- На слайде вы видите набор букв. Вам надо выбрать среди них только русские буквы и составить слово. (1 слайд)
- Какое слово у вас получилось? (Текст.)
- Что такое текст? (Текст – это два или более предложений, связанных друг с другом по смыслу.)
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
- Посмотрите на экран и скажите можно ли назвать эти предложения текстом? Если да, то почему? (Да, предложения в обоих текстах связаны по смыслу.) (2 слайд)
1) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
2) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
- Что общего у этих текстов? ( Смысл. Они о тиграх.)
- А сами тексты одинаковые? ( Нет. В первом тексте говорится о действиях которые совершали тигры, а во втором описываются тигры.)
- Посмотрите на 1 текст и скажите как будет называться данный вид текста? (Текс-повествование.)
- Посмотрите на 2 текст. Благодаря каким словам вы смогли представить себе тигра? (Полосатая, яркая, упругие, белые.)
- Как называются эти слова? (Прилагательные)
- В чём помогают нам имена прилагательные? (В описании)
- Значит, как можно назвать второй текст? К какому виду можно отнести второй текст. ( Текст-описание.)
- Верно! Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом-описанием.
IV. Открытие новых знаний.
- Прочитайте текст. Попробуйте определить тему и основную мысль текста. (3 слайд)
Подснежник. Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке. Его чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.
- Какова тема этого текста? О чём говорится в тексте? (Тема – о подснежнике.)
- Какова основная мысль текста? О чём хотел сказать автор? ( Основная мысль – подснежник – настоящий герой.)
- Как вы думаете, зачем автор создал этот текст – чтобы рассказать интересную историю или описать то, что он увидел? (Описать то, что он увидел.)
- Очень часто в жизни нам приходится описывать предметы, людей, животных, растения, явления природы и многое другое. Целью описания является, как можно точно описать данный объект. Как это сделать? ( С помощью текста-описания.) Какой вид текста нам в этом поможет?
- Давайте проверим верны ли наши рассуждения. Для этого откроем учебник на 96 странице и прочитаем сведение в рамке.
- Что называется текстом-описанием? (Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием.)
- Что значит часть текста? (Описание предмета или явления будет не во всём тексте, а только в какой-то её части)
- Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию? ( К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие? )
- Какая часть речи в русском языке отвечает на такие же вопросы? ( Прилагательное.)
-Для чего нам нужны прилагательные в тексте – описания? (Они помогают составить описания предмета или явления.)
VI. Закрепление.
Работа с учебником
-Записали число, классная работа.
-Мы с вами получили новые знание, что дальше будем делать с этими знаниями ? (применять на практике)
-Для того, чтобы применить наши знания посмотрите на 164 упражнение. Прочитайте текст упражнения.
- О ком говорится в тексте? ( - О грачах.)
- Прочитайте предложение, в котором даётся описание грачей. ( Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно.)
- Что значит иссиня-чёрные? Какой это цвет? ( Это чёрный цвет с синим оттенком)
- В каком предложении автор выразил своё отношение к птицам? Прочитайте его. ( Как они хороши!)
- Какие предложения текста отвечают на вопрос какие грачи? ( Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми)
-Что значит белоносые? ( Имеют белый нос)
-К какому виду относится данный текст? (Текст-описание)
-Докажи.
- Прочитайте третье задание к этому упражнению. Как вы поняли задание? Что надо сделать? (Списать, подчеркнуть в первом предложении грамматическую основу. )
- Приступаем к выполнению задания. Спустя несколько минут один ученик выходит к доске, списывает первое предложение и подчеркивает грамматическую основу. (С комментированием)
(Грачи (кто?) – это подлежащее, подчеркну одной чертой, выражено существительным. От подлежащего задаю вопрос к сказуемому. Грачи (что делают?) разгуливают. Сказуемое подчеркиваю двумя чертами, выражено глаголом.)
-Проверили свою работу с доской. Кто допустил ошибку?
- Чему мы учились при выполнении упражнения (Определять тему текста, находить в тексте описание, искали предложения, которые отвечали на заданный вопрос, определяли вид текста, выделяли грамматическую основу).
-Сейчас мы продолжим с вами тренироваться определять тему текста и задавать вопрос к тексту. А так же узнаем с какой целью в тексте употребляются имена прилагательные, для этого выполним 165 упражнение.
- Читаем текст упражнения.
- Из какой сказки этот отрывок? ( «Дюймовочка» Г. Х. Андерсен.)
-Определите тему текста. ( Описание человечка.)
- Какой вопрос можно задать к тексту? (Какой был человечек?)
-Какой вид у этого текста? (Текст-описание)
- Прочитайте второе задание к упражнению. Что нужно сделать? (Найти в тексте имена прилагательные и сказать, с какой целью их употребляет автор)
- Перечислите имена прилагательные из текста. (Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, прелестная, золотая, блестящие.)
- С какой целью их употребляет автор? ( Описание человечка.)
- Прочитайте третье задание к этому упражнению. Как вы поняли задание? Что нужно сделать? (- Выписать из текста имена прилагательные. Опираясь на выписанные слова, пересказать текст.)
- Записывайте слова с красной строки через запятую.
- Проверяем выписанные слова. Прочитайте то, что у вас получилось и сравните свои работы со слайдом. В зависимости от количества ошибок, оцените себя. (4 слайд)
0-1 ошибка – зелёный кружок
2-3 ошибки – синий кружок
более 4 ошибок – красный кружок
-Ребята, для чего мы с вами выполняли это упражнение? Чему мы тренировались? (Определять тему текста, вид текста; задавать вопросы к тексту. Выясняли с какой целью употребляются имена прилагательные в тексте.)
Игра «Угадай предмет или явление»
Один ученик выходит и поворачивается спиной к доске. На экране появляется предмет. Учащиеся должны описать этот предмет используя только имена прилагательные, а ученик у доски должен его отгадать.
(5 слайд – 10 слайд)
VII. Итог урока. Рефлексия.
- С чем вы сегодня познакомились на уроке? (С текстом-описанием.)
- С помощью каких слов можно составить текст-описание? ( Имён прилагательных.)
- На какие вопросы отвечает текст-описание? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
- Возьмите три цветных карандаша (зелёный, жёлтый, красный).
- Если материал урока был для вас понятен, полезен, интересен, то покажите зелёный карандаш. Не понятен, бесполезен, скучен – красный.
- Если вы считаете, что на уроке работали активно, то покажите зелёный карандаш. Не достаточно активно - жёлтый. Не активно – красный.
- Если вы остались довольны свой работой на уроке, то покажите зелёный карандаш. Не доволен своей работой – красный.
- Если ваше настроение за урок стало лучше, то покажите зелёный карандаш. Стало хуже – красный. Ничего не изменилось – жёлтый.
- Спасибо за урок! Урок окончен.
Записи в тетрадях:
-Число, Классная работа.
-Упр. 164
По дороге разгуливаютграчи … Как они хороши! Все иссиня – чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми.