Конспект урока окружающего мира по теме: "Почему радуга разноцветная?"
Конспект урока окружающего мира по теме: "Почему радуга разноцветная?"
Методическая разработка урока. Окружающий мир. 1 класс. Тема: " Почему радуга разноцветная?"Цель урока:сформировать первоначальное представление о радуге, ее цветах,их последовательности. представление о разложении солнечного света. развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме: "Почему радуга разноцветная?"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45 г. Астрахани
Методическая разработка урока. Окружающий мир. 1 класс.
Тема:
«Почему радуга разноцветная?»
Учитель начальных классов
МБОУ г. Астрахани
«СОШ №45» Зиновьева И. А.
2015 – 2016 учебный год
Урок окружающего мира в 1 классе.
Тема урока : «Почему радугаразноцветная?»
Дата проведения: 18.03. 2016 г.
Учебно-методическое обеспечение:
УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Ч 2. Учебник для 1 класса. – М.: «Просвещение», 2012г.
Цель урока:
Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их
последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Создать условия для усвоения новых знаний.
2. Способствовать развитию у школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность.
3. Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.
Развивающие:
1. Обогащать словарный запас детей.
2. Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.
3. Развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Учиться наблюдать и замечать красоту вокруг себя.
3. Формировать самооценку школьников.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
1. Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности.
2. Ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей.
3. Развитие эстетических чувств и духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
1. Развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.
2. Вырабатывать способность различать способ и результат действия.
3. В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
1. Осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма
отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных карандашей.
2. Описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.
Коммуникативные УУД:
1. Адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации.
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
4. Оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности.
Оборудование, список используемой литературы:
А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. 2 часть. М. : Просвещение, 2012.
А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. 2 часть. М. : Просвещение, 2015.
Т.Н. Максимова. Окружающий мир. Поурочные разработки к УМК А.А. Плешакова. М.: ВАКО, 2014.
Презентация к уроку.
Компьютер.
Карточки со словами фраз для запоминания цветов радуги.
Мыльные пузыри.
Поделка «Цветик- семицветик».
Карточки для раскрашивания.
Репродукции картин с изображением радуги.
Мыльные пузыри.
Учебные действия:
Обнаруживать простейшие взаимосвязи в природе, которые являются причиной возникновения радуги.
Создавать простейшую модель радуги.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
1. Интерес к изучению явлений природы.
2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга".
Метапредметные:
1. Опережающее обучение: связь уроков окружающего мира с уроками изобразительного искусства и физики.
Регулятивные:
1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
2. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.
Познавательные:
1. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.).
2.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
1. Доносить свою позицию до других.
2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Предметные:
1. Узнать, как образуется радуга.
2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.
3. Запомнить последовательность цветов радуги.
Основные методы:
Исследовательский;
объяснительно- иллюстративный.
Время реализации урока – 40 минут
Структура урока.
№ этапа
Название этапа
Продолжительность
этапа
1
Организационный момент.
1 минута
2
Актуализация знаний.
1 минута
3
Постановка проблемного вопроса.
3 минуты
4
Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала.
9 минут
5
Физкультурная минутка.
2 минуты
6
Работа в тетрадях на печатной основе.
10 минут
7
Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре».
3 минуты
8
Творческая работа.
5 минут
9
Проверка изученного материала.
резерв
10
Рефлексия.
3 минуты
11
Итог урока
3 минуты
Ход урока.
Организационный момент.
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё на месте, всё в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
2. Актуализация знаний.
На сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить про… А вот про что, я попрошу вас догадаться. И в этом нам поможет загадка. (слайд №1) (Ответы учеников.) (слайд №2)
3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса.
Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Откройте учебник на странице 40 и прочитайте тему нашего урока. Да, «Почему радуга разноцветная?» На уроке мы должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется и почему она разноцветная (слайд №3).
В старину говорили, что это дуга бога Ра, т. е. бога Солнца (слайд №4). Вместе получается РА-ДУГА. Хотя, на самом деле, радуга - не дуга, а окружность; это хорошо видно с высоты, например с самолета. (слайд №5).
4. Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала.
Ребята, когда в небе появляется радуга? (Ответы учеников.) Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.
Почему? (Дети пытаются ответить на вопрос.) А почему радуга разноцветная? (Ответы учеников.) Так это или нет вы узнаете, когда посмотрите урок.
Так почему же появляется радуга и почему она разноцветная? (Ответы учащихся.)
5. Физминутка.
А теперь радуга поможет нам отдохнуть (слайд №7). (Дети слушают песню про радугу и танцуют.)
6.Работа в тетрадях на печатной основе.
Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не
меняются местами. Откройте тетрадь на странице 26 и раскрасьте радугу. Первую линию раскрасим красным, вторую- …Чтобы вы запомнили и сами знали, какой цвет первый, какой- второй…нужно всего лишь запомнить одну фразу. Что это за фраза вы узнаете, когда восстановите правильный порядок слов во фразе, записанной на карточках. Задание будут выполнять все, кто сидит на 1 ряду. (Ученики выходят к доске, берут по 1 карточке и встают так, чтобы фраза имела смысл.) Что же получилось? Да, каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Есть и другие фразы- помощницы, их восстановить нам помогут ребята со 2 и 3 ряда. (Задание выполняется аналогично.) И ещё 2 фразы: «Кот овце, жирафу, зайке гладит старые фуфайки», «Как однажды Жан- звонарь головою сбил фонарь» (слайд №8). Итак, выясним, запомнили ли вы последовательность цветов в радуге, для этого вам нужно взять воздушные шарики и расставить их в правильной последовательности. (Дети берут шары и закрепляют их по порядку цветов в радуге.)
7. Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре».
Радуга - природное явление. Но мы можем и сами создать радугу. Для этого достаточно взять шланг и в солнечный день поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах (слайд №9).
Радугу можно увидеть в лужах на асфальте (слайд №10).
В брызгах фонтана (слайд №11).
Самые яркие радуги встретят нас у водопадов (слайд №12).
Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу, с помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги (слайд №13). (Дети выпускают мыльные пузыри.)
Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.
8. Творческая работа.
Радугу ещё называют весёлкой. Почему? А ещё к этому слову можно подобрать синоним семицвет. Почему? Валентин Катаев сочинил сказку «Цветик- семицветик», в которой у девочки Жени оказался волшебный цветок, с семью лепестками, цвет их был такой же, как у радуги, и, отрывая лепестки и произнося заклинание, она добилась исполнения своих желаний. Я тоже сделала для вас цветик- семицветик. (Учитель показывает поделку.) Предлагаю вам снова поработать в группе и договориться о том, какое желание вы хотели бы загадать. Затем вы оторвёте 1 лепесток, и может быть и наш цветок сможет исполнять желания. (Группа из 4 человек договаривается и объявляет о своём решении, отрывая лепесток.) Мне очень понравились ваши желания, я надеюсь, что все они исполнятся.
9. Проверка изученного материала.
Ребята, а теперь мне хотелось бы узнать, запомнили ли вы цвета радуги и их последовательность. Для этого возьмите в руки карточку и раскрасьте её, используя лишь цвета, которые есть в радуге (слайд №14).
(Ученики выполняют задание на карточке.)
10. Рефлексия.
Мне очень интересно узнать, какое у вас настроение после нашего урока, а помогут мне это понять репродукции картин с изображением радуги. Возьмите все карточки и выберите ту, которая соответствует вашему состоянию сейчас (слайд №15- 20).
(Ребята из нескольких репродукций выбирают одну.)
11. Итог урока.
На уроке мы говорили про радугу. Проверим, всё ли вы запомнили. Если согласны с моим утверждением- вставайте, если нет- сидите.