Просмотр содержимого документа
«Почему радуга разноцветная?»
Тема: Почему радуга разноцветная?
Ход урока:
1.Организационный момент (1 слайд)
Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок.
-Улыбнулись друг другу!
-Садятся девочки!
-Садятся мальчики!
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Каждый день мы открывали новые секреты и диковинки окружающего мира. И сегодня с нашими друзьями: (1 слайд) мудрой черепахой и Муравьишкой Вопросиком - мы снова поспешим к Древу Познания за новыми открытиями.
2. Повторение изученного материала.
– А теперь давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? (о звуках)
– Каким органом мы слышим звуки? (Ушами.)
– Правильно, уши – это орган слуха.
Давайте поиграем в игру «Узнай чей это звук?» (2-13 слайды)
– Как надо относиться к ушам? (Ответы детей) (14 слайд)
3.Актуализация знаний
Послушайте сказку – загадку Дмитрия Савчука и попробуйте ее отгадать о чем в ней говорится.
Высказывать свои предположения можно только после того, как вы дослушаете сказку до конца.
Семь разноцветных котят сидят в семи разноцветных корзинах: красной, оранжевой, желтой, зеленой, голубой, синей, фиолетовой. Все они до того милые и пушистые, что просто невозможно удержаться – так хочется их погладить! У котят есть хозяйка - хмурая старушка – толстушка. Одета она в белоснежную шляпу, длинное серое платье, а обута в старые скрипучие башмаки. Но она никогда не ходит по земле, а летает по небу. И всюду неразлучно носит котят с собой. Люди завидев старушку кричат: «Ого! Или «Ой, что сейчас будет!» И спешат поскорее куда – нибудь укрыться. И правильно делают, ведь старушка страсть как любит танцевать. Приближаясь, она растет, темнеет и пускается в неистовый пляс. Башмаки ее грохочут:
-Ба – ба – бах! - так, что окна трясутся, а юбка ее волочится по земле и шумит:
-Ш-Ш-Ш!
Но навеселившись вдоволь, старушка успокаивается, добреет и светлеет. Она выпускает своих любимцев из корзинки погулять. Маленькие котята словно по волшебству загораются яркими огнями: оранжевым, красным, желтым, зеленым, голубым, фиолетовым, синим. И тогда люди выбегают из своих укрытий, радуются и говорят: «Какая красота!»
Вот и вся загадка. Вы конечно догадались, кто были эти старушка – толстушка и разноцветные котята?
Обоснуйте свой ответ.
(после ответов детей на доске учитель выставляет котят в произвольном порядке)
3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса.
- Вот и наш Муравьишка, послушав сказку заинтересовался: почему же радуга разноцветная?
– Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?
-Давайте откроем учебники и узнаем, правильно ли мы назвали тему урока.
-Какую цель мы поставим перед собой?
-Чему мы должны сегодня научиться?
4.Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала.
– Дети, кто из вас видел радугу?
(слайд 18) Послушайте стихотворения Н. Михайловой:
Солнце светит и смеётся, А на Землю дождик льётся. И выходит на луга Семицветная дуга.
- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)
-А кто знает что такое дуга? (это полукруг (слайд 19)
- Почему же радуга разноцветная?
-Давайте в этом разберёмся.
– Когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь.)
- Что такое радуга? (Это солнечное свечение)
Дождь заканчивается. Редкие капли ещё падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце.
№21.Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе возникает необычная цветная дуга.
№22. Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики.
№23. И на небе появляется радуга.
№24. Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги.
№25-26. Радуга бывает и ночью. Ночная радуга - явление редкое. В яркую лунную ночь, когда идет дождь, можно увидеть радугу от Луны. Лунная радуга выглядит белесой; чем ярче свет, тем она «цветнее».
№27-28. Радуга зимой - явление уникальное, ведь преломление солнечного света происходит не в капельках воды, как летом, а в кристалликах льда.
Особые погодные условия становятся причиной появления на небе «перевернутой радуги».
№29-32. С земли мы видим только половину радуги, а вот из самолёта или из космоса можно увидеть всю радугу целиком.
- Какое настроение было, у Вас было, когда вы видели радугу?
- Что же означает слово «РАДУГА»?
№33.Слово радуга похоже на слово радость. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. “Райская дуга” – называли её в старину и верили, что она приносит счастье.
№34. С тех пор так и зовут – РАДУГА.
Опыт.
-Радугу мы можем увидеть не только в природе, но и у нас в классе, и дома.
-Давайте создадим свою радугу.
-Для опыта нам потребуется фонарик и призма. (определение призмы)
-Призма будет заменять нам капельки дождя.
ОПЫТ С ПРИЗМОЙ.
- Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму? (распался на цветные лучики)
- Кто же оказался “художником” в природе? (Солнце и дождь)
-На что попадают в небе солнечные лучи во время дождя? (На капельки дождя)
-Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)
-Что при этом образуется? (Радуга). Таким образом и получается радуга.
-Что такое радуга? (Это солнечное свечение. Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики).
- Чтобы увидеть радугу, необходимо находится строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед тобой). Иначе радугу не увидеть!
-А сейчас мы все станем строителями и создадим свою радугу.
Работа в парах. Опыт.
1. Для этого нам понадобится обыкновенный СД-диск. Меняя угол наклона CD-диска, можно получить и радужную полоску, и круговую радугу.
- Все цвета в радуге дружат друг с другом и никогда не разлучаются, как и мы с вами. Давайте покажем, какие мы с вами дружные.
*Физкульт. минутка. (слайд 35)
5. Постановка второго проблемного вопроса.
(слайд 36)
– Из каких цветов состоит радуга? Сколько их?
-Давайте построим радугу.
Работать будем в парах. Возьмите конверт под номером 1.
Используя все вложенные в него картинки попробуйте создать радугу.
(дети работают с раздаточным материалом)
-Как вы думаете, а почему я вам дала не прямые, а волнистые полоски?
- Цвет – это волны, которые мы воспринимаем глазом. Солнечный свет представляет собой волны разной длины и поэтому они разного цвета.
– Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.
- Чтобы не путать этот порядок люди придумали фразу - подсказку.
Прочитайте еѐ. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
- Кто догадался, в чем секрет этой фразы? (По первым буквам слов и запоминаются цвета.)
Повторение и заучивание этой фразы.
-Давайте вернемся к нашей работе, которая у вас получилась на парте. Закройте учебники. Вот теперь исправьте ошибки в своей радуге. (проверяем по эталону.)
-Сделаем с вами вывод: из каких цветов состоит радуга?
6. Закрепление нового.
Физминутка для глаз (слайд 43)
Коллективная работа. (на доске)
Старушка – толстушка сегодня очень огорчена. Она очень любит порядок, но все ее котята весело играли и перепутались. Давайте попробуем ей помочь и расставим котят правильно. (по одному, ребята выходят к доске и по порядку выставляют котят)
Индивидуальная работа. (работа на экране)
-Какие цвета радуги потерялись? Раскрась радугу.
7. Рефлексия.
- -Давайте с вами поиграем в лотерею знаний. (лототрон)
Вопрос 1. Сколько у радуги цветов?
Вопрос 2. Назови цвета радуги.
Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?
Вопрос 4. Назови строителей радуги?
Вопрос 5. Назови фразу-подсказку.
Вопрос 6.В радуге есть зеленый цвет?
Вопрос 7. Что означает слово радуга?
Вопрос 8. Как называли радугу в старину?
Вопрос 9. Когда в небе появляется радуга?
Вопрос 10. Что такое радуга?
-А теперь давайте вместе с вами создадим настроение летнего дня.
-У вас на столах лежат: солнышко, тучка, радуга.
-Если вам на уроке было комфортно и все понятно, возьмите радугу.
-Если вам на уроке было немного трудно, возьмите солнышко.
-Если на уроке было очень трудно, ничего не поняли, возьмите тучку.