kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Полезные ископаемые родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовый конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе. Урок очень интересный и понавательный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Полезные ископаемые родного края"»

Тема: Полезные ископаемые родного края

Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства

Планируемые результаты:

Предметные: проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве

Личностные: чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Метапредметные: планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

Форма урока: урок-исследование

Термины и понятия: полезные ископаемые, геолог, месторождение, карьер, шахта

Оборудование: образцы полезных ископаемых (песок, глина, мел, уголь, соль, яшма), информация о полезных ископаемых, сундучок, презентация, оборудование для опытов, учебники, изображение для работы в группе, углевые и меловые карандаши)



Ход урока:


  1. Организационный момент


- Здравствуйте!

Рады слышать мы звонок,

Начинается урок!

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много


  1. Актуализация знаний с использованием розовой карточки «Мульти-фрагмент» (включить видео о Родине)


-Ребята, посмотрите на экран, о чем сегодня с вами будем разговаривать? (ответы детей)


- О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

-. У каждого человека есть свой любимый уголок Земли, любимый край. Чаще всего этим любимым уголком является малая родина!

- Как вы понимаете, что такое малая родина? (ответы детей)

– Да ребята - поселок, город, село., т.е. то место, где человек родился и вырос, место, с которым связаны приятные впечатления и воспоминания. Для нас это место – наше Оренбуржье.

3. Постановка темы урока

- Сегодня мы отправимся в путешествие по просторам нашего края.

- Что у меня в руках? (Сундучок.)

- Что обычно хранят в сундучках? (Украшения, богатства.)

- Да, это богатства. А какие именно, узнаете, если отгадаете загадки!?


1) Он очень нужен детворе,

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)


2) Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)


3) Молотком шахтёр стучит,

Камень чёрный добывает.

Он потом в печи горит,

Дом зимой наш согревает. (Уголь)


4) Хоть бывает он цветным,

В школе цвет его один –

Словно облако он бел.

Как зовут его все? (Мел)


5) Этот белый минерал,

Он на кухне генерал.

Без него супы и каша,

Не понравятся нам даже…(Соль)


6) Эта каменная ваза,

Впечатляет внешне сразу,

По-гречески, довольно просто —

Переведите слово «пёстрый»,

Ведь оно, между прочим,

Нам давно известно очень (Яшма) !?


- На эту загадку ответ найдем в конце урока!




- А еще, какие богатства вы знаете? (Нефть, газ, железные руды и асбест, золото и т.д)

-Ребята, а как можно все эти слова назвать по-другому? (Полезные ископаемые)

-Что объединяет наш край и полезные ископаемые, которые мы отгадали? (Добывают в Оренбуржье)

- Давайте с вами сформулируем тему нашего урока (тема: Полезные ископаемы нашего края) СЛАЙД 1


  1. Целеполагание


- И теперь давайте определим цель нашего урока ?

(цель: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства)


-Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые? (Ответы детей)

- Сравним наше определение с определением в учебнике на странице 46

(читает один ученик)

-И так ребята, правильно мы определили, что такое полезные ископаемые? (ответы детей)

- Закрыли учебники, убрали на место


  1. Работа в группах с использованием желтой карточки «Давай удивимся» (предлагается самостоятельно изучить тему урока, найти удивительную информацию)

1 задание

- Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать, как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

- Как вы думаете, кто такие геологи? (Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.)

-Молодцы ребята!

- Ваша группа «Геологи»! (ставиться табличка «ГЕОЛОГИ» на стол и раздается атрибут )

- А теперь отгадайте следующий ребус:

_А кто такие шахтеры? (Шахтёр — человек, добывающий полезные ископаемые из недр земли, горнорабочий, работающий в шахтах.)

-Правильно, ребята! Ваша группа «Шахтёры» (ставиться табличка «Шахтеры» на стол и раздается атрибут)


- Сейчас, группа – геологи, отправляется на разведку и через несколько минут расскажите нам о месторождении мела


- Группа – шахтёры ваша задача – узнать о месторождении угля


У вас на столе лежит белый конверт с пазлами (+ сообщение), который вы должны собрать и рассказать о месторождении.

- Задача каждой группы ясна?

- Давайте вспомним правила работы в группах.

Ответы детей:

1. Выбрать командира;

2. Думай, слушай, высказывайся;

3. Говори спокойно ясно, только по делу;

4. Уважай мнение других;

5. В группе равные возможности успеха;

6. Успех команды зависит от каждого.

7.После выполнения каждого задания убираем рабочее место


- Приступаем к выполнению работ (дети работают)


- Слово группе геологи/шахтеры (кто выполнил)

- Что у вас получилось, какое полезное ископаемое?(ответы детей)

- И так, ребята, мы узнали о месторождении мела и угля.


  1. Систематизация знаний


2 задание


-Следующее задание, узнать свойство этих полезных ископаемых.

- Скажите, что такое свойство? (ответы детей)

- Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас каждая группа будет исследовать и заносить данные в таблицу. 

- Я предлагаю определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах.

- Работаем с красными конвертами. Выполните исследование на примере изучения свойств каменного угля и мела с помощью карточки «Помогай-ка».

Карточка «Помогай-ка»

  1. Рассмотрите в лупу кусочек полезного ископаемого.

  2. Определите какого цвета и результат запишите в таблицу.

  3. Возьмите молоточек, ударьте по полезному ископаемому: прочный/не прочный, хрупкий/не хрупкий.

  4. Опустите уголь/мел в стакан с водой: тяжелее/легче воды; возьмите палочку и помешайте: растворяется/ не растворяется в воде.

  5. Запишите, где используют уголь/мел





- Не забываем результаты заносить в табличку.

Название

Цвет

Состояние

Свойство

Где используют

Каменный уголь

черный

прочный

тяжелый

не растворимый

топливо

Мел

белый

не прочный

легкий

растворимый

хозяйственная деятельность

школа



- Давайте передохнем (Первые три строчки дети)

7. Физкультминутка

Мы, юные ученые,
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз - вперёд, а два — назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем. (Приседания.)


- Ребята, давайте сделаем вывод о свойствах полезных ископаемых и сравним их. (ответы детей, дети рассказывают по карточкам о своих исследованиях, задаю наводящие вопросы по исследованию)

- Правильно ребята, полезные ископаемые отличаются по цвету, состоянию и применению.


Показываю аптечку

- А знаете, где их еще применяют? (ответы детей)

- Правильно, мел и уголь есть в таблетках.

- А как вы думаете, в каких? (Глюконат кальция, активированный уголь



Глюконат кальция — это препарат, который служит для укрепления костей в организме и необходим для вашего здоровья.

(Показывает упаковку с таблетками)


Активированный уголь – собирает и выводит вредные вещества из организма при отравлении.

. (Показывает упаковку с таблетками)


- Но помните, ребята, что таблетки - не конфетки!!! И без разрешения взрослых лекарства трогать запрещено!

- Вот видите ребята, полезные ископаемые применяются и в медицине тоже!


  1. Контроль усвоения знаний с использованием синей карточки «Отмотай назад» (ученики презентуют результат своей работы)


- А мы с вами отправляемся дальше в путешествие - мастерскую творчества!

- Сейчас работаем с синими конвертами. Ваша задача нарисовать картину полезными ископаемыми, которые вы исследовали.

- Ваша группа работает угольными карандашами, а ваша меловыми карандашами.

- Приступаем!


Ставлю коробочки (для директоров)


- Заканчиваем ребята, кто сколько успел.

- И так, давайте посмотрим, что у вас получилось?! (дети крепят на доску картины)


- Команда шахтёров, посмотрим, что нарисовали геологи? (Горы)

- Обратите внимание, они находятся недалеко от нашего села. Посмотрите на указатель. Дана подсказка!(ответы детей)

- Меловые горы – это интересная достопримечательность села Чесноковка. Они состоят из настоящего, чистого мела, хорошо знакомого всем нам в школе. Местные жители и сейчас здесь берут мел для своих нужд, а дети для игр.


- А теперь, геологи, что нарисовали шахтеры? (добыча угля)

- В Оренбургской области ведется добыча угля открытым способом на Тюльганском угольном разрезе на глубине 60м.

- Какой вывод мы можем сделать? (уголь и мел добываются в Оренбургской области)

-Да, они добываются в нашем родном крае!





9. Итог урока

- Хочется отметить, что вы сегодня все старались, трудились.

- Группа шахтёров, какую оценку вы поставите геологам? (ответы детей)

- А ваша группа? (ответы детей)

- Молодцы, ребята, все работали активно, плодотворно и сплоченно.


10. Домашнее задание

Домашнее задание:

с.46-48 читать, пересказывать и таблицу о свойствах полезных ископаемых наклеить в тетрадь.

СЛАЙД 2


- А у нас осталось в сундучке одно очень красивое полезное ископаемое, которое мы не отгадали.

- Ребята, это полезное ископаемое, минерал-яшма.

-Этот минерал находится в Орске, там самое крупное месторождение яшмы! Давайте посмотрим интересный фрагмент!

- Изделия из яшмы очень красивые и сделаны из натурального камня! (показываю готовые украшения из яшмы)


11.Рефлексия

- Мы благодарим наших гостей и хотели бы вручить памятный подарок - богатство нашего края. Брелок с природной яшмой – это камень, который укрепляет иммунитет, снимает усталость и в целом улучшает состояние всего организма. Это сокровище, которое может вдохновлять и поднимать настроение

- Надеемся, мы сегодня вам немного подняли настроение!


- Спасибо за урок!






11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"Полезные ископаемые родного края"

Автор: Солдатова Вера Николаевна

Дата: 06.05.2024

Номер свидетельства: 650056

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект занятия по естествознанию на тему «Что такое полезные ископаемые?»"
    ["seo_title"] => string(76) "konspekt_zaniatiia_po_estestvoznaniiu_na_temu_chto_takoe_poleznye_iskopaemye"
    ["file_id"] => string(6) "582553"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1622778907"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока географии "Рельеф,геологическое строение, полезные ископаемые России, Ставропольского края "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-riel-ief-ghieologhichieskoie-stroieniie-polieznyie-iskopaiemyie-rossii-stavropol-skogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "110703"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406467398"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа кружка "История родного края" "
    ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-istoriia-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "194333"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427751661"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "программа кружка "Природа и экология родного края" 7-8 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-kruzhka-priroda-i-ekologhiia-rodnogho-kraia-7-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161343"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422203627"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "«Полезные ископаемые Павлодарской области»"
    ["seo_title"] => string(44) "polieznyie_iskopaiemyie_pavlodarskoi_oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "415579"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494855543"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства