kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Понятие о тексте описания. Роль имён прилагательных в тексте описания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие о тексте описания. Роль имен прилагательнх в тексте описания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Понятие о тексте описания. Роль имён прилагательных в тексте описания»»


Урок русского языка
во 2 классе







Тема урока:

«Понятие о тексте описания.

Роль имён прилагательных в тексте описания»


























Подготовила: учитель начальных классов

Рокотянская Светлана Викторовна










Конспект урока по русскому языку

Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс: 2

Тема урока: «Понятие о тексте описания. Роль имён прилагательных в тексте описания.»

Цель урока: создать условия для ознакомления с текстом-описанием; способствовать развитию умения распознавать текст-описание.

Задачи:

- развивать умение находить имена прилагательные в тексте-описании;

-развивать умение осуществлять самоконтроль, самооценку;

-развивать умение определять текст-описание;

- развивать внимание, память, наблюдательность, речь детей;

-воспитывать интерес к русскому языку посредством игры.





Ход урока

I. Организация начала урока.

-Здравствуйте, ребята. Садимся на свои места.

-Урок русского.

-На партах учебник, дневник, листочки, письменные принадлежности.

-Садимся

II. Актуализация знаний.

- На слайде вы видите набор букв. Вам надо выбрать среди них только русские буквы и составить слово. (1 слайд)

- Какое слово у вас получилось? (Текст.)

- Что такое текст? (Текст – это два или  более предложений, связанных друг с другом по смыслу.)

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

- Посмотрите на экран и скажите можно ли назвать эти предложения текстом? Если да, то почему? (Да, предложения в обоих текстах связаны по смыслу.) (2 слайд)

1) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

- Что общего у этих текстов? ( Смысл. Они о тиграх.)

- А сами тексты одинаковые? ( Нет. В первом тексте говорится о действиях которые совершали тигры, а во втором описываются тигры.)

- Посмотрите на 1 текст и скажите как будет называться данный вид текста? (Текс-повествование.)

- Посмотрите на 2 текст. Благодаря каким словам вы смогли представить себе тигра? (Полосатая, яркая, упругие, белые.)

- Как называются эти слова? (Прилагательные)

- В чём помогают нам имена прилагательные? (В описании)

- Значит, как можно назвать второй текст? К какому виду можно отнести второй текст. ( Текст-описание.)

- Верно! Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом-описанием.

IV. Открытие новых знаний.

- Прочитайте текст. Попробуйте определить тему и основную мысль текста. (3 слайд)

Подснежник. Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке. Его чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.

- Какова тема этого текста? О чём говорится в тексте? (Тема – о подснежнике.)

- Какова основная мысль текста? О чём хотел сказать автор? ( Основная мысль – подснежник – настоящий герой.)

- Как вы думаете, зачем автор создал этот текст – чтобы рассказать интересную историю или описать то, что он увидел? (Описать то, что он увидел.)

- Очень часто в жизни нам приходится описывать предметы, людей, животных, растения, явления природы и многое другое. Целью описания является, как  можно точно описать данный объект.  Как это сделать? ( С помощью текста-описания.) Какой вид текста нам в этом поможет?

- Давайте проверим верны ли наши рассуждения. Для этого откроем учебник на 96 странице и прочитаем сведение в рамке.













- Что называется текстом-описанием? (Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием.)

- Что значит часть текста? (Описание предмета или явления будет не во всём тексте, а только в какой-то её части)

- Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию? ( К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие? )

- Какая часть речи в русском языке отвечает на такие же вопросы? ( Прилагательное.)

-Для чего нам нужны прилагательные в тексте – описания? (Они помогают составить описания предмета или явления.)

VI. Закрепление.

Работа с учебником

-Записали число, классная работа.

-Мы с вами получили новые знание, что дальше будем делать с этими знаниями ? (применять на практике)

-Для того, чтобы применить наши знания посмотрите на 164 упражнение. Прочитайте текст упражнения.





















- О ком говорится в тексте? ( - О грачах.)

- Прочитайте предложение, в котором даётся описание грачей. ( Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно.)

- Что значит иссиня-чёрные? Какой это цвет? ( Это чёрный цвет с синим оттенком)

- В каком предложении автор выразил своё отношение к птицам? Прочитайте его. ( Как они хороши!)

- Какие предложения текста отвечают на вопрос какие грачи? ( Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми)

-Что значит белоносые? ( Имеют белый нос)

-К какому виду относится данный текст? (Текст-описание)

-Докажи.

- Прочитайте третье задание к этому упражнению. Как вы поняли задание? Что надо сделать? (Списать, подчеркнуть в первом предложении грамматическую основу. )

- Приступаем к выполнению задания. Спустя несколько минут один ученик выходит к доске, списывает первое предложение и подчеркивает грамматическую основу. (С комментированием)

(Грачи (кто?) – это подлежащее, подчеркну одной чертой, выражено существительным. От подлежащего задаю вопрос к сказуемому. Грачи (что делают?) разгуливают. Сказуемое подчеркиваю двумя чертами, выражено глаголом.)

-Проверили свою работу с доской. Кто допустил ошибку?

- Чему мы учились при выполнении упражнения (Определять тему текста, находить в тексте описание, искали предложения, которые отвечали на заданный вопрос, определяли вид текста, выделяли грамматическую основу).

-Сейчас мы продолжим с вами тренироваться определять тему текста и задавать вопрос к тексту. А так же узнаем с какой целью в тексте употребляются имена прилагательные, для этого выполним 165 упражнение.

- Читаем текст упражнения.





















- Из какой сказки этот отрывок? ( «Дюймовочка» Г. Х. Андерсен.)

-Определите тему текста. ( Описание человечка.)

- Какой вопрос можно задать к тексту? (Какой был человечек?)

-Какой вид у этого текста? (Текст-описание)

- Прочитайте второе задание к упражнению. Что нужно сделать? (Найти в тексте имена прилагательные и сказать, с какой целью их употребляет автор)

- Перечислите имена прилагательные из текста. (Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, прелестная, золотая, блестящие.)

- С какой целью их употребляет автор? ( Описание человечка.)

- Прочитайте третье задание к этому упражнению. Как вы поняли задание? Что нужно сделать? (- Выписать из текста имена прилагательные. Опираясь на выписанные слова, пересказать текст.)

- Записывайте слова с красной строки через запятую.

- Проверяем выписанные слова. Прочитайте то, что у вас получилось и сравните свои работы со слайдом. В зависимости от количества ошибок, оцените себя. (4 слайд)

0-1 ошибка – зелёный кружок

2-3 ошибки – синий кружок

более 4 ошибок – красный кружок

-Ребята, для чего мы с вами выполняли это упражнение? Чему мы тренировались? (Определять тему текста, вид текста; задавать вопросы к тексту. Выясняли с какой целью употребляются имена прилагательные в тексте.)

Игра «Угадай предмет или явление»

Один ученик выходит и поворачивается спиной к доске. На экране появляется предмет. Учащиеся должны описать этот предмет используя только имена прилагательные, а ученик у доски должен его отгадать.

(5 слайд – 10 слайд)

VII. Итог урока. Рефлексия.

- С чем вы сегодня познакомились на уроке? (С текстом-описанием.)

- С помощью каких слов можно составить текст-описание? ( Имён прилагательных.)

- На какие вопросы отвечает текст-описание? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

- Возьмите три цветных карандаша (зелёный, жёлтый, красный).

- Если материал урока был для вас понятен, полезен, интересен, то покажите зелёный карандаш. Не понятен, бесполезен, скучен – красный.

- Если вы считаете, что на уроке работали активно, то покажите зелёный карандаш. Не достаточно активно - жёлтый. Не активно – красный.

- Если вы остались довольны свой работой на уроке, то покажите зелёный карандаш. Не доволен своей работой – красный.

- Если ваше настроение за урок стало лучше, то покажите зелёный карандаш. Стало хуже – красный. Ничего не изменилось – жёлтый.

- Спасибо за урок! Урок окончен.

Записи в тетрадях:

-Число, Классная работа.

-Упр. 164

По дороге разгуливают грачи … Как они хороши! Все иссиня – чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми.

-Упр. 165

Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, прелестная, золотая, блестящие.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Понятие о тексте описания. Роль имён прилагательных в тексте описания»

Автор: Светлана Викторовна Рокотянская

Дата: 07.06.2024

Номер свидетельства: 652302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока "Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании""
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekturokaponiatiieotiekstieopisaniirolimionprilaghatielnykhvtiekstieopisanii"
    ["file_id"] => string(6) "337834"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1469114275"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "имя прилагательное русский язык "
    ["seo_title"] => string(36) "imia-prilaghatiel-noie-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "216563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433060822"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Технологическая карта урока на тему "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(65) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "225464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439666044"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока на тему "Употребление имён существительных в речи""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-na-tiemu-upotrieblieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "300163"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456672465"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства