kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие умения находить в словах суффиксы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметная область: русский язык,  «Школа 2100»

Тема урока «Развитие умения находить в словах суффиксы»

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Суффикс»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:

Познавательные:

- формирование умения извлекать информацию из схем, текстов;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам.

 Регулятивные:

- формировать  умения прогнозировать  предстоящую работу (составлять план);

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развивать умения находить новые суффиксы в словах, определять их значение;

- уметь объединять слова в группы в зависимости от значений суффиксов.

Планируемый результат: уметь находить суффиксы в словах и определять их значение.

Основные понятия: «суффикс», «корень», «значение суффикса».

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы:

  • основные: учебник «русский язык» 2 класс
  • Дополнительные: ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.

Организация учебного пространства: работа с классом, в малых группах, в парах, индивидуальная.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Вступают в диалог с учителем.

 

 

Коммуникативные

2. Актуализация знаний.

Организует работу в группах.

Читает предложения в карточке.

Читают задание на карточках, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Дополняют предложения записанными словами.

Комментированная запись числа.

Проверка домашнего задания:

Мини-опрос (напишите нужное слово).

 

Познавательные. Личностные.

3. Формирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.

 В позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.

Записывают в тетрадях суффиксы, делят их на группы, сравнивают с образцом. Составляют план урока.

Запишите все суффиксы, которые вы узнали. Обменяйтесь тетрадями и сравните, все ли суффиксы есть у вас.

– Сравните после этого с записью на доске.

На слайд представлены суффиксы: -ок-,

-ик-, -чик-, -онок-, -ёнок-, -их-, -ат-, -ищ-.

– Разбейте их на группы. Сколько групп получилось? (3 или 4.)

– Дайте им названия.

Если затрудняются, можно после этого на слайде показать таблицу.

 

 

Уменьшительно-ласкательный

 

Детёныш (много детёнышей)/самка

животного

 

Увеличительный

 

– Как вы думаете, это все суффиксы или есть и другие? Ответ на этот вопрос будем искать на уроке.

– Составим план урока.

  1. Значение суффикса -ушк-.
  2. Значение суффикса -тель-.
  3. Значение суффикса -ищ-.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

 

Регулятивные.

Личностные.

4. Развитие умений – применение знания.

Диктует четверостишие, организует диалог, побуждает к выводу правила. Организует работу с учебником.

Записывают, выделяют суффиксы,  характеризуют роль суффикса  -ушк- в слове, заполняют таблицу,  образовывают слова  с помощью суффикса –тель.

1.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка.

 

– В каких словах вы увидели знакомые суффиксы? (Петушок, гребешок.) Определите их значение. (Ласкательное.) Докажите, что здесь не уменьшительное значение. (Петушок – это не маленький петух, а ласково, с любовью говорится о петухе, он любимый герой детских сказок.)

– Какие ещё слова с суффиксами вы увидели? (Головушка, бородушка.)

– Где такие слова чаще всего употребляются? (В сказках, песнях, потешках, в разговорной речи.)

– Как найти в этих словах суффикс? (Надо объяснить их через однокоренные: головушка – ласково, с любовью о голове, бородушка – ласково, с любовью о бороде, и выделить оставшуюся часть.)

– Запишите эти слова и выделите суффиксы в них. (Головушка, бородушка.)

– Сделайте вывод: какое значение у суффикса -ушк-? (Ласкательное.)

– В какую группу запишем его? (В 1-ю.)

2. Работа по учебнику.

Упр. 129 – развитие умений находить новый суффикс -тель- в словах и определять его значение.

– Найдите общую часть в словах.

– Можно ли её назвать корнем? (Нет, эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через одно и то же однокоренное слово.)

– Назовите слова, от которых они образовались. (Учить…__.)

– Кого обозначают все эти слова? (Людей.)

– Суффикс -тель- говорит о профессии, занятии людей.

– Приведите свои примеры. (Мечтатель, изобретатель.)

 

Познавательные.

Коммуникативные.

5. Самостоя-

тельная работа с самопроверкой по эталону. Рефлексия.

Побуждает к выполнению самостоятельной работы и рефлексии.

Выполняют самостоятельную работу и проверяют её, сравнивая с образцом.(упр 130). Оценивают свою работу.

Работа с интерактивной доской. Соедините слово и суффикс. Затем укажите рядом с цифрой нужную букву.

Проверь себя.

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

 

Регулятивные.

Познавательные.

6. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

– Какие новые суффиксы узнали? (-ушк-, -тель-)

– Добавьте новую группу в таблицу. Как она будет называться?

(Профессия, занятие людей.) Запишите эти суффиксы в таблицу.        

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Регулятивные.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие умения находить в словах суффиксы »

Технологическая карта урока

Учитель: Капашева Гиляна Тельмановна

МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»

Класс: 2

Предметная область: русский язык, «Школа 2100»

Тема урока «Развитие умения находить в словах суффиксы»

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Суффикс»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные:

- формирование умения извлекать информацию из схем, текстов;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

- формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развивать умения находить новые суффиксы в словах, определять их значение;

- уметь объединять слова в группы в зависимости от значений суффиксов.

Планируемый результат: уметь находить суффиксы в словах и определять их значение.

Основные понятия: «суффикс», «корень», «значение суффикса».

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы:

  • основные: учебник «русский язык» 2 класс

  • Дополнительные: ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.

Организация учебного пространства: работа с классом, в малых группах, в парах, индивидуальная.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Вступают в диалог с учителем.



Коммуникативные

2. Актуализация знаний.

Организует работу в группах.

Читает предложения в карточке.

Читают задание на карточках, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Дополняют предложения записанными словами.

Комментированная запись числа.

Проверка домашнего задания:

Мини-опрос (напишите нужное слово).


Познавательные. Личностные.

3. Формирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.

В позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.

Записывают в тетрадях суффиксы, делят их на группы, сравнивают с образцом. Составляют план урока.

Запишите все суффиксы, которые вы узнали. Обменяйтесь тетрадями и сравните, все ли суффиксы есть у вас.

– Сравните после этого с записью на доске.

На слайд представлены суффиксы: -ок-,

-ик-, -чик-, -онок-, -ёнок-, -их-, -ат-, -ищ-.

– Разбейте их на группы. Сколько групп получилось? (3 или 4.)

– Дайте им названия.

Если затрудняются, можно после этого на слайде показать таблицу.



Уменьшительно-ласкательный


Детёныш (много детёнышей)/самка

животного


Увеличительный


– Как вы думаете, это все суффиксы или есть и другие? Ответ на этот вопрос будем искать на уроке.

– Составим план урока.

  1. Значение суффикса -ушк-.

  2. Значение суффикса -тель-.

  3. Значение суффикса -ищ-.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


Регулятивные.

Личностные.

4. Развитие умений – применение знания.

Диктует четверостишие, организует диалог, побуждает к выводу правила. Организует работу с учебником.

Записывают, выделяют суффиксы, характеризуют роль суффикса -ушк- в слове, заполняют таблицу, образовывают слова с помощью суффикса –тель.

1.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка.


– В каких словах вы увидели знакомые суффиксы? (Петушок, гребешок.) Определите их значение. (Ласкательное.) Докажите, что здесь не уменьшительное значение. (Петушок – это не маленький петух, а ласково, с любовью говорится о петухе, он любимый герой детских сказок.)

– Какие ещё слова с суффиксами вы увидели? (Головушка, бородушка.)

– Где такие слова чаще всего употребляются? (В сказках, песнях, потешках, в разговорной речи.)

– Как найти в этих словах суффикс? (Надо объяснить их через однокоренные: головушка – ласково, с любовью о голове, бородушка – ласково, с любовью о бороде, и выделить оставшуюся часть.)

– Запишите эти слова и выделите суффиксы в них. (Головушка, бородушка.)

– Сделайте вывод: какое значение у суффикса -ушк-? (Ласкательное.)

– В какую группу запишем его? (В 1-ю.)

2. Работа по учебнику.

Упр. 129 – развитие умений находить новый суффикс -тель- в словах и определять его значение.

– Найдите общую часть в словах.

– Можно ли её назвать корнем? (Нет, эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через одно и то же однокоренное слово.)

– Назовите слова, от которых они образовались. (Учить…__.)

– Кого обозначают все эти слова? (Людей.)

– Суффикс -тель- говорит о профессии, занятии людей.

– Приведите свои примеры. (Мечтатель, изобретатель.)


Познавательные.

Коммуникативные.

5. Самостоя-

тельная работа с самопроверкой по эталону. Рефлексия.

Побуждает к выполнению самостоятельной работы и рефлексии.

Выполняют самостоятельную работу и проверяют её, сравнивая с образцом.(упр 130). Оценивают свою работу.

Работа с интерактивной доской. Соедините слово и суффикс. Затем укажите рядом с цифрой нужную букву.

Проверь себя.

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.



Регулятивные.

Познавательные.

6. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

– Какие новые суффиксы узнали? (-ушк-, -тель-)

– Добавьте новую группу в таблицу. Как она будет называться?

(Профессия, занятие людей.) Запишите эти суффиксы в таблицу.


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Регулятивные.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие умения находить в словах суффиксы

Автор: Капашева Гиляна Тельмановна

Дата: 22.12.2014

Номер свидетельства: 146766

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "конспект урока по русскому языку «Развитие умения находить в словах суффиксы» "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-razvitiie-umieniia-nakhodit-v-slovakh-suffiksy"
    ["file_id"] => string(6) "143137"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418462321"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Развитие умения находить в словах суффикс" (с элементами сингапурского обучения) "
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-na-tiemu-razvitiie-umieniia-nakhodit-v-slovakh-suffiks-s-eliemientami-singhapurskogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "152910"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420917238"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Развитие умения находить в слове суффикс"
    ["seo_title"] => string(44) "razvitiie_umieniia_nakhodit_v_slovie_suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "445050"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513601799"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Открытый урок по русскому языку на тему "Развитие умения находить в словах суффикс" "
    ["seo_title"] => string(87) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-razvitiie-umieniia-nakhodit-v-slovakh-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "208163"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430746533"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация к уроку по теме " Разбор слова по составу" 2 класс "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-razbor-slova-po-sostavu-2-klass-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "226920"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440520616"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства