Актуализация знаний | 5 – 7 мин | Учитель читает рассказ, на вопросы мальчика просит сначала ответить учеников и лишь затем читает ответы мамы. Дождь. Ваня простудился. Он лежал и смотрел на дождь. Васе было видно только небо, полное дождя. - Мама! – позвал Вася. Мама пришла из кухни. От мамы пахло луком, в руке она держала нож. - Откуда падает дождь? - Из тучи, ты ведь знаешь. - А куда? - На землю, Вася, на землю! Все падает на землю! – сказала мама, начиная сердиться. - А откуда тучи? – не унимается Вася. - Вода испаряется с земли! - Значит, дождь идет сначала снизу вверх, а потом сверху вниз? - Можно сказать и так. - Значит, дождь идет все время! – сказал Вася. - А вот этого сказать нельзя! И мама улыбнулась. - Ребята, а почему нельзя сказать, что дождь идет все время? - Мама, мама, отгадай загадку! – не может остановиться Вася, ведь ему так скучно лежать в комнате одному. – Без рук, без ног, а ворота открывает. - Это ветер! – ответила мама. Вдруг порыв сильного ветра открыл окно, в комнате стало холодно. Мама закрыла окно. - А теперь ты, Васенька, ответь на мой вопрос: почему дует ветер? Вася это знал и с радостью рассказал маме. - Ребята, какое объяснение услышала мама? - А что такое туча? - Из чего состоят тучи? - Почему они падают на землю? - Какие бывают дожди? | - Слушают, отвечают на вопросы в диалоге. - Когда вода испаряется, она становится прозрачным невидимым паром, который поднимается от земли все выше и выше. - Земля по-разному нагревается от солнечных лучей в разных местах. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче, чем холодный. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на место теплого. Воздух движется, и получается ветер. - Из капелек воды. - Они не могут долго держаться в небе, так как тяжелые, поэтому и падают на землю. - Ливень, косохлёст, ситничек | КУУД: формулировать ответы на вопросы педагога; строить речевое высказывание в устной форме; слышать и слушать учителя, другого ученика участвовать в диалоге РУУД: контроль и оценка своей деятельности |
Мотивация и целеполагание | | - Закройте глаза, и прислушайтесь. Что вы услышали? - А каким одним словом все это можно назвать? - А как вы думаете, какую роль играют звуки? - Окружающий мир наполнен самыми разнообразными звуками. Мы слышим голоса, крики животных, музыку, пение птиц, звуки транспорта. В данный момент я слышу, как за окном шумит ветер и шум машин. Звуки играют значимую роль в нашей жизни. С их помощью мы сможем понимать, что происходит вокруг нас. Без звуков было бы скучно жить. - Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? - Молодцы, откройте учебник на стр.38 и прочитайте тему урока. - давайте, поставим цель на урок: | - Тиканье часов, шум за окном и др. - Звуки. - Ответы детей. - Почему звенит звонок? - Узнаем, как возникает и распространяется звук. | |
Открытие новых знаний | 15-18 мин | Игра «Угадай по звуку» - Рассмотрите рисунки на с.38 учебника. - Давайте внимательно послушаем, какие звуки издают эти предметы и живые существа. - Вывод: Эти предметы и живые существа издают разные звуки. Трамвай может посигналить во время езды, мы слышим, как его колеса передвигаются по рельсам. Часы издают звуки тиканья. Дятел стучит по дереву, поэтому мы слышим стук. Будильник звенит, когда пытается нас разбудить. Птицы поют разными голосами. Заяц стучит по барабану, поэтому мы слышим глухой стук. Мы можем услышать, как лает собака, как жужжат жучки и насекомые, рычит лев, звенит звонок. Когда кони бегают, они стучат копытами, поэтому мы слышим цокот. - Отгадайте загадку, а отгадка связана с нашим уроком: Полосонька досочка: По краям обшивочка, А в середке – дырочка. - Почему я сказала, что отгадка связана с темой урока? - Прочитайте первый абзац на стр.39 Запомните! Наши уши – чудесные приборы, которые улавливают звуки. Уши боятся шума, резких, громких звуков. Нужно чистить уши туго скрученной ваткой. Нельзя ковырять в ушах острыми предметами. - Чего боятся уши? - Как нужно относиться к ушам? - Что нужно делать, чтобы сберечь уши? - Прочитайте учебник на стр.39 последний абзац. Рисунок уха - Слышим мы ушами. Ушные раковины, расположенные по бокам головы, помогают понять, с какой стороны долетел звук. Посредине ушной раковины есть маленькое отверстие. Через него звук проникает внутрь уха и попадает в... тупик. Дальше его не пускает тоненькая и гибкая барабанная перепонка. Звук ее колеблет, и она передает эти колебания среднему уху. Но и оно еще ничего не слышит. В нем только колеблются от звука три крохотные косточки — молоточек, наковальня и стремечко. Свои колебания они передают жидкости, наполняющей внутреннее ухо. Вот оно-то и воспринимает всякий звук и передает сигнал в мозг. - Уши и слух есть почти у всех животных. Они помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. Правда, не у всех животных уши заметны так же хорошо, как у человека. У рыб, насекомых и птиц ушных раковин просто нет, хотя слышат они часто , даже лучше человека. - Вот у кузнечика, например, уши находятся на передних лапках. Поэтому можно сказать, что кузнечик прыгает на ушах. - У дельфинов слуховые окошки «примостились» на нижней челюсти. - У раков слуховой аппарат находится на усиках. Поэтому когда раки «сбрасывают» при линьке свой панцирь, то можно сказать, что вместе с «одеждой» они сбрасывают свои уши. - Отгадайте загадку: Живёт без тела, Говорит без языка. Никто его не видит, А всякий слышит. Эхо ...Жила-была прекрасная нимфа Эхо. Она резвилась, пела и танцевала со своими подругами у лесного озера. Однажды она увидела красивого юношу Нарцисса и полюбила его. Но Нарцисс никого не любил, кроме себя. Он, не отрываясь, глядел в воду и любовался своим отражением, а на бедную Эхо не обращал внимания. Несчастная нимфа высохла от горя. От нее остался лишь голос, который мог повторять только окончания произнесенных кем-нибудь слов. Эту сказку придумали древние греки. Что же происходит на самом деле, а не в сказке? Звук твоего голоса долетает до деревьев, стоящих плотной стеной на опушке, отталкивается, как мячик от стены, и возвращается к тебе эхом. В горах или в старинном замке можно услышать двойное и даже тройное эхо, потому что звук голоса отражается от каждой стоящей поблизости скалы или стены и возвращается назад. Но эхо возникает не всегда. Если препятствие — стена, скала или берег — очень близко или очень далеко, эха не слышно. Не слышно его и в жаркий солнечный день. Иногда кажется, что эхо откликается откуда-то сверху. Оно то громче, то тише; то звонче, то глуше, то веселее, то печальнее. Это зависит от погоды, от расстояния, от места и даже от времени. Самое звонкое эхо слышится прохладным вечером на реке с высокими берегами. Я бегу у самого откоса И смешную песенку пою. Эхо звонко и разноголосо Повторяет песенку мою. Я спросила эхо: — Замолчишь ты? А сама притихла и стою. А оно в ответ мне: - Ишь ты, ишь ты Значит, понимает речь мою. Я сказала: — Ты поешь нескладно! А сама притихла и стою. А оно в ответ мне: — Ладно, ладно! Значит, понимает речь мою. Я смеюсь — и все звенит от смеха, Замолчу — и всюду тишина... Иногда гуляю я одна, И не скучно, потому что эхо... - Вот мы и прослушали рассказ, теперь выполним задание - Откройте рабочую тетрадь, на стр.26, упр.2 Задание: Поиграй с эхом. Напиши в клеточках, что ты услышишь в ответ, если крикнешь: Олень – Рыбак – Машина – | - Дети изображают звуки данных предметов и живых существ. - Ухо - Наши уши улавливают звуки - Читают - Шума, резких, громких звуков. - Бережно - ответы детей - Читают - Эхо - Образец записи: Олень – лень Рыбак – бак Машина – шина | |