Просмотр содержимого документа
«По страницам морфологии»
Краткосрочный план урока
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема: По страницам морфологии. Части речи.
Цели обучения в соответствии с учебной программой:
4.1.2.1.обобщить и систематизировать знания о частях речи
4.1.4.1.изучать грамматических признаках имен существительных и их использовании в речи.
Задачи:
Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.
Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение)
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.
Формы организации: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Продолжительность урока: 45 мин
Ход урока:
Оргмомент.
Приветствие учителя. Слайд1
Эмоциональная мотивация.
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте – все в порядке –
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Мотивация познавательной деятельности.
Подобрать ассоциации с слову «школа» Слайд №2
Работа над лексической темой урока «Знания»
Беседа о деятельности Ы. Алтынсарына. Слайд №3
(К) Прочитай название рассказа Ы. Алтынсарина. Предположи, о чём может быть рассказ. Прочитай.
Садовые деревья.
Один человек со своим сыном прогуливались но саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.
Почему это дерево растёт прямо, а вот то дерево - криво? - спросил сын.
За этим деревом при его росте ухаживали, срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло само по себе, - ответил отец.
Оказывается, большая польза бывает от ухода, - сказал сын.
Нет сомнения, в уходе есть большая польза,- ответил отец. - Ты ведь тоже похож на молодое дерево. Если я, поправляя твои ошибки, буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком; если же ты будешь расти без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево, - закончил отец.
-Подтвердились ли твои предположения? Определи основную мысль рассказа. Поучаствуй в дискуссии. Расскажи, почему он так назван. Как ещё можно озаглавить рассказ?
-Подбери пословицу к содержанию рассказа.
Учение - основа знания, знание - основа жизни.
В учении трудно, да плоды учения сладки.
У знающего учителя, и ученики умные.
Работа в тетради. Запись числа , классная работа
Минутка чистописания. Пословица с 68
Гонись не за золотом, а за знаниями. Слайд №4.
Словарная работа.
На экране слова с пропущенными безударными гласными в корне, дети на местах читают вслух слово и объясняют орфограмму, подбирают проверочные слова.
(золотой-безударная гласная первая о и вторая о, проверяем первую золото, проверяем вторую –позолота)
(лесоруб – что за слово? Сложное, состоит из двух корней, первый корень лес,
второй –руб., соединительная гласная –о)
Учитель: Какую орфограмму мы повторяли во время орфографической минутки.
Что это за орфограмма?
Дети: Безударная гласная в корне слова
У: Какое правило для проверки безударных гласных в корне слова
Д:Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо подобрать родственное слово или так чтобы на гласную падало ударение
Запись в тетради слов учЕник, учИтель Слайд №5
Повторение изученного. Актуализация знаний.
Разделите слова на три группы, объясните Слайд №6
Самопроверка Слайд №7
Корзина идей. Слайд №8-9
- Вы догадались, какая тема нашего урока? (части речи, имя существительное)
- А какие части речи вы знаете? (имя прилагательное, глагол, предлог,частицы, союзы).
- На какие 2 группы делятся части речи? Слайд №10
Д: самостоятельные и служебные
-Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? Правильно, именно существительные составляют самую большую группу.
- Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
- Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными.
Делаем вывод:
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно. Слайд 11
Какими признаками обладает имя существительное?
(постоянными и непостоянными)
- Что относим к постоянным признакам? (ответы: род, одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные)
Вопросы:
- Почему в определении существительного указываются два вопроса:
кто? что? (одуш. и неодуш.)
- Какие имена существительные называются одушевленными?
(- Какие имена существительные называются неодушевленными?
(ответы уч-ся)
- Физминутка
Называю слова разных частей речи. Если это существительное - руки верх, прилагательное -присесть, глагол - хлопок.
Задание по вариантам: Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?(работа в тетради, взаимопроверка)
- посмотрите на экран Слайд 12
1 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Кто?
2 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Что? (меняются тетрадями.
Ученики сверяют свои ответы с образцом.)
- Давайте сделаем вывод: какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос - что?
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные)
Образуйте имена существительные от имен прилагательных: Слайд №13
Холодный - …(холод)
Дружный - …(дружба)
Снежный - …(снег)
Добрый - …(доброта)
Радостный - …(радость)
- Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? Что они обозначают? - Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, чувства, качества).
- Давайте сделаем еще один вывод: имена существительные обозначают не только предмет, но и ….(состояние, явления природы, действие, события, чувства) .
Собственные и нарицательные имена существительные
На доске написано 12 букв:
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
- Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля.)
- Почему эти слова пишутся с большой буквы? Вывод: Как называются такие существительные? (собственные и нарицательные)
Что еще мы знаем об имени существительном? Какой ещё постоянный признак вы можете назвать?
Игра «Найди своё место».
У вас на партах карточки со словами – именами существительными. Прочитаем их по цепочке и подумаем на какие три группы можем их разделить? (м.р., ж.р., с.р.)
Под музыку дети выстраиваются у доски.
М.р. ж. р. с.р.
Врач страна печенье
Вагон сестра солнце
Дедушка доброта поле
Поход яблоня облако
Арбуз осина крыло
Проверка: переворачивают карточки. Во всех трех группах картины должны совпасть. Если не совпали, исправить ошибки.
Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду?Слайд № 14
Что мы относим к непостоянным признакам имени существительного? (число, падеж)
- Как изменяются имена существительные? (по числам)
Работа по учебнику, проверка.
Что ещё мы можем отнести к непостоянным признакам?
- Что мы называем склонением?
На какие группы делятся существительные по типам склонения? Что значит просклонять слово?
- Сколько падежей? Как определить падеж? (по вопросу и предлогу)
Слайд 15
6. Закрепление. Групповая работа.
Составление и защита кластера. Повторение правила работы в группе.
Слайд 16.
7. Индивидуальная работа с тестами, конспектами.
(Ученики с красными жетонами работают с конспектами, у кого зелёные работают с тестами).
Тест: «Имя существительное» для учащихся зелёных жетонов.
-Какое слово является именем существительным?
1) подвиг; 2) пот; 3) подвинул; 4) подвижная.
-Укажите имя существительное женского рода:
1) весенняя; 2) ягода; 3) яблоко; 4) лимон.
-Укажите имя существительное мужского рода:
1) дятел; 2) синица; 3) летел; 4) небо.
-Укажите имя существительное среднего рода:
1) зелёное; 2) береза; 3) тополь; 4) дерево.
-Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:
1) молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор.
-Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:
1)руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги.
(К) Пальчиковая гимнастика.
8. Итог урока.
Посмотрите на получившиеся кластеры. Проще так запомнить информацию про части речи? Ими мы будем пользоваться и на следующих уроках при изучении имени существительного и других частей речи.
- Вам понравился урок? Что больше всего запомнилось?
- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы этих целей? Справились с заданиями? Что было трудным?
Рефлексия.
-Ребята сейчас я попрошу вас прикрепить на Дерево успеха смайлики, соответствующие вашему впечатлению от сегодняшнего урок.