Просмотр содержимого документа
«Почему Земля круглая?»
Михновец Людмила Александровна
учитель начальных классов
ГУ «СШ имени Н.Крупской» г.Державинска
Жаркаинского района Акмолинской области
Скачать материалы
Цели урока:
1.В процессе формирования представления о Солнечной системе и о Земле как одной из планет Солнечной системы содействовать осознанию учащимися уникальности Земли, условий для существования жизни на ней. Познакомить с основными экологическими проблемами, возникшими по вине человека, которые ставят под угрозу существование жизни на земле.
2.Развивать аналитическое, абстрактное мышление, умение применять знания на практике, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Развивать коммуникативные умения учащихся.
3.Воспитывать внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг нас, воспитывать любознательность, организованность, самостоятельность, умение использовать накопленные ранее знания, умений работать в группе, в коллективе, воспитывать гуманность, бережное отношение к природе, любви и уважения к Малой Родине.
Тип урока: урок – проект.
Оборудование: презентация, картины, таблицы, раздаточный материал, макет планет для моделирования Солнечной системы, цветные карандаши, маркеры, альбомные листы.
Стратегии ТРКМ: синквейн.
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой.
– Ребята, сегодня нас с вами ждет очень интересный урок. А чтобы он стал интересным нам всем нужно хорошее настроение. А кто же знает самый лучший рецепт хорошего настроения?
– Конечно же, самый лучший рецепт хорошего настроения – это улыбка.
На части не делится солнце лучистое,
И вечную Землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого,
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Улыбнитесь друг другу и подарите кусочек хорошего настроения! И пусть оно сопровождает нас весь урок.
Актуализация базовых знаний. Вызов.
– Наша Земля – это моря, горы, реки, озера, равнины, низменности. Наша Земля – это бескрайние поля, луга, леса, тундры, пустыни. Но наша земля- – это еще и планета Солнечной системы.
– Как вы думаете, что означает слово «планета»?
Прием «мозговой штурм» (учащиеся высказывают различные версии)
Планета – это шар, дорога, земля, жизнь, живая, путь, движение, круглая.
Сообщение темы урока.
– Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (о космосе, о Земле)
– Тема нашего урока: Земля – планета Солнечной системы. Чтобы лучше узнать нашу планету, мы посвятим ей наш урок.
Гипотеза:
Предположим, что планета Земля уникальна
тем, что на ней есть жизнь
Цель:
Рассмотреть, в чём заключается уникальность планеты Земля
Задачи:
Рассмотреть место Земли в Солнечной системе.
Доказать, что планета Земля единственная, на которой есть жизнь.
Выяснить, каковы особенности планеты Земля, которые способствуют существованию живого на Земле.
Познакомиться с экологическими проблемами, вызванными деятельностью человека.
Что нужно делать, чтобы наша земля оставалась одной из удивительных планет в солнечной системе.
Объект: Земля
Работать будем следующим образом. У нас будет 5 исследовательских групп, которые предоставят свои работы и сообщения следующим темам. Потом мы выполним тест, будьте активны, так как вы получите еще оценку за работу на уроке.
Работа над темой урока. Осмысление.
Раздать задания.
1 группа. Тема: «Солнечная система».
Практическая работа: изготовление модели Солнечной системы.
2 группа. Тема: «Солнце – звезда Солнечной системы».
Практическая работа: изготовление модели Солнечной системы.
– Вот она – Солнечная система. Посмотрите на планеты, которые вращаются вокруг солнца (Планет 8. У каждой из них есть ось вращения вокруг солнца. Все они имеют форму шара. Отличаются размерами, цветом, удаленностью от солнца)
– Почему на других планетах нет жизни? Температура, вода, свет, пища для животных
Викторина «Угадай планету»
Эта планета названа в честь древнеримского
бога торговли. Это самая быстрая планета в Солнечной системе и ближайшая к Солнцу Планета. Атмосфера отсутствует. Перепады температуры на дневной стороне +400градусов, на ночной -100 градусов. (МЕРКУРИЙ)
По своим размерам она похожа на Землю. Она окружена толстым слоем
облаков. Долгое время считали, что она пригодна для жизни. Но лишь
недавно учёные установили, что под облачным покровом стоит
невыносимая жара.Атмосфера плотная, состоит из углекислого газа, температура + 500 градусов. Назовите планету. (ВЕНЕРА)
Она третья от Солнца.У неё есть воздушная оболочка. На ней растут растения, живут Люди и животные. У неё есть спутник Луна. Назовите планету (Земля)
Он назван по имени древнеримского бога войны – за красный цвет. Его
поверхность содержит большое количество железа, которое со временем
окисляется – отсюда красный цвет. Атмосфера также состоит из углекислого газа, температура -70 градусов. Вода отсутствует.
Назовите эту холодную планету. (Марс)
Это самая большая планета Солнечной системы. Она носит имя могущественного древнеримского бога. Он окружён толстым слоем
облаков. В его атмосфере бушуют мощные ураганы.
Назовите эту планету. (Юпитер)
Вторая по величине планета Солнечной системы. Названа в честь
древнеримского бога земледелия. Она окружена множеством ярких колец,
состоящих из льда и камней. Назовите планету. (Сатурн)
Эта планета состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов, окруженных голубыми облаками. Назовите эту планету. (Уран)
8.Планета носит имя древнегреческого бога морей. Эта планета мерцает
голубоватым светом, напоминающим цвет воды. На поверхности
бушуют ураганы, а температура составляет – 200 градусов. Назови планету. (Нептун)
Нептун и Уран состоят из газов. Они так далеки от Солнца, что на них темно и холодно. Вокруг Сатурна имеются огромные кольца из кусков камня и льда, он, также как и Юпитер, состоит из газов и жидкостей и не имеет твердой поверхности.
Сообщение на тему: «Кометы, метеориты и астероиды».
Астероиды- это каменные глыбы, которые движутся вокруг Солнца. Их, вероятно, около миллиона. Большинство из них находится между орбитами Марса и Юпитера, в полосе, названной поясом астероидов.
Кометы состоят из частиц пыли, льда и газа. Когда комета приближается к Солнцу, лед в ее ядре начинает таять, образуя облако. Это облако составляет хвост кометы.
Метеориты- это обломки астероидов. Влетая в земную атмосферу, они сгорают. Это выглядит как вспышка света, и кажется ,что с неба падает звезда.
Итак, Солнечная система- это Солнце, восемь планет с их спутниками (всего 62 космических тела) и миллионы астероидов и комет, которые движутся по орбитам вокруг Солнца.
Ребята читают стихотворение о Земле.
Вывод. Только на планете земля есть жизнь.
2 группа. Тема: «Солнце – звезда Солнечной системы».
1.Что такое солнце? (Солнце-это ближайшая к Земле звезда, огромное раскаленное космическое тело, состоящее из газа.)
Каковы размеры солнца
Данные Звезда Солнце:
форма
размеры (диаметр)
масса
температуры
возраст
место в Солнечной системе
– Какое значение имеет солнце в жизни планеты?
(Солнце- это мощный источник энергии в Солнечной системе, а энергия- источник жизни на Земле. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но и этого тепла хватает для всего живого на Земле)
– Что будет, если Солнце погаснет?
– Что дает Солнце? (Солнце дает Земле свет и тепло. Без этого на Земле постоянно царили бы темнота и такой холод, что все живое не могло бы существовать)
Вывод. Таким образом, Солнце дает нам жизнь! Расстояние в 150 млн км. создаёт наиболее благоприятные условия для температурного режима земной поверхности.
– Почему на луне не жизни? (Полностью отсутствует атмосфера, нет воды, температура в тени – 100 градусов, а на солнце + 100 градусов)
Вывод. Земля-планета Солнечной системы, которая вращается на третьей орбите от Солнца. Земля- сравнительно небольшая планета. Ее диаметр равен 12740 км, а масса 5,98 х10х24 кг. Земля, вероятно, единственная планета, на которой есть вода. Нашу планету называют «голубой жемчужиной Вселенной».
Земля- это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве. Шар этот не совсем круглый, а приплюснутый сверху и снизу. В самой широкой части Землю опоясывает воображаемая линия-экватор. Земля имеет около 40000млн км по экватору. Возраст Земли примерно 4500 млн лет.
4 группа. Тема: «Вращения Земли».
– А как происходит смена дня и ночи? Мы покажем опыт.
Вращение Земли вокруг солнца.
(Просмотр видеофильма «Вращение Земли вокруг Солнца»)
https://www.youtube.com/watch?v=6oJshaOqIbA
– Благодаря чему сменяются 4 времени года? (благодаря наклону земной оси)
Таким образом, из-за вращения Земли вокруг Солнца, а также из-за наклона земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времен года.
– Почему я сказала “ в большинстве районов”? Разве у нас на Земле есть места, где не происходит смена времен года? (На экваторе.)
(В области экватора Солнце стоит высоко над горизонтом в течение всего года, поэтому земная поверхность получает большое количество солнечного тепла . здесь царит вечное лето и нет резкой смены сезонов года.)
Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. На экваторе лучи падают на Землю почти отвесно. Мы знаем, что нагревание земной поверхности зависит от высоты Солнца над горизонтом)
– Какое значение имеет вращение Земли вокруг солнца для жизнедеятельности на земле? Милана
– И так мы с вами повторили ранее изученный материал, а теперь проверим как вы его усвоили. Для этого заполним тест.
Тест. Взаимоконтроль. Выставление оценок в лист оценивания.
Физминутка в космосе с Гугушей
https://www.youtube.com/watch?v=6uMBEx98SE8#t=21
5 группа. Тема: «Уникальность Земли».
В течение урока ваша группа делала выводы и мы еще посмотрим ролик.
После этого вы дадите всю информацию так
– В чем заключается уникальность земли?
(Просмотр видеофильма «Планета – наш общий дом»)
https://www.youtube.com/watch?v=7lEKfWogzME
Выступление спикера группы.
Уникальность планеты Земля:
1 Расположение и движение земли в космическом пространстве: расстояние от Солнца – 150 милн. км.
Наличие атмосферы – воздушной оболочки земли, состоящая из смеси газов.
Большой запас воды.
Наличие почвы
Мировой круговорот воды в природе
6.Уникальность заключается в том, что на земле живут люди.
7.Смена дня и ночи
8.Смена времен года
Вывод. Уникальность Земли заключается, прежде всего в том, что на ней живём мы, разумные люди, появление которых является вершиной эволюции жизни.
– А теперь вернемся к гипотезе. Мы с вами свое предположение превратили в утверждение.
– Но технический прогресс не стоит на месте: строятся новые фабрики, заводы, атомные электростанции, повышается выпуск машин и так далее.
– А что делают люди с планетой? (Наносят ей непоправимый вред)
– Что такое экология? . (По-гречески «экос» — «дом», «логос» — «наука». Экология это наука о связях между организмами и средой, между человеком и природой. Экология — наука о доме, о месте жительства. Наука о доме — для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ, на ней живущих)
– Кто такие экологи? (Экологи – это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Специалисты изучают последствия запуска космических ракет, контролируют деятельность вредных производств, следят за утилизацией радиоактивных отходов. Они выясняют причины природных катаклизмов и разрабатывают пути наименьшего воздействия людей на природу.)
– Посмотрите ролик и скажите, о каких экологических проблемах в нем говориться
(Просмотр видеофильма «Социальный ролик о проблемах экологии»)
https://www.youtube.com/watch?v=4NKtv3RbNCI#t=36
Что было написано в конце.
Это наш дом.
Экологические проблемы:
1.Лесные пожары.
2.Гибель животных и растений
3.Вырубка лесов
4.Нерациональное использование природных ресурсов
5.Техногенные аварии
6.Загрязнение атмосферы
7.Свалки мусора
– Назовите первого космонавта Юрий Алексеевич Гагарин
Учитель: Красива наша Земля! Здесь текут быстрые реки, зеленеют поля и леса. Цветут чудесные цветы, на разные голоса поют птицы. Шумит морской прибой. Голубая планета Земля – наш дом. Будем беречь и умножать красоту нашей родной планеты!
Спасибо за урок.
Приложение1
(Схема 2).
- Кто играл на гитаре в ГОРОДЕ БУКВ?
- Чтобы узнать, к какой букве мы сегодня зайдем в гости, мальчики составят звуковую схему слова ГУСИ, а девочки составят звуковую схему слова ГИТАРА.
- Произнесите первый звук в слове гуси.
- Произнесите первый звук в слове гитара.
- Дайте характеристику звукам.
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
- Произнесите звуки [г], [г,] громко, тише, шепотом. В какие звуки они превратились?
-Что вы знаете о букве Г?
- Гусь и гусыня.
Два ученика составляют схемы у доски, а остальные учащиеся работают индивидуально, используя карточки звуков:
- Звуки согласные, звонкие.
- Буквой Г.
- Они превратились в звуки [к] и [к,].
- Буква Г обозначает звуки [г], [г,]. Они согласные, звонкие.
У буквы Г есть парная согласная буква К.
3. Умение слышать звуки устной речи. - Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить встретившиеся слова со звуками [г], [г,].