kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по окружающему миру «ПОЧЕМУ РАДУГА РАЗНОЦВЕТНАЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Увидев в небе радугу, каждый человек невольно восторгается этим чудом природы. Задаёт себе вопрос: почему радуга разноцветная? На уроке ведётся подробное исследование для ответа на этот вопрос. Используется  частично - поисковый метод, индивидуальная, парная формы работы. Расширяя познавания по этому вопросу, ребята получают ответы на следующие вопросы: сколько может быть на небе радуг? какие ещё бывают радуги? какие приметы есть о радуге? и т. д. На протяжении всего урока вместе с героями Муравьишкой и Черепахой учащиеся учатся работать с учебником, рабочей тетрадью, дополнительной литературой, выполнять практические задания.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружающему миру «ПОЧЕМУ РАДУГА РАЗНОЦВЕТНАЯ»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 6 имени Героя

Российской Федерации Морева И.А.

г. Кулебаки Нижегородской области







Лучшая разработка урока по окружающему миру


«ПОЧЕМУ РАДУГА РАЗНОЦВЕТНАЯ»




Автор работы: учитель начальных классов,

МБОУ школы № 6 имени Героя РФ Морева И.А.

Баранова Марина Николаевна

Участники: 1 класс, 7 лет.



















Урок окружающего мира в 1 классе.


Тема урока: «Почему радуга разноцветная?»

Дата проведения: 17. 03. 2015 г.

Учебно-методическое обеспечение:

УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Ч 2. Учебник для 1 класса. – М.: «Просвещение», 2012г.


Цель урока:

Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их

последовательности, дать представление о разложении солнечного света.


Тип урока: урок-исследование.


Задачи урока:

- научить называть цвета радуги;

- научить отображать последовательность цветов радуги;

- научить высказывать предположения о причинах возникновения радуги;

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- научить работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;

- научить сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, отвечать на вопросы;

- обобщать собственное представление;

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;

- соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

- владеть диалогической формой речи в заданной ситуации;

- формировать эстетические потребности, ценности и чувства, целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению;

- развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

-овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Оборудование и материал:

-Учебник: А. А. Плешаков «Окружающий мир»;

-Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»;

-Компьютер; Презентация предназначена для урока окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России». Презентация поможет сформировать первоначальные представления о свете и цвете, познакомит детей с цветами радуги и их последовательностью.

- Для проведения практической работы: призма, мыльные пузыри.

- Карточки для работы в паре: «Виды радуги», « Цвета радуги».


Основные методы:

-Исследовательский.


Время реализации урока – 45 минут


Структура урока.


№ этапа

Название этапа

Продолжительность

этапа

1

Организационный момент.

1 минута

2

Актуализация знаний.

4 минуты

3

Изучение нового материала.

12 минут

4

Физкультминутка

2 минуты

5

Изучение нового материала

16 минут

6

Физкультминутка

2 минуты

7

Первичное осмысление и закрепление.

4 минуты

8

Итоги урока. Рефлексия.

4 минуты























Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание

  1. Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать – наша любознательность.

Подготовка рабочего места.

Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.

1 слайд

  1. Актуализация знаний

- Сегодня мы с вами попытаемся раскрыть тайну чудесного природного явления.

- Однажды наш друг Муравьишка-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо.

- Отгадайте загадку и вы узнаете, какое чудо он увидел.

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот,

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать?

- Кто из вас видел радугу?

- Что вы знаете о радуге?

- Что бы вы хотели еще узнать о радуге?

- Тема сегодняшнего урока «Почему радуга разноцветная?»


Отвечают на вопросы учителя.








Ученик загадывает загадку.









- Какая бывает радуга?

-Как получается радуга?

- Когда можно увидеть радугу?

- Как запомнить порядок расположения цветов в радуге? И др.

Личностные: имеют желание учиться, стремятся хорошо учиться.

Познавательные: осознанное и произвольное высказывание в устной форме о радуге; осуществление поиска необходимой информации.

2 слайд




















3 слайд

  1. Изучение нового материала

























































Физкультминутка











































Физкультминутка

Радуга – одно из красивейших явлений природы.

- Какие слова спрятаны в слове радуга?

- Какое у вас было настроение, когда вы видели радугу?

- Слово «радуга» похоже на слово «радость». Человек с незапамятных времён задумывался над её природой и связывал появление на небе разноцветной дуги с множеством поверий и легенд. Люди сравнивали радугу то с небесным мостом, с которого на землю спускались Боги или Ангелы, то с дорогой между небом и землёй. «Райская радуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье.

- Какие приметы вы знаете?




- А сейчас подумаем, как появляется радуга?

- Когда в небе появляется радуга? (дополнительный вопрос, если есть затруднения)

- Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом, на небе, напротив солнца возникает необычная цветная радуга. Яркость оттенков и ширина радуги зависят от размеров капель дождя. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга. Если идёт мелкий дождик, то радуга получается широкая, но бледная.

Практическая работа с призмой.

- Сейчас мы посмотрим с вами, что же происходит с лучом света, когда он проходит через стеклянную призму. Призма – прозрачное стекло, заменяющее капельку воды.

- У вас на партах лежат призмы. Направьте призму на свет.

- Что вы видите? Что стало с солнечным лучом, когда он прошёл через призму?

- Вы увидели сейчас явление, которое называется преломление лучей солнца, а такой набор цветов, в данной последовательности называется спектром.



- Ребята, кто знает, сколько цветов в радуге?

Солнце светит и смеётся,

А на землю дождик льётся

И выходит на лугу

Семицветная дуга.

- Посмотрите по учебнику на с.40 в какой последовательности расположены цвета радуги?

- Как можно запомнить цвета радуги в правильной последовательности?

- Как эта фраза может помочь запомнить цвета радуги?



Проводит физкультминутку.

Я на радугу-дугу

Полюбуюсь побегу,

Семицветную, цветную

На лугу подстерегу.


- Ребята, какую форму имеет радуга?

- Мы чаще видим радугу в форме дуги, но дуга – это лишь часть радуги. Она имеет форму окружности, а мы наблюдаем лишь половину дуги. Целиком радугу можно увидеть лишь на большой высоте, с борта самолёта или с высокой горы.

- Радуга бывает разная. Об этом мы узнаем из докладов, которые приготовили ребята.

1. Радуга бывает двойная.

2. Перевёрнутая радуга.

3. Туманная радуга.

4. Лунная радуга.

5. Зимняя радуга.

- Какая же бывает радуга?

- У вас на партах лежат карточки с картинками радуги и названиями. Соедините картинку с подходящим названием.

- Проверьте, как вы справились с заданием.


- Радуга – природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу в водяных брызгах.

- Ребята, в учебнике на с.41 Мудрая черепаха и Муравьишка-Вопросик построили свою радугу.

- Придумайте сказочную историю по рисунку, как они это сделали.

- Ребята, понравился вам рассказ?





Практическая работа.

- Побудем и мы волшебниками, попробуем построить свою радугу.

- Ребята, надувают мыльные пузыри на листах бумаги.

- Мы получили каждый свою радугу.


В небе радуга висит

Детвору веселит.

С нее, как с горки,

Едут Егорка, петух,

Кот, свинья и я.


Рад и дуга.

Радостное.











Учащиеся готовят народные приметы о радуге. (Приложение 1)


Предположения детей.





















Распался на цветные лучики.













Нам поможет фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Первая буква слова – название цвета.


Выполняют упражнения.





Предположения детей.










Доклады детей (Приложение 2)





Работа в парах по карточкам. Два ученика на доске.




В солнечный день Мудрая Черепаха поливала полевые цветы. Муравьишка Вопросик прыгал под капельками воды. Он поднял глаза к солнышку и увидел, что капельки воды превратились в радугу.








В воздухе "нарисовать" радугу,

потянуться вверх и помахать кистями рук,

опустить руки вниз,

загибать пальцы на руке.

Познавательные: извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о радуге, её видах; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах её возникновения.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; обмениваться мнениями, слушать друг друга, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, уважение к чувствам одноклассников; оценка своих поступков, слов, действий; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

4 слайд













5 слайд








6 слайд












7 слайд














8 слайд






9 слайд







10 слайд









11 слайд




12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд










17 слайд










18 слайд





19 слайд







  1. Первичное осмысление и закрепление

- А сейчас мы закрепим знания, которые получили на уроке.

- Игра «Третий лишний» (карточки)

Покажите цвет, которого нет в радуге?

  • Оранжевый, коричневый, жёлтый.

  • Зелёный, голубой, белый.

  • Фиолетовый, малиновый, жёлтый.

  • Красный, чёрный, синий.


-Представьте, что на радуге живут радужные человечки. У каждого из них воздушные шарики своего цвета. Раскрась шарики. (Рабочая тетрадь)



Работа в паре. На парте лежит по 3 карточки с цветами, дети показывают цвет, которого нет в радуге.




Выполняют задание в рабочей тетради.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.




20 слайд




















  1. Итоги урока. Рефлексия

- Какой вопрос мы задали в начале урока?

- Сможете на него ответить?

- Сколько цветов у радуги?


Построим радугу все вместе.

- Учитель читает стихотворение, дети прикрепляют картинки на доске в правильной последовательности. (Приложение 3)





- Какое сделали для себя открытие? 
- Кому урок подарил хорошее настроение? 

- У меня тоже замечательное настроение. Мне понравилось, как вы работали на уроке. Я дарю вам медальки.


На уроке технологии я проверю, как вы запомнили цвета радуги. Каждый из вас построит свою радугу, используя различные материалы и технику. Дома вы должны подобрать материал для вашей радуги.

- Почему радуга разноцветная?


Солнечные лучи, проходя сквозь капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики, и возникает радуга.





Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.

21 слайд














22 слайд




Приложение 1.

В радуге больше красного цвета - к ветру.

   Двойная (тройная) радуга - признак дождливой погоды.

   Если к вечеру появилась крутая радуга, будет такой же ясный день, а если пологая - жди дождя с ночи.

   Если радуга низка и концами упирается в воду - в реки, озёра или низкие места - к ненастью.

   Если радуга появляется до дождя, дождь прекратится, а если после, дождь будет продолжаться.

   Если радуга появляется при хорошей погоде - наступит ненастье, а если при плохой, то будет вёдро.

   Если радуга протянется высоко, то тотчас после этого прояснится; если низко - тотчас будет дождь.

   Если радуга яркая - будет ненастье.

   Зелёная радуга - к дождю, жёлтая - к хорошей погоде, красная - к жаре и ветру.

   Когда видят радугу, ждут перемены погоды.

   Отколь радуга набирает воду, там и дождь будет.

   При дожде появится радуга и голубой цвет в ней не чист, а желтоватый ярок - это лучший признак хорошей погоды.

   Радуга вечерняя предвещает хорошую, а утренняя - дождливую погоду.

   Радуга зимою - к морозу, либо к снегу.

   Радуга на западе - будет дождь, на востоке - погода.

   Радуга поперёк реки - будет хорошая погода; радуга вдоль реки - будет сильный дождь.

   Радуга после дождя долго стоит - погода идёт к ненастью.

   Радуга пьёт воду, чтобы избавить землю от потопа.

   Радуга с наветренной стороны - день будет дождливый, радуга с подветренной стороны - день прояснится.

   Радуга стоит с севера на юг - к дождю, с востока на запад - к хорошей погоде.

   Радуга ушат воды выпила.

   Столбы на небе зимою - северное сияние - к холодам, к стуже.

   Чем зеленее радуга, тем больше дождя, а чем краснее, тем больше ветра.






Приложение 2.

  1. Двойная радуга. Мы уже знаем, что радуга на небе появляется от того, что лучи солнца проникают сквозь дождевые капли, преломляются и отражаются на другой стороне неба разноцветной дугой. А иногда солнечный луч может соорудить на небе сразу две, три, а то и четыре радуги. Двойная радуга получается, когда световой луч отражается от внутренней поверхности дождевых капель дважды. Первая радуга, внутренняя, всегда ярче второй, внешней, а цвета дуг на второй радуги расположены в зеркальном отражении и менее яркие. Небо между радугами всегда более тёмное, чем другие участки неба. Участок неба между двумя радугами называется полосой Александра. Увидеть двойную радугу - хорошая примета-это к удаче, к исполнению желаний. Так что если вам посчастливилось увидеть двойную радугу, поспешите загадать желание и оно обязательно исполнится.

  2. Перевёрнутая радуга. Перевёрнутая радуга-явление довольно редкое. Она появляется при определённых условиях, когда на высоте 7-8 километров тонкой завесой располагаются перистые облака, состоящие из ледяных кристалликов. Солнечный свет, падая под определённым углом на эти кристаллы, разлагается на спектр и отражается в атмосферу. Цвет в перевёрнутой радуге располагается в обратном порядке: сверху находится фиолетовый, а снизу - красный.

  3. Туманная радуга. Туманная радуга или белая появляется при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из очень мелких капелек воды. Такая радуга представляет собой дугу, окрашенную в очень бледные цвета, а если капельки совсем мелкие, то радуга окрашена в белый цвет. Туманная радуга может появляться и ночью во время тумана, когда на небе яркая луна. Туманная радуга довольно редкое атмосферное явление.

  4. Лунная радуга. Лунная радуга или ночная радуга появляется ночью и порождается Луной. Лунная радуга наблюдается во время дождя, который идёт напротив Луны, особенно хорошо видна лунная радуга во время полнолуния, когда яркая Луна находится невысоко в тёмном небе. Так же лунную радугу можно наблюдать в местностях, где есть водопады.

  5. Зимняя радуга. Зимняя радуга - это очень удивительное явление. Такую радугу можно наблюдать только зимой, во время сильного мороза, когда холодное Солнце сияет на бледно-голубом небе, а воздух наполнен маленькими кристалликами льда. Солнечные лучи преломляются, проходя сквозь эти кристаллики, как сквозь призму и отражаются в холодном небе разноцветной дугой.




Приложение 3.


"Цвета радуги" (автор А. Венгер). 

Краски сегодня ужасно устали: 
Радугу в небе они рисовали. 
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке. 
Вся разноцветная - вот красота! 
Ты полюбуйся, какие цвета: 

Красный 
Красная редиска выросла на грядке, 
Рядом помидоры - красные ребятки. 
Красные тюльпаны на окне стоят, 
Красные знамена за окном горят. 

Оранжевый 
Оранжевой лисице 
Всю ночь морковка снится - 
На лисий хвост похожа: 
Оранжевая тоже. 

Желтый 
Желтое солнце на землю глядит, 
Желтый подсолнух за солнцем следит. 
Желтые груши на ветках висят. 
Желтые листья с деревьев летят. 

Зеленый 
У нас растет зеленый лук 
И огурцы зеленые, 
А за окном зеленый луг 
И домики беленые. 
С зеленой крышей каждый дом, 
И в нем живет веселый гном 
В зеленых брючках новых 
Из листиков кленовых.

Голубой 
Глаза голубые у куклы моей, 
А небо над нами еще голубей. 
Оно голубое, как тысячи глаз. 
Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

Синий 
В синем море - островок, 
Путь до острова далек. 
А на нем растет цветок - 
Синий-синий василек. 

Фиолетовый 
Фиолетовой фиалке надоело жить а лесу. 
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу. 
С фиолетовой сиренью будет жить она 
На столе в красивой вазе около окна.


Список литературы и ресурсов Интернет:

  1. Черноиванова Н.Н. Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику А.А. Плешакова/Волгоград: Учитель, 2015 г.

  2. http://vse-sekrety.ru/929-pochemu-poyavlyaetsya-raduga.html (фотографии радуги, виды радуги)

  3. http://www.moi-detki.ru/razvitie_detei/tematicheskie_zanyatiya_s_detmi/688-kak_vyuchit_cveta_radugi.html (стихи про радугу)

  4. Яхина Л.Е. Фрагмент презентации к уроку «Почему радуга разноцветная?» articles/631796/














Увидев в небе радугу, каждый человек невольно восторгается этим чудом природы. Задаёт себе вопрос: почему радуга разноцветная? На уроке ведётся подробное исследование для ответа на этот вопрос. Используется частично - поисковый метод, индивидуальная, парная формы работы. Расширяя познавания по этому вопросу, ребята получают ответы на следующие вопросы: сколько может быть на небе радуг? какие ещё бывают радуги? какие приметы есть о радуге? и т. д. На протяжении всего урока вместе с героями Муравьишкой и Черепахой учащиеся учатся работать с учебником, рабочей тетрадью, дополнительной литературой, выполнять практические задания.














Виды радуги

Зимняя радуга


Двойная радуга



Лунная радуга



Перевёрнутая радуга



Туманная радуга


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по окружающему миру «ПОЧЕМУ РАДУГА РАЗНОЦВЕТНАЯ»

Автор: Баранова Марина Николаевна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Методическая разработка урока окружающий мир «Почему радуга разноцветная?»"
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-okruzhaiushchii-mir-pochiemu-radugha-raznotsvietnaia"
    ["file_id"] => string(6) "248067"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446656567"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока окружающего мира по теме: "Почему радуга разноцветная?""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-pochiemu-radugha-raznotsvietnaia"
    ["file_id"] => string(6) "308102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458498420"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Почему радуга разноцветная?"
    ["seo_title"] => string(34) "pochiemu_radugha_raznotsvietnaia_1"
    ["file_id"] => string(6) "472569"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1528389133"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Разработка урока по познанию мира "Времена года" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-po-poznaniiu-mira-vriemiena-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "142927"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418393000"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства