Конспект занятия по естествознанию на тему «Что такое полезные ископаемые?»
Конспект занятия по естествознанию на тему «Что такое полезные ископаемые?»
Материал направлен на развитие любознательности, творческой активности, умения различать и называть некоторые полезные ископаемые родного края, умения экспериментировать, устанавливать простые причинно-следственные связи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по естествознанию на тему «Что такое полезные ископаемые?»»
«Бауырсақ» мектепалды даярлық тобының ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі Конспект организованной учебной деятельности в группе предшкольной подготовки «Колобок»
Өткізу күні/Дата проведения: 03.02.21 г. Тәрбиеші/Воспитатель: Чумакова Т.Н. Білім беру саласы/Образовательная область: «Познание» Пән/Предмет: «Естествознание» Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Мой край родной» Тақырыбы/Тема: «Что такое полезные ископаемые?» Мақсаттары/Цели:1.Тәрбиелік-воспитательная: Воспитание интереса к богатствам родного края. 2. Дамытушылық- развивающая: Развитие любознательности, творческой активности, умения называть и различать полезные ископаемые. 3.Оқыту- обучающая: Формирование понятий об объектах неживой природы, навыков экологически грамотного поведения во время пребывания на природе, экспериментировать со знакомыми материалами, устанавливать причинно-следственные связи. Расширение знаний о явлениях живой и неживой природы. Закрепление понятия "неживая природа" (вода, воздух, сосульки, солнце, облака, снег); умение различать предметы неживой природы от предметов, сделанных руками человека.
Педагогикалық технологиялар /Пед.технологии: игровая, позновательно –речевая, здоровьесберегающая.Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: Көптілділіқ компонент/полиязычный компонент: туған жер - родная земля- native land, Менің Отаным Қазақстан – моя Родина Казахстан- my homeland of Kazakhstan, полезные ископаемые - пайдалы қазбалар - minerals
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/ Ход организованной учебной деятельности: 1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент:Как называется республика, где мы живем? – Казахстан богат своими сокровищами, недрами. О каком богатстве недр говорится? (О полезных ископаемых) (показ фото ископаемые). Что такое полезные ископаемые? (полезные – приносят пользу человеку; ископаемые – ископать много земли). Полезные ископаемые к какой природе относятся?
А отыскать сокровища хотите? Предлагает стать учёными - исследователями, геологами и отправится в научную экспедицию, в пещеру (фото пещеры). Посмотрите, у меня уже есть первая находка камешки. Теперь ваша очередь. Предлагает надеть каски и взять фонарики и отправиться в пещеру.
2. Негізгі бөлім/ основная часть:Наша Республика славится не только величиной территории, но и богатством природных ресурсов(показ карты на экране). Карта полезных ископаемых Казахстана богата и разнообразна. Республика богата добычей таких полезных ископаемых как: руда; асбест; золото; природный газ; нефть; алюминий; соль и многими другими. Месторождения железа и руды в Казахстане сосредоточены на севере, в Костанайской области, где мы с вами проживаем. Самые богатые и развитые — Качарская и Соколовско - Сарбайская залежи. Ребята, помните, я нашла камешки, их всегда много остается на поверхности земли при добыче полезных ископаемых. Берите каждый по камешку, потрогайте их, какие они на ощупь? (ответы детей).
Сарбайское месторождение железа было открыто 12 февраля в 1949 году, в небе, летчиком М.Г. Сургутановым (показ его фото). Он летел в город Кустанай. Во время перелета над месторождением он обратил внимание на резкое отклонение стрелки компаса под влиянием магнитных залежей. Через несколько дней Михаил Сургутанов трижды пролетал над урочищем Сарбай. На этот раз за стрелкой компаса следил, сидя в кабине ПО-2 (кукурузника) главный геолог Аятской геологоразведочной экспедиции Дмитрий Топорков (показ его фото). Вот так было открыто Сарбайское железорудное месторождение. Во время исследования урочища Сарбай и его окрестностей, было обнаружено еще одно месторождение руды, названное Соколовским. Вблизи железорудного месторождения возник вначале поселок Рудный, а потом и город с таким же названием, слышали о нем? Взрывной способ добычи руды практикуется и в наши дни (показ фота – взрыв). Вот так выглядит необработанная железная руда в природе (фото чистой руды). Кинезиологическая гимнастика. Давайте с ними поиграем. Слушайте правила игры. Надо удерживать камешек вначале большими пальцами, вот так (показ воспитателя). Потом указательными пальцами обеих рук, средними пальцами и т. д. Старайтесь, чтобы ваш камешек ни разу не упал, и вы должны его какое-то время удержать его на весу. Дыхательная гимнастика: Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. 4 раза глубоко вдохните и выдохните… Сегодня Соколовско - Сарбайский карьер по своим размерам и глубине – самый большой не только в Казахстане, С глубинных горизонтов горная масса доставляется автотранспортом - автосамосвалы (фото машин самосвалов). Горнякам при добыче железной руды помогает транспортное оборудование: станки шарошечного бурения (показ фото), при окомковании применяют обжиговые машины (показ фото), экскаваторы цикличного действия и тяговые агрегаты(показ фото экскаватора). Воспитатель предлагает исследовать в ученой лаборатории найденные в пещере полезные ископаемые 1. Давайте, сравним уголь и мел: (берут в руки, рассматривают) Предлагаю порисовать углем и мелом на бумаге (белой и черной) - оставляет след, капнуть пипеткой воды - не пропускает воду уголь, она скатывается. 2. Мне, ребята, после плавки сталью быть охота. Сталь нужна и для булавки, и для космолета. А сама-то я невзрачна, темною бываю.Под землей, в пещерах мрачных Часто залегаю – это руда (картинка руды 2-х расцветок и плавка руды, рассматривание изделий из стали). Потрогайте, какая сталь (стальные ложки)? (ответы детей). 3. А это алюминий – металл легкий, мягкий, легко проводит тепло. Попробуйте согнуть проволку, что можно сказать? (высказывания детей). Сравните по весу стальную и алюминиевую ложки, зажмите их в руке - что интересного обнаружили? 4. Песок и глина: Наливают в воронки воду и сравнивают – песок рыхлый, пропускает воду, глина плотная, липкая – нет или плохо.
3. Қорытынды/итоговая часть:Кем вы сегодня были? Что нашли в пещере? Чем богата наша страна? Да, мы по праву можем гордиться сокровищами родного Казахстана. Его прославленными тружениками: учеными, геологами, геофизиками, техниками, бурильщиками, машинистами, экскаваторщиками, минерами взрывателями, водителями большегрузного автотранспорта и другими важными людьми горнодобывающих профессий. Все вы молодцы, хорошо поработали и узнали много нового, отдыхайте!