Просмотр содержимого документа
«"Полезные ископаемые родного края"»
Тема: Полезные ископаемые родного края
Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства
Планируемые результаты:
Предметные: проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве
Личностные: чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе
Метапредметные: планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков
Форма урока: урок-исследование
Термины и понятия: полезные ископаемые, геолог, месторождение, карьер, шахта
Оборудование: образцы полезных ископаемых (песок, глина, мел, уголь, соль, яшма), информация о полезных ископаемых, сундучок, презентация, оборудование для опытов, учебники, изображение для работы в группе, углевые и меловые карандаши)
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте!
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много
Актуализация знаний с использованием розовой карточки «Мульти-фрагмент» (включить видео о Родине)
-Ребята, посмотрите на экран, о чем сегодня с вами будем разговаривать? (ответы детей)
- О, Родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя?
-. У каждого человека есть свой любимый уголок Земли, любимый край. Чаще всего этим любимым уголком является малая родина!
- Как вы понимаете, что такое малая родина? (ответы детей)
– Да ребята - поселок, город, село., т.е. то место, где человек родился и вырос, место, с которым связаны приятные впечатления и воспоминания. Для нас это место – наше Оренбуржье.
3. Постановка темы урока
- Сегодня мы отправимся в путешествие по просторам нашего края.
- Что у меня в руках? (Сундучок.)
- Что обычно хранят в сундучках? (Украшения, богатства.)
- Да, это богатства. А какие именно, узнаете, если отгадаете загадки!?
1) Он очень нужен детворе,
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
2) Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
3) Молотком шахтёр стучит,
Камень чёрный добывает.
Он потом в печи горит,
Дом зимой наш согревает. (Уголь)
4) Хоть бывает он цветным,
В школе цвет его один –
Словно облако он бел.
Как зовут его все? (Мел)
5) Этот белый минерал,
Он на кухне генерал.
Без него супы и каша,
Не понравятся нам даже…(Соль)
6) Эта каменная ваза,
Впечатляет внешне сразу,
По-гречески, довольно просто —
Переведите слово «пёстрый»,
Ведь оно, между прочим,
Нам давно известно очень (Яшма) !?
- На эту загадку ответ найдем в конце урока!
- А еще, какие богатства вы знаете? (Нефть, газ, железные руды и асбест, золото и т.д)
-Ребята, а как можно все эти слова назвать по-другому? (Полезные ископаемые)
-Что объединяет наш край и полезные ископаемые, которые мы отгадали? (Добывают в Оренбуржье)
- Давайте с вами сформулируем тему нашего урока (тема: Полезные ископаемы нашего края) СЛАЙД 1
Целеполагание
- И теперь давайте определим цель нашего урока ?
(цель:раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства)
-Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые? (Ответы детей)
- Сравним наше определение с определением в учебнике на странице 46
(читает один ученик)
-И так ребята, правильно мы определили, что такое полезные ископаемые? (ответы детей)
- Закрыли учебники, убрали на место
Работа в группах с использованием желтой карточки «Давай удивимся» (предлагается самостоятельно изучить тему урока, найти удивительную информацию)
1 задание
- Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.
– Для того чтобы узнать, как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:
- Как вы думаете, кто такие геологи? (Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.)
-Молодцы ребята!
- Ваша группа «Геологи»! (ставиться табличка «ГЕОЛОГИ» на стол и раздается атрибут )
- А теперь отгадайте следующий ребус:
_А кто такие шахтеры? (Шахтёр — человек, добывающий полезные ископаемые из недр земли, горнорабочий, работающий в шахтах.)
-Правильно, ребята! Ваша группа «Шахтёры» (ставиться табличка «Шахтеры» на стол и раздается атрибут)
- Сейчас, группа – геологи, отправляется на разведку и через несколько минут расскажите нам о месторождении мела
- Группа – шахтёры ваша задача – узнать о месторождении угля
У вас на столе лежит белый конверт с пазлами (+ сообщение), который вы должны собрать и рассказать о месторождении.
- Задача каждой группы ясна?
- Давайте вспомним правила работы в группах.
Ответы детей:
1. Выбрать командира;
2. Думай, слушай, высказывайся;
3. Говори спокойно ясно, только по делу;
4. Уважай мнение других;
5. В группе равные возможности успеха;
6. Успех команды зависит от каждого.
7.После выполнения каждого задания убираем рабочее место
- Приступаем к выполнению работ (дети работают)
- Слово группе геологи/шахтеры (кто выполнил)
- Что у вас получилось, какое полезное ископаемое?(ответы детей)
- И так, ребята, мы узнали о месторождении мела и угля.
Систематизация знаний
2 задание
-Следующее задание, узнать свойство этих полезных ископаемых.
- Скажите, что такое свойство? (ответы детей)
- Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас каждая группа будет исследовать и заносить данные в таблицу.
- Я предлагаю определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах.
- Работаем с красными конвертами. Выполните исследование на примере изучения свойств каменного угля и мела с помощью карточки «Помогай-ка».
Карточка «Помогай-ка»
Рассмотрите в лупу кусочек полезного ископаемого.
Определите какого цвета и результат запишите в таблицу.
Возьмите молоточек, ударьте по полезному ископаемому: прочный/не прочный, хрупкий/не хрупкий.
Опустите уголь/мел в стакан с водой: тяжелее/легче воды; возьмите палочку и помешайте: растворяется/ не растворяется в воде.
Запишите, где используют уголь/мел
- Не забываем результаты заносить в табличку.
Название
Цвет
Состояние
Свойство
Где используют
Каменный уголь
черный
прочный
тяжелый
не растворимый
топливо
Мел
белый
не прочный
легкий
растворимый
хозяйственная деятельность
школа
- Давайте передохнем (Первые три строчки дети)
7. Физкультминутка
Мы, юные ученые, Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.) Покрутили головой, И усталость вся долой! Раз-два-три-четыре-пять, Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.) Встали ровно. Наклонились. Раз - вперёд, а два — назад. Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.) А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем. Мы колени разминаем, Наши ноги упражняем. (Приседания.)
- Ребята, давайте сделаем вывод о свойствах полезных ископаемых и сравним их. (ответы детей, дети рассказывают по карточкам о своих исследованиях, задаю наводящие вопросы по исследованию)
- Правильно ребята, полезные ископаемые отличаются по цвету, состоянию и применению.
Показываю аптечку
- А знаете, где их еще применяют? (ответы детей)
- Правильно, мел и уголь есть в таблетках.
- А как вы думаете, в каких? (Глюконат кальция, активированный уголь)
Глюконат кальция — это препарат, который служит для укрепления костей в организме и необходим для вашего здоровья.
(Показывает упаковку с таблетками)
Активированный уголь – собирает и выводит вредные вещества из организма при отравлении.
. (Показывает упаковку с таблетками)
- Но помните, ребята, что таблетки - не конфетки!!! И без разрешения взрослых лекарства трогать запрещено!
- Вот видите ребята, полезные ископаемые применяются и в медицине тоже!
Контроль усвоения знаний с использованием синей карточки «Отмотай назад» (ученики презентуют результат своей работы)
- А мы с вами отправляемся дальше в путешествие - мастерскую творчества!
- Сейчас работаем с синими конвертами. Ваша задача нарисовать картину полезными ископаемыми, которые вы исследовали.
- Ваша группа работает угольными карандашами, а ваша меловыми карандашами.
- Приступаем!
Ставлю коробочки (для директоров)
- Заканчиваем ребята, кто сколько успел.
- И так, давайте посмотрим, что у вас получилось?! (дети крепят на доску картины)
- Команда шахтёров, посмотрим, что нарисовали геологи? (Горы)
- Обратите внимание, они находятся недалеко от нашего села. Посмотрите на указатель. Дана подсказка!(ответы детей)
- Меловые горы – это интересная достопримечательность села Чесноковка. Они состоят из настоящего, чистого мела, хорошо знакомого всем нам в школе. Местные жители и сейчас здесь берут мел для своих нужд, а дети для игр.
- А теперь, геологи, что нарисовали шахтеры? (добыча угля)
- В Оренбургской области ведется добыча угля открытым способом на Тюльганском угольном разрезе на глубине 60м.
- Какой вывод мы можем сделать? (уголь и мел добываются в Оренбургской области)
-Да, они добываются в нашем родном крае!
9. Итог урока
- Хочется отметить, что вы сегодня все старались, трудились.
- Группа шахтёров, какую оценку вы поставите геологам? (ответы детей)
- А ваша группа? (ответы детей)
- Молодцы, ребята, все работали активно, плодотворно и сплоченно.
10. Домашнее задание
Домашнее задание:
с.46-48 читать, пересказывать и таблицу о свойствах полезных ископаемых наклеить в тетрадь.
СЛАЙД 2
- А у нас осталось в сундучке одно очень красивое полезное ископаемое, которое мы не отгадали.
- Ребята, это полезное ископаемое, минерал-яшма.
-Этот минерал находится в Орске, там самое крупное месторождение яшмы! Давайте посмотрим интересный фрагмент!
- Изделия из яшмы очень красивые и сделаны из натурального камня! (показываю готовые украшения из яшмы)
11.Рефлексия
- Мы благодарим наших гостей и хотели бы вручить памятный подарок - богатство нашего края. Брелок с природной яшмой – это камень, который укрепляет иммунитет, снимает усталость и в целом улучшает состояние всего организма. Это сокровище, которое может вдохновлять и поднимать настроение
- Надеемся, мы сегодня вам немного подняли настроение!