верно утверждение»?

  1. Корень – это главная часть предложения    (        )
  2.  Родственные слова ещё называют однокоренными ()
  3.  Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(  )
  4.  Корни в родственных словах пишутся одинаково. (    )
  5.  Окончание – это изменяемая часть слова. (      )
  6.  Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.   (        )
  7. Корень – это общая часть родственных слов (       )

Приложение  2

 

            Запомни: «Что такое суффикс?»

Суффикс – это __________ слова,

которая стоит ____________корня.

С помощью суффикса __________________ новые слова.

 

Приложение  3

  Образуй слова с помощью суффиксов.

                - ик                                            - ёк                                       - ок

Гном  -  ________                  день -__________               кулак - _______

корабль - __________           окунь - ________                жук - __________

журавль - _________            зверь - _________               паук - __________

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о суффиксе »

Тема: Понятие о суффиксе.

Цель: формирование представлений о суффиксах и их словообразующей роли и правописании.

Задачи:

-образовательная: дать понятие о суффиксе, как значимой части слова; 
- развивающая: развитие логического мышления, обогащение активного словаря, развитие внимания; 
- воспитательная: воспитывать экологическую культуру учащихся, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. 
- здоровьесберегающая: создание атмосферы успешности каждого ученика, создание благоприятного психологического климата, предупреждение утомляемости детей. 
Тип урока: комбинированный 
Вид урока: стандартный с применением игровых технологий. 
Методы: частично-поисковый, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрение. 
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, рисунки частей слова, схемы, карточки для индивидуальной и групповой работы. 
Ход урока:

1. Организация начала урока.

2. Психологический настрой: Приветствуем всех, кто время нашёл.

И сегодня на урок к нам пришёл!

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу.

Тихо сядьте, спинки прямо

Вижу, класс наш - хоть куда,

Мы начнём урок тогда.

И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

- Наш урок сегодня называется «Урок - исследование»

3. Постановка задач урока. (слайд 2)

- Сегодня на уроке мы будем исследователями. А помогать будут нам наши старые друзья Знайка и Незнайка.

Слово делиться на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

- Мы повторим изученные части слова и познакомимся с новой частью слова.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

(обозначьте орфограммы)

4. Чистописание

- Знайка приглашает начать наше исследование с минутки чистописания.

(слайд 3 и 4 ) На доске буквы: Д З П В Б
- Что общего в этих буквах? - Чем они отличаются?

Напишите букву, обозначающую глухой согласный.

Подчеркните буквы, которые получились лучше других.

5. Словарная работа

- Незнайке дали домашнее задание, вспомнить и записать словарные слова на тему «одежда». Вот что у него получилось. (слайд 5)

- Правильно ли он выполнил задание?

На доске: Адежда: кастюм, плоток, польто.

(дети помогают Незнайке исправить ошибки)

6. Актуализация знаний. «Верно или ложно утверждение»? (слайд 10)

(Учащиеся получают карточки от Незнайки. Даётся время на проверку. Ответ с комментированием)

  1. Корень – это главная часть предложения (-)

  2.  Родственные слова ещё называют однокоренными (+) 

  3. Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-) 

  4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+) 

  5. Окончание – это изменяемая часть слова.(+) 

  6. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-) 

  7. Корень – это общая часть родственных слов (+) 

7. Наше исследование продолжается. (слайд 11)

- Ребята, прочитайте и исследуйте слова на карточках:

лес, лесной, лесок.

- Что вы можете сказать о данных словах?

- Выделите части слова, которые мы знаем.

- Есть ли в этих словах приставки?

- Какую часть слова мы не выделили в словах? Где она находится?

- Как называется эта часть слова? Как мы будем её обозначать?

- Выделите суффикс в записанных словах.

- Подумайте, данные однокоренные слова отличаются чем-то друг от друга?

- Какая часть слова придаёт им значение? (суффикс)

(слайд 12) одновременно, отвечая на вопросы дополняем кластер «части слова», который начали составлять на предыдущих уроках.

8. ФИЗМИНУТКА.

9. Продолжаем исследование.

- Итак, что мы узнали о суффиксе? (часть слова, стоит после корня)

10. Работа по учебнику. Упр. 286 стр. 107

11. Игра «Будь волшебником» (слайды 20, 21)

Знайка предлагает вам стать волшебниками. Вот слова: кот, слон, дом.

Наблюдение за изменением слов с помощью суффиксов

12. Вывод.

- Незнайка просит вас, ребята, сформулировать вывод: что такое суффикс?

Работа с карточкой - памяткой

Запомни: «Что такое суффикс?»

Суффикс – это __________ слова, которая стоит ____________корня.

С помощью суффикса __________________ новые слова.

13. Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам. Образование слов с помощью суффиксов -ок-, -ёк-, -ик-. (приложение 3)

14. Рефлексия

Я узнал ……

Я понял …..

Мне понравилось ….

Было трудно ….

Для меня было открытием, что …

15. Домашнее задание: упр. 288 стр. 108

Приложение 1

«Верно или не верно утверждение»?

  1. Корень – это главная часть предложения ( )

  2.  Родственные слова ещё называют однокоренными () 

  3. Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?( ) 

  4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. ( ) 

  5. Окончание – это изменяемая часть слова. ( ) 

  6. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. ( ) 

  7. Корень – это общая часть родственных слов ( ) 

Приложение 2


Запомни: «Что такое суффикс?»

Суффикс – это __________ слова,

которая стоит ____________корня.

С помощью суффикса __________________ новые слова.


Приложение 3

Образуй слова с помощью суффиксов.

- ик - ёк - ок

Гном - ________ день -__________ кулак - _______

корабль - __________ окунь - ________ жук - __________

журавль - _________ зверь - _________ паук - __________












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Понятие о суффиксе

Автор: Замотаева Мария Александровна

Дата: 03.01.2015

Номер свидетельства: 149622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект учебного занятия по русскому языку "Суффикс как часть слова" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uchiebnogho-zaniatiia-po-russkomu-iazyku-suffiks-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108238"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403622145"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "конспект урока по русскому языку «Развитие умения находить в словах суффиксы» "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-razvitiie-umieniia-nakhodit-v-slovakh-suffiksy"
    ["file_id"] => string(6) "143137"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418462321"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Развитие умения находить в словах суффиксы "
    ["seo_title"] => string(46) "razvitiie-umieniia-nakhodit-v-slovakh-suffiksy"
    ["file_id"] => string(6) "146766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419256625"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Открытый урок по русскому языку. Тема "Суффикс"."
    ["seo_title"] => string(46) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-tiema-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "283191"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453803215"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства