Целостная программа для работы с одаренными детьми " За страницами учебника"
Целостная программа для работы с одаренными детьми " За страницами учебника"
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Творческие способности личности на уроках русского языка и литературы могут осуществляться лишь в творческой деятельности в процессе обучения. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению больших и малых задач. Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.
Кандидат педагогических наук В.А.Сухомлинский считал, что «творческий подход учителя к учебному процессу способен пробудить в ребенке скрытые способности и таланты». Основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесет больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области.? Проблема раннего выявления? и обучения талантливой молодежи? - приоритетная в современном образовании. От решения ее в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства, в общем, района в частности.
В качестве экспертизы одаренности учащихся? и средства повышения статуса знаний выступают различного рода олимпиады, конференции, выставки, смотры, конкурсы, активному привлечению учащихся к здоровому образу жизни.
Курс русского языка в 7 классе является естественным продолжением курса русского языка в 5-6 классах. Завершая изучение лексики, словообразования и морфологии, он готовит учащихся к восприятию синтаксиса и пунктуации. Однако известно, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у учащихся в освоении материала; нужно учесть, что если темы курса 5-6 класса («существительное», «прилагательное», «глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, то с некоторыми темами 7 класса школьники знакомятся впервые, и их изучение не повторяется в системе последующих классов, поэтому данный курс программы предполагает обращение к попутному повторению изученного с целью отработки умений и навыков.
Данная программа дополнительного образования культурологической направленности «За страницами учебника русского языка» составлена на базе программы М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова, где ярко усилена речевая направленность (увеличено количество часов). Это проявляется, прежде всего в том, что центральной единицей обучения становится текст как объект анализа и результат речевого произведения на уроках. Поэтому в основу курса положен утвердившийся в современной лингвистики триединый взгляд на языковые явления: анализ и его значение, формы и функции в их взаимосвязи и зависимости. Последовательное применение в обучении триединого взгляда на явления языка поможет по-новому подойти к решению очень важной методической проблемы, которая заключается в реализации межпредметных связей, то есть в стремлении анализировать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями и закономерностями.
Программа использует метод «Внутриклассная олимпиада ». Задания по предмету «Русский язык» имеют цель развития творческого лингвистического мышления. Суть метода в следующем. Каждую неделю ученики получают по пять нестандартных заданий, которые выполняют дома. В конце недели за выполнение заданий им выставляется оценка: 1 балл за верное решение, 0,5 балла за неполное или неверное выполненное. После выполнения 35 заданий учителем проводится зачётная работа, в которой предлагаются 5 из невыполненных ранее заданий. В конце каждой четверти подсчитывается средний балл за месяц, который можно повысить, решив несколько дополнительных задач, сдаётся тестирование, все баллы суммируются. Проводимый в течение года мониторинг качества знаний обучающихся создаёт атмосферу соревнования.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах регионального, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей: дает возможность обучающимся и их учителям защищать честь своего ОУ; создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета; привлекает учащихся к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование; олимпиады («Олимпус». «Альбус». «Пятерочка» «Русский медвежонок», ) проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования; по итогам проведения олимпиад учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, узнать свой результат на сайте ОУ; каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Опыт развития творческих способностей обучающихся проводится и на внеурочном уровне. Он базируется на модели интеллекта Дж. Гилфорда. Цель: системное развитие творческого мышления как основы будущего профессионального успеха и личного благополучия детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Целостная программа для работы с одаренными детьми " За страницами учебника" »
Тамбовская область Кирсановский район
филиал муниципального
Бюджетного образовательного учреждения Уваровщинской средней общеобразовательной школы в селе Калаис
« Утверждена»
Приказ МБОУ Уваровщинская сош
От №
ЦЕЛОСТНАЯ ПРОГРАММА
культурологической направленности
«Одаренные дети» на 2014-2016 уч.гг
«За страницами учебника русского языка» 7-9 класс
(на основе программы С.И.Львовой М.М.Разумовской, В.И.Капинос, ,
Г. А.Богдановой,В.В.Львова)
Составитель: учитель русского языка и литературы Т.С. Худякова
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
методическим советом
МБОУ Уваровщинская сош
Протокол от______________»
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
МО учителей гуманитарного цикла
МБОУ Уваровщинская сош
Протокол от______________№
2014
1. Пояснительная записка.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Кандидат педагогических наук В.А.Сухомлинский считал, что «творческий подход учителя к учебному процессу способен пробудить в ребенке скрытые способности и таланты». Основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесет больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником.
Курс русского языка в 7 классе является естественным продолжением курса русского языка в 5-6 классах. Завершая изучение лексики, словообразования и морфологии, он готовит учащихся к восприятию синтаксиса и пунктуации. Однако известно, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у учащихся в освоении материала; нужно учесть, что если темы курса 5-6 класса («существительное», «прилагательное», «глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, то с некоторыми темами 7 класса школьники знакомятся впервые, и их изучение не повторяется в системе последующих классов, поэтому данный курс программы предполагает обращение к попутному повторению изученного с целью отработки умений и навыков.
Данная программа дополнительного образования культурологической направленности «За страницами учебника русского языка» составлена на базе программы М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова, где ярко усилена речевая направленность (увеличено количество часов). Это проявляется, прежде всего в том, что центральной единицей обучения становится текст как объект анализа и результат речевого произведения на уроках. Поэтому в основу курса положен утвердившийся в современной лингвистики триединый взгляд на языковые явления: анализ и его значение, формы и функции в их взаимосвязи и зависимости. Последовательное применение в обучении триединого взгляда на явления языка поможет по-новому подойти к решению очень важной методической проблемы, которая заключается в реализации межпредметных связей, то есть в стремлении анализировать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями и закономерностями.
Цели обучения: выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости;
организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
организация проектной деятельности;
забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
использование инновационных педагогических и информационных технологий с целью достижения максимального уровня развития детей.
Отличительная особенность данного курса -
при подготовке к урокам учтены современные требования, предъявляемые к урокам русского языка – это, прежде всего, реализация взаимосвязанных задач обучения: вооружение учащихся знаниями основ наук о языке и формирование умений грамотно и ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в различных жизненных ситуациях.
Количество учебных часов для реализации программы: занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 часа /35 занятий в год/
Предлагается применение следующих форм организации общеобразовательного процесса: Основной единицей учебной работы является теоретико-практическое занятие, использованиетестовой формы контроля.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
использование опорных конспектов, схем, таблиц.
Применяемые виды и формы контроля уровня подготовки обучающихся соответствуют Уставу и Положению о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся ОУ ( предварительный, текущий, промежуточный, итоговый; устный и письменный; индивидуальный и фронтальный). Участие в олимпиадах различного уровня, научно-исследовательские конференции, интеллектуальный марафон, групповые занятия с учащимися.
Одним из таких методов является метод «Внутриклассная олимпиада». Суть метода в следующем. Каждую неделю ученики получают по пять тематических нестандартных заданий, которые выполняют дома. Через неделю за выполнение заданий им выставляется оценка: 1 балл за верное решение, 0,5 балла за неполное или неверное выполненное. После выполнения 35 заданий учителем проводится зачётная работа, в которой предлагаются 5 из невыполненных ранее заданий. В конце каждой четверти подсчитывается средний балл за месяц, который можно повысить, решив несколько дополнительных задач, сдаётся тестирование, все баллы суммируются. Проводимый в течение года мониторинг качества знаний обучающихся создаёт атмосферу соревнования.
Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники программы будут принимать участие в конкурсах, олимпиадах по русскому язык и литературе.
Мониторинг результативности работы с учащимися осуществляется совместно с психологом :
педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
изучение структуры интеллекта;
отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торренса);
отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Содержание обучения.
Раздел 1. Абсолютная грамотность или секреты русской грамотности (17 ч)
В данном разделе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-6 кл). Часы на изучение русского языка к 8 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.
Тема 1.Фонетика. Орфоэпия
Знать определения Фонетика. Орфоэпия . Смыслоразличительную роль звука в слове. Особенности ударения в русском языке. Орфоэпические нормы русского языка. Варианты произношения.
Уметь производить фонетический анализ слова.
Тема 2. Законы русской орфографии. Лексика.
Знать лексический состав языка. Прямое и переносное значение слова. Книжную и разговорную лексику. Общеупотребительную и ограниченную лексику. Устаревшие слова и неологизмы. Синонимы и антонимы. Контекстные синонимы и антонимы. Омонимы, их виды (омофоны, омографы, омоформы). Паронимы. Типичные ошибки в употреблении паронимов. Фразеологизмы. Основные выразительные средства языка. Тропы.
Тема 3. Орфография.
Знать раздел науки – орфография, ее значение.
Уметь применять правила :Безударные гласные в корне. Чередование гласных в корне.Правописание приставок: неизменяемые, приставки на З-С, ПРЕ- / ПРИ-.Ы / И после приставок на согласную. Ъ и Ъ.О / Ё после шипящих во всех частях речи.Правописание окончаний разных частей речи.Правописание суффиксов разных частей речи.Ь после шипящих.Правописание Н — НН во всех частях речи.Правописание НЕ и НИ.Слитное и раздельное написание НЕ со всеми частями речи.Слитное, раздельное и дефисное написание слов.Правописание наречий.Правописание служебных частей речи.
Тема 4. Культура речи
Знать особенности разговорного стиля речи. Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». Основные нормы современного литературного произношения..
Итоговое занятие. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса».
Раздел 2. Лексическое богатство русского языка ( 17 часов)
Раздел предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит сформировать ключевые компетентности, развить творческий потенциал личности обучающегося.Тем самым эти занятия помогут реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы. Сформированные на таких занятиях умения и навыки в дальнейшем становятся базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста в рамках подготовки к ЕГЭ. В программе курса раскрываются основные вопросы лексикологии: значение слов, их употребление в разных стилях речи, их происхождение, а также вопросы, связанные с изучением фразеологии.
Тема 1. Слово как единица языка.
Знать. разнообразие функционально-смысловых групп слов. Семантику слов. Эмоционально-экспрессивные оттенки слов. Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Многозначные слова - явление историческое.
Уметь: употреблять лексические средства в речи. Использование слов и фразеологизмов в разных сферах применения языка. Находить многозначные слова в художественных текстах.
Тема 2. Выразительность устной и письменной речи. Тропы.
Знать: Выразительность речи как главное качество. Тропы как обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном значении. Основные виды тропов и их функции в контексте. Функция фигур. Фигуры, построенные на основе повтор.Виды синтаксического повтора. Семантическая характеристика перечисления. Синтаксическая характеристика перечисления. Фигуры, построенные на изменениях в расположении частей синтаксических конструкций. Фигуры, связанные с изменением объёма высказывания. Риторические фигуры.
Уметь: Определять типы тропов и стилистических фигур по их существенным признакам и употреблению в контексте.
Тема 3. Омонимы и их употребление. Словари омонимов.
Знать: Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе (по учебному пособию «Русское слово»).
Уметь: Определять в тексте омонимы. Работать со словарём омонимов.
Тема 4. Синонимы. Использование синонимов в речи.
Знать: понятие синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические, стилистические и контекстуальные синонимы.
Уметь использовать синонимы в речи.
Тема 5. Антонимы. Словари антонимов.
Знать разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов.
Знать паронимы как слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. Паронимический ряд.
Уметь находить ошибки, провоцируемые незнанием, в чём заключается смысловое различие паронимов, с какими словами они могут употребляться.
Тема 7. Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова.
Знать понятие исконно русские слова. Иноязычные слова в русском литературном языке. Старославянизмы в составе русского литературного языка.
Уметь находить интернациональную лексику в современном русском литературном языке.
Тема 8. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.
Знать понятие диалектные слова, профессиональные слова.
Уметь находить диалектные и профессиональные слова в художественных произведениях.
Тема 9. Устаревшие слова и неологизмы.
Знать об изменениях словарного запаса и их роли в общественной жизни, технике, науке, производстве. Историзмы и архаизмы. Архаизмы как средство создания убедительных картин исторической эпохи, достоверности в передаче особенностей речи персонажей, средство придания речи взволнованного, торжественного характера, средство иронии, насмешки, шутки.
Тема 10. Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.
Знать устаревшие слова и их употребление в художественном произведении. Неологизмы.
Тема 11. Заимствованные слова.
Знать словарное богатство русского языка. Понятие старославянизмы. Группы старославянизмов. Иноязычные слова.
Уметь находить ошибки, возникающие при употреблении иноязычных слов, связанные с непониманием говорящим их значения. Сфера употребления иноязычных слов. Вести учет особенностей контекста при использовании иноязычного слова.
Тема 12. Стили речи.
Знать характеристику стилей речи исходя из цели высказывания; сфер применения в устной и письменной речи; лексических, морфологических и синтаксических средств языка, характерных для того или иного стиля.
Уметь определять стиль речи
Тема 13. Стилистически окрашенная лексика.
Знать общеупотребительные слова как основной пласт лексики русского языка.
Уметь отличать тексты содержащие разговорную лексику, просторечные слова и сферу их употребления. Книжную лексику, общественно-политическую лексику, особые слова и словосочетания, устаревшие слова, высокие слова и их стилистическая принадлежность.
Тема 14. Стили речи. Практическое занятие.
Знать внеязыковые приметы каждого стиля. Ведущие стилевые черты, определяющие отбор характерных для стиля языковых средств. Порядок действий при проведении стилистического анализа.
Уметь производить стилистический анализ текстов.
Тема 15. Фразеологизм и его признаки.
Знать отличительные особенности фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизма. Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов. Образность фразеологизмов. Выбор фразеологизмов в речи. Образование фразеологизмов. Источники русских фразеологизмов. Устаревшие и новые фразеологизмы.
Уметь пользоваться фразеологическими словарями и справочниками. Находить фразеологизмы в тексте. Находить типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи. Авторское изменение фразеологизмов..
Тема 16. Итоговая конференция.Обобщение и систематизация изученного.
Раздел 3. «Анализ текста» (17 ч)
В данном разделе ведется активная подготовка к различного уровня олимпиад, конкурсов. Система подготовки участников олимпиад ведется целенаправленно и поэтапно, с учетом подготовки к участию в определенном этапе соревнования используется самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.)
Тема1. Текст как речевое произведение.
Знать Признаки текста и его место в системе языка и речи. Способы и средства связи предложений в тексте. Структуру экзаменационной работы в формате ГИА, критерии оценки выполнения заданий С1, С2.1, С2.2. Изучить инструкции по выполнению экзаменационной работы.
Уметь работа с исходным текстом. Выделять макро– и микротемы. Передавать исходного текста в соответствии с его речевыми особенностями, с соблюдением речевых норм. Уметь определять тему текста , идею , основную мысль текста.
Тема2.Сжатое изложение текста
Знать особенности сжатого изложения. Приём упрощения исходного текста.
Уметь производить отбор существенной информации. Вычленять в тексте основных микротемы. Обобщать содержание исходного текста. Исключать подробности и обобщать однородные явления, сохранять основные микротемы.
Тема3.Практическая работа
Выбор приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы.
Тема4. Практическая работа . Сочинение на лингвистическую тему
Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Обоснованный ответ на поставленный вопрос. Приведение аргументов из текста. Смысловая цельность, структурная связность, композиционные части. Речевое оформление. Последовательность работы. Анализ языковых явлений, доказательство выдвинутого положения, иллюстрация собственных доводов.
Тема 5.Практическая работа
Написание сочинения на лингвистическую тему.
Тема 6. Сочинение-рассуждение по тексту
Понимание смысла фрагмента текста. Гармоничное сочетание анализа и интерпретации текста. Композиция сочинения. Абзацное членение. Смысловая и структурная связность. Точность, богатство и выразительность речи. Цитирование. Последовательность работы. Объем сочинения-рассуждения.
Тема 7. Практическая работа
Написание сочинения-рассуждения по тексту.
Знать типы речи как основные способы отражения действительности: в статике - описание; в динамике – повествование; в причинно- следственных связях — рассуждение
Уметь формулировать проблемы исходного текста. Давать комментарии одной из проблем текста.
Тема 8 . Итоговая зачетная работа. Комплексный анализ текста
Учебно-тематический план занятий по программе
«За страницами учебника русского языка»
№ п/п
Содержание
Кол-во
часов
Виды и формы
работы
Дата проведения
примечание
1
Вводное анкетирование
1
тестирование
05.09.14
презентация
Абсолютная грамотность или секреты русской грамотности.
2
Моя речь-моё достоинство. Лексическое богатство русского языка. Фонетика. Орфоэпия.
1
тестирование
3
Законы русской орфографии. Лексика.
1
тестирование
4
Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
1
тестирование
5
Орфография. Орфограммы в корнях
1
тестирование
6
Правописание приставок. Морфологический принцип орфографии
1
тестирование
7
Орфограммы в суффиксах
1
тестирование
8
Орфограммы в окончаниях
1
тестирование
9
Правописание сложных слов.
1
тестирование
10
Правописание служебных частей речи.
1
тестирование
11
Правописание корней.
1
тестирование
12
Принципы и правила переноса.
1
тестирование
13
Как правильно употреблять слова.
1
тестирование
14
Культура речи. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу
1
тестирование
15
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность
1
тестирование
16
Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Мониторинг качества знаний.
1
тестирование
Раздел 2. Лексическое богатство русского языка
1
Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях.
1
тестирование
2
Выразительность устной и письменной речи. Тропы
1
тестирование
3
Выразительность устной и письменной речи. Тропы
1
тестирование
4
Выразительность устной и письменной речи. Стилистические фигуры.
1
тестирование
5
Практическое занятие.
1
тестирование
6
Омонимы и их употребление. Словари омонимов.
1
тестирование
7
Синонимы. Использование синонимов в речи.
1
тестирование
8
Антонимы. Словари антонимов.
1
тестирование
9
Паронимы и их употребление.
1
тестирование
10
Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова.
1
тестирование
11
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.
1
тестирование
12
Устаревшие слова и неологизмы.
1
тестирование
13
Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях. Заимствованные слова.
1
тестирование
14
Стили речи. Практическое занятие
1
тестирование
15
Стилистически окрашенная лексика
1
тестирование
16
Фразеологизм и его признаки. Происхождение и употребление фразеологизмов в речи. Практикум «Системность фразеологизма русского язык»
1
тестирование
17
Практикум «Системность фразеологизма русского язык». Итог. Мониторинг качества знаний.
1
тестирование
Раздел 3. «Анализ текста».
1
Вводное занятие. Текст как речевое произведение. Цель и задачи курса. Тема, идея, основная мысль текста.
1
тестирование
2
Сжатое изложение текста . Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение
1
тестирование
3
Сжатое изложение текста. Сочетание исключения и обобщения .
1
тестирование
4
Сжатое изложение текста. Создание собственного текста.
1
тестирование
5
Сжатое изложение текста. Сочинение на лингвистическую тему.
1
тестирование
6
Работа с текстом.
1
тестирование
7
Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему.
1
Подбор аргументов
8
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
1
тестирование
9
Практическое задание
1
тестирование
10
Предупреждение речевых ошибок, их классификация
1
тестирование
11
Виды грамматических и лексических ошибок
1
тестирование
12
Написание сочинения-рассуждения
1
тестирование
13
Написание сочинения-рассуждения
1
тестирование
14
Итоговая контрольная работа.
1
тестирование
15
Итоговая контрольная работа.
1
тестирование
16
Мониторинг качества знаний.
1
тестирование
17
Итог
1
тестирование
Требования к уровню подготовки учащихся .
По мере школьники должны активно участвовать в различных конкурсах: районных, городских, областных, межрегиональных, международных, всероссийских, способствующее позиционированию ОУ
Оканчивая данный курс, учащиеся должны знать
узнавать изученные явления языка среди других явлений;
определять признаки изученных явлений;
классифицировать изученные языковые явления;
обобщать и систематизировать изученные языковые явления по тем или иным признакам;
находить изучаемые и изученные орфограммы и пунктограммы;
соблюдать изученные нормы литературного языка;
создавать тексты разных стилей и типов речи.
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Прогнозируемые результаты:
совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
призовые места или дипломы.
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
развитие творческого и логического мышления учащихся;
Банк одаренных детей
№
Фамилия, имя
класс
Способности
1
Михалева Анна
5
По уровню: высокие;
По личностной сфере: умственные;
По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)
2
Щегорева Виктория
5
По уровню: средние;
По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира);
По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)
3
Лукьянова Дарья
5
По уровню: высокие;
По личностной сфере: умственные;
По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)
4
Хорохорина Альбина
7
По уровню: высокие;
По личностной сфере: умственные;
По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)
5
Минин Андрей
7
По уровню: средние;
По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира);
По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)
6.
Андриянова Анжела
7
По уровню: средние;
По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира); умственные.
По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)
8
Есина Альбина
7
По уровню: средние;
По личностной сфере: умственные; исполнительские
По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание
9
Митенкова Екатерина
8
По уровню: высокие;
По личностной сфере: академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские
По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные)
11
Вишнякова Аделина
8
По уровню: высокие;
По личностной сфере: умственные;
По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)
Организация работы с одаренными детьми
№
Направление работы
Время проведения
1
Организация и проведение Интеллектуального марафона по русскому языку и литературе
2
Неделя русского языка и литературы
Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности
начало сентября 2013 педагог-психолог
Карта одаренности на каждого ребенка
3
Неделя детской книги
ежегодно
4
Исследовательская деятельность:
2014 год
Организация участия одаренных детей во Всероссийской предметной олимпиаде школьников на различных уровнях
Участие детей в мероприятии – не менее 9 %
Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конк
сертификаты участников, дипломы
Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернета
Участие в работе НОУ
4)Социально-значимый проект «Золотая книжная полка»
)
5)Информационно-творческий проект «Игры и забавы моих сверстников» (по прочитанным книгам
6
Исследовательская деятельность в рамках деятельности кружка «Журналистик
7-9
В течение года
7
Участие в олимпиадах и районных конкурсах
5-9
В течение года
8
Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет он-лайн
7-9
Согласно расписанию
9
Дополнительные занятия с одаренными детьми с различными интерактивными тренажерами в классе
5-9
Согласно расписанию
10
Поисково-краеведческая работа кружка «Юный краевед»
5-9
Четверг, 14.00
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся
Форма
Задачи
Ученическая конференция
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры учащихся.
Предметная неделя (декада)
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.
Научное общество учащихся
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Кружковая деятельность
Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе.
Литература и средства обучения
Для учителя:
1. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000.
2. Холер, К. Диагностика и развитие одаренности детей и подростков. – М., 1998.
3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.
4. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии № 6, 1980.
5. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.
6. Рабочая концепция одаренности. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
7. Дьяконов, В. П. Справочник по расчетам на микрокалькуляторах. – М.: Наука. Физматлит., 1989. – 464 с.
8. Дьяконов, В. П. Справочник по алгоритмам и программам на языке Бейсик для персональных ЭВМ. – М.: Наука. Физматлит., 1987. – 240 с.
9. Карпов, И. И., Назаров, Т. Ю. Инженерные расчеты на персональных компьютерах. – М.: НЦ «Менатехник», 1991. – 42 с.
10. Дьяконов, В. П. Автоматизация математических расчетов с помощью системы MathCAD. Мир ПК. – № 8, 1991. – 43 с.
11. Дьяконов, В. П. Руководство по применению системы MathCAD. – Смоленск: СФМЭИ. 1991. – 114 с.
12. Лозинский, Л. Д. Рутковская, А. Ю. Работа с пакетом Derive. – М.: Академия нефти и газа им. И. М. Губкина. – 1992. – 84 с.
13. Дэвенпорт, Дж., Сирэ, И., Турнье, Э. Компьютерная алгебра. Системы и алгоритмы алгебраических вычислений. – М.: Мир. – 1991. – 352 с.
14. Гантмахер, Ф. Теория матриц. – М.: Наука. Физматлит. – 1988. – 552 с.
15. Справочник по специальным функциям с формулами, графиками и математическими таблицами / под ред М. Абрамовица.
16. Пидкасистый, П. И., Чудновский, В. Э. Программа. Психолого-педагогические одаренности учащихся.
17. Психология одаренности детей подростков / под ред. Н. С. Лейтеса.
18. Одаренные дети / под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого.
19. Доровский, А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся.
20. Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.
21. Махмутов, М. И. Проблемное обучение.
22. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности.
23. Гильбух, Ю. З. Внимание: одаренные дети.
24. Савенков, А. И. Одаренные дети: методики диагностики и стратегии обучения.
25. Глотова, Г. А. Творчески одаренная личность.
26. Кэрол, Тэкэкс. Счастливые родители одаренных детей. Одаренность: выявление и развитие.
27. Ефимов, В. С., Лаптева, А. В. и др. Возможные миры, или Создание практики творческого мышления.
28. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Веребум–М, 2001. – 48 с.
29. Мяэотс, О. Н. Уроки информационной грамотности в школе: методические рекомендации / О. Н. Мяэотс. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первое сентября», серия «Библиотека в школе»).
30. Степанов, М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпицыной. – Спб: КАРО, 2005. – 80 с.
Список рекомендуемой литературы для учащихся
1. Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить: кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1990.
2. Комаров, В. Н. Путь к тайне. Беседа со старшеклассниками. – М., 1990.