Разработка урока по окружающему миру «ПОЧЕМУ РАДУГА РАЗНОЦВЕТНАЯ»
Разработка урока по окружающему миру «ПОЧЕМУ РАДУГА РАЗНОЦВЕТНАЯ»
Увидев в небе радугу, каждый человек невольно восторгается этим чудом природы. Задаёт себе вопрос: почему радуга разноцветная? На уроке ведётся подробное исследование для ответа на этот вопрос. Используется частично - поисковый метод, индивидуальная, парная формы работы. Расширяя познавания по этому вопросу, ребята получают ответы на следующие вопросы: сколько может быть на небе радуг? какие ещё бывают радуги? какие приметы есть о радуге? и т. д. На протяжении всего урока вместе с героями Муравьишкой и Черепахой учащиеся учатся работать с учебником, рабочей тетрадью, дополнительной литературой, выполнять практические задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- научить высказывать предположения о причинах возникновения радуги;
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- научить работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;
- научить сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
- овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, отвечать на вопросы;
- обобщать собственное представление;
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;
- соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
- владеть диалогической формой речи в заданной ситуации;
- формировать эстетические потребности, ценности и чувства, целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению;
- развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
-овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Оборудование и материал:
-Учебник: А. А. Плешаков «Окружающий мир»;
-Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»;
-Компьютер; Презентация предназначена для урока окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России». Презентация поможет сформировать первоначальные представления о свете и цвете, познакомит детей с цветами радуги и их последовательностью.
- Для проведения практической работы: призма, мыльные пузыри.
- Карточки для работы в паре: «Виды радуги», « Цвета радуги».
Основные методы:
-Исследовательский.
Время реализации урока – 45 минут
Структура урока.
№ этапа
Название этапа
Продолжительность
этапа
1
Организационный момент.
1 минута
2
Актуализация знаний.
4 минуты
3
Изучение нового материала.
12 минут
4
Физкультминутка
2 минуты
5
Изучение нового материала
16 минут
6
Физкультминутка
2 минуты
7
Первичное осмысление и закрепление.
4 минуты
8
Итоги урока. Рефлексия.
4 минуты
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Примечание
Организационный момент
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать – наша любознательность.
Подготовка рабочего места.
Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.
1 слайд
Актуализация знаний
- Сегодня мы с вами попытаемся раскрыть тайну чудесного природного явления.
- Однажды наш друг Муравьишка-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо.
- Отгадайте загадку и вы узнаете, какое чудо он увидел.
- Как запомнить порядок расположения цветов в радуге? И др.
Личностные: имеют желание учиться, стремятся хорошо учиться.
Познавательные: осознанное и произвольное высказывание в устной форме о радуге; осуществление поиска необходимой информации.
2 слайд
3 слайд
Изучение нового материала
Физкультминутка
Физкультминутка
Радуга – одно из красивейших явлений природы.
- Какие слова спрятаны в слове радуга?
- Какое у вас было настроение, когда вы видели радугу?
- Слово «радуга» похоже на слово «радость». Человек с незапамятных времён задумывался над её природой и связывал появление на небе разноцветной дуги с множеством поверий и легенд. Люди сравнивали радугу то с небесным мостом, с которого на землю спускались Боги или Ангелы, то с дорогой между небом и землёй. «Райская радуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье.
- Какие приметы вы знаете?
- А сейчас подумаем, как появляется радуга?
- Когда в небе появляется радуга? (дополнительный вопрос, если есть затруднения)
- Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом, на небе, напротив солнца возникает необычная цветная радуга. Яркость оттенков и ширина радуги зависят от размеров капель дождя. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга. Если идёт мелкий дождик, то радуга получается широкая, но бледная.
Практическая работа с призмой.
- Сейчас мы посмотрим с вами, что же происходит с лучом света, когда он проходит через стеклянную призму. Призма – прозрачное стекло, заменяющее капельку воды.
- У вас на партах лежат призмы. Направьте призму на свет.
- Что вы видите? Что стало с солнечным лучом, когда он прошёл через призму?
- Вы увидели сейчас явление, которое называется преломление лучей солнца, а такой набор цветов, в данной последовательности называется спектром.
- Ребята, кто знает, сколько цветов в радуге?
Солнце светит и смеётся,
А на землю дождик льётся
И выходит на лугу
Семицветная дуга.
- Посмотрите по учебнику на с.40 в какой последовательности расположены цвета радуги?
- Как можно запомнить цвета радуги в правильной последовательности?
- Как эта фраза может помочь запомнить цвета радуги?
Проводит физкультминутку.
Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу,
Семицветную, цветную
На лугу подстерегу.
- Ребята, какую форму имеет радуга?
- Мы чаще видим радугу в форме дуги, но дуга – это лишь часть радуги. Она имеет форму окружности, а мы наблюдаем лишь половину дуги. Целиком радугу можно увидеть лишь на большой высоте, с борта самолёта или с высокой горы.
- Радуга бывает разная. Об этом мы узнаем из докладов, которые приготовили ребята.
1. Радуга бывает двойная.
2. Перевёрнутая радуга.
3. Туманная радуга.
4. Лунная радуга.
5. Зимняя радуга.
- Какая же бывает радуга?
- У вас на партах лежат карточки с картинками радуги и названиями. Соедините картинку с подходящим названием.
- Проверьте, как вы справились с заданием.
- Радуга – природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу в водяных брызгах.
- Ребята, в учебнике на с.41 Мудрая черепаха и Муравьишка-Вопросик построили свою радугу.
- Придумайте сказочную историю по рисунку, как они это сделали.
- Ребята, понравился вам рассказ?
Практическая работа.
- Побудем и мы волшебниками, попробуем построить свою радугу.
- Ребята, надувают мыльные пузыри на листах бумаги.
- Мы получили каждый свою радугу.
В небе радуга висит
Детвору веселит.
С нее, как с горки,
Едут Егорка, петух,
Кот, свинья и я.
Рад и дуга.
Радостное.
Учащиеся готовят народные приметы о радуге. (Приложение 1)
Предположения детей.
Распался на цветные лучики.
Нам поможет фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Первая буква слова – название цвета.
Выполняют упражнения.
Предположения детей.
Доклады детей (Приложение 2)
Работа в парах по карточкам. Два ученика на доске.
В солнечный день Мудрая Черепаха поливала полевые цветы. Муравьишка Вопросик прыгал под капельками воды. Он поднял глаза к солнышку и увидел, что капельки воды превратились в радугу.
В воздухе "нарисовать" радугу,
потянуться вверх и помахать кистями рук,
опустить руки вниз,
загибать пальцы на руке.
Познавательные: извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о радуге, её видах; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах её возникновения.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; обмениваться мнениями, слушать друг друга, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, уважение к чувствам одноклассников; оценка своих поступков, слов, действий; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд
17 слайд
18 слайд
19 слайд
Первичное осмысление и закрепление
- А сейчас мы закрепим знания, которые получили на уроке.
- Игра «Третий лишний» (карточки)
Покажите цвет, которого нет в радуге?
Оранжевый, коричневый, жёлтый.
Зелёный, голубой, белый.
Фиолетовый, малиновый, жёлтый.
Красный, чёрный, синий.
-Представьте, что на радуге живут радужные человечки. У каждого из них воздушные шарики своего цвета. Раскрась шарики. (Рабочая тетрадь)
Работа в паре. На парте лежит по 3 карточки с цветами, дети показывают цвет, которого нет в радуге.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Познавательные: осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.
20 слайд
Итоги урока. Рефлексия
- Какой вопрос мы задали в начале урока?
- Сможете на него ответить?
- Сколько цветов у радуги?
Построим радугу все вместе.
- Учитель читает стихотворение, дети прикрепляют картинки на доске в правильной последовательности. (Приложение 3)
- Какое сделали для себя открытие? - Кому урок подарил хорошее настроение?
- У меня тоже замечательное настроение. Мне понравилось, как вы работали на уроке. Я дарю вам медальки.
На уроке технологии я проверю, как вы запомнили цвета радуги. Каждый из вас построит свою радугу, используя различные материалы и технику. Дома вы должны подобрать материал для вашей радуги.
- Почему радуга разноцветная?
Солнечные лучи, проходя сквозь капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики, и возникает радуга.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.
Если к вечеру появилась крутая радуга, будет такой же ясный день, а если пологая - жди дождя с ночи.
Если радуга низка и концами упирается в воду - в реки, озёра или низкие места - к ненастью.
Если радуга появляется до дождя, дождь прекратится, а если после, дождь будет продолжаться.
Если радуга появляется при хорошей погоде - наступит ненастье, а если при плохой, то будет вёдро.
Если радуга протянется высоко, то тотчас после этого прояснится; если низко - тотчас будет дождь.
Если радуга яркая - будет ненастье.
Зелёная радуга - к дождю, жёлтая - к хорошей погоде, красная - к жаре и ветру.
Когда видят радугу, ждут перемены погоды.
Отколь радуга набирает воду, там и дождь будет.
При дожде появится радуга и голубой цвет в ней не чист, а желтоватый ярок - это лучший признак хорошей погоды.
Радуга вечерняя предвещает хорошую, а утренняя - дождливую погоду.
Радуга зимою - к морозу, либо к снегу.
Радуга на западе - будет дождь, на востоке - погода.
Радуга поперёк реки - будет хорошая погода; радуга вдоль реки - будет сильный дождь.
Радуга после дождя долго стоит - погода идёт к ненастью.
Радуга пьёт воду, чтобы избавить землю от потопа.
Радуга с наветренной стороны - день будет дождливый, радуга с подветренной стороны - день прояснится.
Радуга стоит с севера на юг - к дождю, с востока на запад - к хорошей погоде.
Радуга ушат воды выпила.
Столбы на небе зимою - северное сияние - к холодам, к стуже.
Чем зеленее радуга, тем больше дождя, а чем краснее, тем больше ветра.
Приложение 2.
Двойная радуга. Мы уже знаем, что радуга на небе появляется от того, что лучи солнца проникают сквозь дождевые капли, преломляются и отражаются на другой стороне неба разноцветной дугой. А иногда солнечный луч может соорудить на небе сразу две, три, а то и четыре радуги. Двойная радуга получается, когда световой луч отражается от внутренней поверхности дождевых капель дважды. Первая радуга, внутренняя, всегда ярче второй, внешней, а цвета дуг на второй радуги расположены в зеркальном отражении и менее яркие. Небо между радугами всегда более тёмное, чем другие участки неба. Участок неба между двумя радугами называется полосой Александра. Увидеть двойную радугу - хорошая примета-это к удаче, к исполнению желаний. Так что если вам посчастливилось увидеть двойную радугу, поспешите загадать желание и оно обязательно исполнится.
Перевёрнутая радуга. Перевёрнутая радуга-явление довольно редкое. Она появляется при определённых условиях, когда на высоте 7-8 километров тонкой завесой располагаются перистые облака, состоящие из ледяных кристалликов. Солнечный свет, падая под определённым углом на эти кристаллы, разлагается на спектр и отражается в атмосферу. Цвет в перевёрнутой радуге располагается в обратном порядке: сверху находится фиолетовый, а снизу - красный.
Туманная радуга. Туманная радуга или белая появляется при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из очень мелких капелек воды. Такая радуга представляет собой дугу, окрашенную в очень бледные цвета, а если капельки совсем мелкие, то радуга окрашена в белый цвет. Туманная радуга может появляться и ночью во время тумана, когда на небе яркая луна. Туманная радуга довольно редкое атмосферное явление.
Лунная радуга. Лунная радуга или ночная радуга появляется ночью и порождается Луной. Лунная радуга наблюдается во время дождя, который идёт напротив Луны, особенно хорошо видна лунная радуга во время полнолуния, когда яркая Луна находится невысоко в тёмном небе. Так же лунную радугу можно наблюдать в местностях, где есть водопады.
Зимняя радуга. Зимняя радуга - это очень удивительное явление. Такую радугу можно наблюдать только зимой, во время сильного мороза, когда холодное Солнце сияет на бледно-голубом небе, а воздух наполнен маленькими кристалликами льда. Солнечные лучи преломляются, проходя сквозь эти кристаллики, как сквозь призму и отражаются в холодном небе разноцветной дугой.
Приложение 3.
"Цвета радуги" (автор А. Венгер).
Краски сегодня ужасно устали: Радугу в небе они рисовали. Долго трудились над радугой краски, Радуга вышла красивой, как в сказке. Вся разноцветная - вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета:
Красный Красная редиска выросла на грядке, Рядом помидоры - красные ребятки. Красные тюльпаны на окне стоят, Красные знамена за окном горят.
Оранжевый Оранжевой лисице Всю ночь морковка снится - На лисий хвост похожа: Оранжевая тоже.
Желтый Желтое солнце на землю глядит, Желтый подсолнух за солнцем следит. Желтые груши на ветках висят. Желтые листья с деревьев летят.
Зеленый У нас растет зеленый лук И огурцы зеленые, А за окном зеленый луг И домики беленые. С зеленой крышей каждый дом, И в нем живет веселый гном В зеленых брючках новых Из листиков кленовых.
Голубой Глаза голубые у куклы моей, А небо над нами еще голубей. Оно голубое, как тысячи глаз. Мы смотрим на небо, а небо - на нас.
Синий В синем море - островок, Путь до острова далек. А на нем растет цветок - Синий-синий василек.
Фиолетовый Фиолетовой фиалке надоело жить а лесу. Я сорву ее и маме в день рожденья принесу. С фиолетовой сиренью будет жить она На столе в красивой вазе около окна.
Список литературы и ресурсов Интернет:
Черноиванова Н.Н. Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику А.А. Плешакова/Волгоград: Учитель, 2015 г.
http://vse-sekrety.ru/929-pochemu-poyavlyaetsya-raduga.html (фотографии радуги, виды радуги)
http://www.moi-detki.ru/razvitie_detei/tematicheskie_zanyatiya_s_detmi/688-kak_vyuchit_cveta_radugi.html (стихи про радугу)
Яхина Л.Е. Фрагмент презентации к уроку «Почему радуга разноцветная?» articles/631796/
Увидев в небе радугу, каждый человек невольно восторгается этим чудом природы. Задаёт себе вопрос: почему радуга разноцветная? На уроке ведётся подробное исследование для ответа на этот вопрос. Используется частично - поисковый метод, индивидуальная, парная формы работы. Расширяя познавания по этому вопросу, ребята получают ответы на следующие вопросы: сколько может быть на небе радуг? какие ещё бывают радуги? какие приметы есть о радуге? и т. д. На протяжении всего урока вместе с героями Муравьишкой и Черепахой учащиеся учатся работать с учебником, рабочей тетрадью, дополнительной литературой, выполнять практические задания.