Конспект урока "Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании"
Конспект урока "Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании"
Урок способствует развитию речи, умению составлять текст – описание предмета на основе личных наблюдений и текст – описание натюрморта по репродукции картины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании"»
Русский язык
Тема: Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании.
Цель: Способствовать развитию речи, умению составлять текст – описание предмета на основе личных наблюдений и текст – описание натюрморта по репродукции картины.
Планируемые результаты: Учащиеся расширят свои умения составлять описательный текст на основе собственных наблюдений и вопросов учителя.
Тема нашего урока – «Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании.»
Сегодня будем учиться составлять текст-описание домашнего животного.
Работа по теме урока.
1. Развитие речи. Описание предмета. Упр. 169 (с. 98)- письменное выполнение.
Прочитайте задание.
Составьте текст-описание любимого животного.
Начните свой текст словами: «Я хочу рассказать о...».
а) Обсуждение структуры текста-описания.
— В тексте-описании три части:
1) вступление, в котором говорится о предмете речи;
2) основная часть — описание внешнего вида предмета;
3) заключение — отношение к предмету или его оценка.
б) Обсуждение фрагментов текста.
1-я часть: составляются коллективно первые предложения вступительной части.
Я хочу рассказать о моём друге. Это кот Васька.
2-я часть: заслушиваются подготовленные рассказы о внешнем виде животного.
(Учитель обращает внимание на удачное использование языковых средств, например прилагательных, для описания признаков предмета и его частей, на то, как устранить повторы одних и тех же слов и др.).
3-я часть: заслушиваются предложения, в которых дети выражают своё отношение к предмету речи либо оценивают его. (Я люблю своего кота.)
в) Подбор заголовка к тексту.
г) Заслушивание нескольких текстов, составленных детьми.
д)Самостоятельная работа. Слайд 2, 3.
1) 1 группа детей самостоятельно записывают текст-описание в тетрадь.
2) 2 группа детей работают по карточкам-помощникам.
Карточка-помощник № 1.
Мой друг.
Я хочу рассказать о моём друге. Это кот … .
У него …, … шерсть. Глазки … цвета. Хвостик …, … . Котик любит … .
Я люблю … … .
Карточка-помощник № 2.
Мой щенок.
Я хочу рассказать о моём любимом животном. Дружок - это … щенок.
Шерсть у него … . Мордочка … . У щенка … глаза и … нос. Уши у него …. длины. У Дружка … лапы и … хвост.
Я … своего … .
Слова для справок: маленький, длинная, овальная, тёмные, чёрный, средней, короткие, пушистый.
Мой щенок.
Я хочу рассказать о моём любимом животном. Дружок - это маленький щенок.
Шерсть у него длинная. Мордочка овальная. У щенка тёмные глаза и чёрный нос. Уши у него средней длины. У Дружка короткие лапы и пушистый хвост.
Я … своего … .
Послушайте рассказы, составленные детьми.
Мой Барсик.
Моё любимое домашнее животное – кот. Его зовут Барсик. Он сиамской породы. У него очень красивые голубые глаза, гладкая белая шерсть, на ножках чёрные чулочки. Барсик – очень ласковый и игривый кот. Я люблю своего питомца и забочусь о нём.
Алекс.
У меня есть собака. Зовут его Алекс. Ему около трёх лет. У него тёмно-серая спинка, носик чёрненький, хвостик дымчатый, длинная шерсть. Алекс любит лежать на земле и сторожить наш дом. Я очень люблю свою собаку.
Физкультминутка.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руку левую к груди,
Да смотри не упади.
Закрепление изученного материала.
1. Определение связи слов в предложении. Нахождение словосочетаний имён существительных с прилагательными. Слайд 4.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы. С. Есенин
Найдите в стихотворении слова, обозначающие признаки предметов.
Признаки каких предметов они обозначают?
Спишите.
Укажите стрелкой, с каким именем существительным связано по смыслу каждое имя прилагательное. Над стрелкой запишите вопрос, на который отвечает имя прилагательное.