открытый урок по информатике на тему "Поиск информации в Интернете"
Открытый урок по информатике на тему "Поиск информации в Интернете"
информатика и ИКТ
23
Ключевые слова: информатика, открытый урок, конспект, презентация, поиск информации, Интернет, компьютерная сеть, поисковая система, поисковый сервер, язык запросов.
Цель урока:
формирование навыков поиска информации в сети Интернет;
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, привитие навыков групповой работы, сотрудничества;
развитие логического мышления, познавательных интересов, памяти, умений грамотно излагать свои мысли, делать выводы.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: доска, компьютеры с выходом в Интернет, медиапроектор.
План урока:
Организационный момент (1 мин).
Актуализация знаний (5 мин).
Изложение нового материала (12 мин).
Практическая работа (16 мин).
Домашнее задание (1 мин).
Итог урока (4 мин).
Ход урока:
Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Поиск информации в Интернете». Сегодня на уроке мы познакомимся с поисковыми системами, со способами поиска информации в Интернете и будем учиться эффективно искать нужную для нас информацию.
Актуализация знаний.
Тогда для повторения домашнего задания и изученного ранее разделимся сейчас на 2 команды. Эти определения пригодятся вам при изучении новой темы сегодня. Даю задание. Сейчас каждая команда будет отвечать на вопросы: один из команды будет задавать вопрос, а в команде напротив должны быстро найти ответ на данный вопрос и громко и чётко прочитать, не перебивая друг друга. Тот, кто прочитал ответ, имеет возможность задать вопрос команде напротив. Студенты задают по 5 вопросов из каждой части (приложение 1).
Изложение нового материала.
Говорят, что в Интернете есть всё. Сеть Интернет растёт очень быстрыми темпами, поэтому найти нужную информацию среди огромного количества Web-страниц становится всё сложнее. Поэтому особенно актуально правильно и грамотно научиться, казалось бы, простой вещи – где и как искать, чтобы получать желаемые ответы. В итоге поиск информации в Интернете можно считать одной из самых трудных задач.
Что включает в себя “Профессиональный поиск в Интернете”? – ответы на вопросы – Как? (искать) Что? (искать) Где? (искать).
Давайте начнем с простого: ГДЕ?
Реальными носителями информации о ресурсах, которыми располагает Сеть, являются поисковые машины (автоматические индексы) и каталоги. Поисковые машины: (spiders, crawlers) постоянно исследуют Сеть с целью пополнения своих баз данных документов. Обычно это не требует никаких усилий со стороны человека. Примером может быть поисковая система Altavista.
Действие поисковых машин заключается в постоянном последовательном исследовании всех узлов Интернет, доступных данной системе поиска, со всеми их связями и ответвлениями.
Каталоги: в отличие от поисковых машин в каталог информация заносится по инициативе человека. Добавляемая страница должна быть жестко привязана к принятым в каталоге категориям. Примером каталога может служить Yahoo.
Конструкция страниц значения не имеет.
Каталоги являются справочниками, содержащими списки адресов Интернет, сгруппированные по определенным признакам. Как правило, они объединяются по тематике (наука, искусство, новости и т.д.), где каждая тема разветвляется на несколько подуровней.
Второй вопрос: ЧТО?
Процедура поиска – ещё один важный элемент профессионализма. Остановимся на нескольких важных моментах, связанных с планированием и первыми шагами поисковой процедуры.
Начинать обычно приходится со всестороннего лексического анализа информации, подлежащей поиску: подробного и грамотного описания исследуемого вопроса, максимально широкого набора ключевых слов в виде отдельных терминов, словосочетаний, профессиональной лексики и клише, фамилий, тесно связанных c проблемой.
Третий, но не маловажный, вопрос: КАК?
Простой запрос из одного слова
Если в запросе задано слово с большой буквы, будут найдены только слова в таком написании, а если с маленькой – оба варианта. К примеру, запрос в форме слова "Козлов" позволит ограничиться ссылками на фамилию, отсекая упоминания о соответствующих животных, за исключением их использования с большой буквы – например, в начале предложения.
Простой запрос из множества слов
Яndex позволяет использовать в качестве запроса строку до 250 символов. Для введения простого запроса нужно набрать в строке запроса ключевые слова, разделённые пробелом. Простой запрос подразумевает, что слова связаны логическим оператором ИЛИ, т.е. машина ищет документы, в которых упоминается хотя бы одно из этих слов, и на выходе их ранжирует по количеству найденных слов, их весу, частотным характеристикам, близости в тексте и другим параметрам. Учитывается морфология всех терминов простого запроса.
Поиск без учёта морфологии
Чтобы зафиксировать словоформу без рассмотрения машиной её морфологических вариаций в строке запроса перед термином ставится знак "!".
Поиск с оператором И
В строгом варианте запроса используются операторы, логические выражения, специальные функции. Оператор ИЛИ в строгом запросе обозначается запятой. Оператор И (&) означает, что текст должен содержать все термины или логические выражения, соединённые данным оператором. В языке запросов Яndex один значок оператора означает его действие в пределах абзаца, а два подряд – в пределах всего текста.
Можно разделить все информационно-поисковые системы на три вида:
Поисковые указатели: использование индексных списков. Индексные списки создаются автоматически.
Рейтинговые системы организованы проще, чем поисковые каталоги. Принцип работы заключается в том, что на основной странице сервера выкладывается список наиболее важных тем, внутри каждой из которых организуется список тематических разделов.
У вас на столах лежат конверты. Откройте их и обсудите командами в течение 2 минут: какие из сайтов относятся к каждому из видов. Один представитель команды выходит к доске и вывешивает результаты обсуждения. Один человек от команды комментирует выбор. (После того, как 2 команды вывесили все результаты на доске, учитель демонстрирует слайды и комментирует решение учащихся).
Преподаватель: Отлично, сейчас мы с вами изучили виды поисковых систем, и чтобы закрепить наши навыки в поиске информации, я предлагаю следующие задания. (На доске демонстрируются условия задания и пример решения такого задания).
5. Применение полученных знаний при выполнении индивидуальных заданий.
Всем ученикам предлагается попробовать найти недостающие слова из отрывков стихотворений. Применение простого поиска. Ученики получают индивидуальную карточку, в которой пропущено слово. Они вносят в поисковую систему текст и находят пропущенное слово. Вписывают в карточку и сдают обратно учителю (приложение 2). Учитель проверяет и выставляет баллы. За время выполнения задания сменяет на доске ответы учащихся.
Ученикам предлагается сформулировать, какими видами поиска они занимались в первых двух играх. Повторяются определения, вывешенные на доске. Один человек от команды вносит изменения.
Ученики в парах ищут ответы на перекрёстные темы. Разделив таблицу пополам, ученики находят ответы на поставленные задачи в виде ключевого слова, которое записывают на карточку и сдают учителю (приложение 2). На доске остаётся одно задание-пример, которое объяснял учитель.
Подводим итог выполнения заданий, оглашая результаты и вспоминая ключевые понятия урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Министерства образования и науки Республики Казахстан
Открытый урок по информатике на тему: «Поиск информации в Интернете»
Провел преподаватель: Шубин А.А.
Петровка, 2014 г
Разработка урока
План-конспект урока по информатике
Преподаватель Информатики Петровского аграрно – технического колледжа Шубин А.А.
Тема: «Поиск информации в Интернете»
Предмет: информатика и ИКТ
Группа: 23
Ключевые слова: информатика, открытый урок, конспект, презентация, поиск информации, Интернет, компьютерная сеть, поисковая система, поисковый сервер, язык запросов.
Цель урока:
формирование навыков поиска информации в сети Интернет;
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, привитие навыков групповой работы, сотрудничества;
развитие логического мышления, познавательных интересов, памяти, умений грамотно излагать свои мысли, делать выводы.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: доска, компьютеры с выходом в Интернет, медиапроектор.
План урока:
Организационный момент (1 мин).
Актуализация знаний (5 мин).
Изложение нового материала (12 мин).
Практическая работа (16 мин).
Домашнее задание (1 мин).
Итог урока (4 мин).
Ход урока:
Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Поиск информации в Интернете». Сегодня на уроке мы познакомимся с поисковыми системами, со способами поиска информации в Интернете и будем учиться эффективно искать нужную для нас информацию.
Актуализация знаний.
Тогда для повторения домашнего задания и изученного ранее разделимся сейчас на 2 команды. Эти определения пригодятся вам при изучении новой темы сегодня. Даю задание. Сейчас каждая команда будет отвечать на вопросы: один из команды будет задавать вопрос, а в команде напротив должны быстро найти ответ на данный вопрос и громко и чётко прочитать, не перебивая друг друга. Тот, кто прочитал ответ, имеет возможность задать вопрос команде напротив. Студенты задают по 5 вопросов из каждой части (приложение 1).
Изложение нового материала.
Говорят, что в Интернете есть всё. Сеть Интернет растёт очень быстрыми темпами, поэтому найти нужную информацию среди огромного количества Web-страниц становится всё сложнее. Поэтому особенно актуально правильно и грамотно научиться, казалось бы, простой вещи – где и как искать, чтобы получать желаемые ответы. В итоге поиск информации в Интернете можно считать одной из самых трудных задач.
Что включает в себя “Профессиональный поиск в Интернете”? – ответы на вопросы – Как? (искать) Что? (искать) Где? (искать).
Давайте начнем с простого: ГДЕ?
Реальными носителями информации о ресурсах, которыми располагает Сеть, являются поисковые машины (автоматические индексы) и каталоги. Поисковые машины: (spiders, crawlers) постоянно исследуют Сеть с целью пополнения своих баз данных документов. Обычно это не требует никаких усилий со стороны человека. Примером может быть поисковая система Altavista.
Действие поисковых машин заключается в постоянном последовательном исследовании всех узлов Интернет, доступных данной системе поиска, со всеми их связями и ответвлениями.
Каталоги: в отличие от поисковых машин в каталог информация заносится по инициативе человека. Добавляемая страница должна быть жестко привязана к принятым в каталоге категориям. Примером каталога может служить Yahoo.
Конструкция страниц значения не имеет.
Каталоги являются справочниками, содержащими списки адресов Интернет, сгруппированные по определенным признакам. Как правило, они объединяются по тематике (наука, искусство, новости и т.д.), где каждая тема разветвляется на несколько подуровней.
Второй вопрос: ЧТО?
Процедура поиска – ещё один важный элемент профессионализма. Остановимся на нескольких важных моментах, связанных с планированием и первыми шагами поисковой процедуры.
Начинать обычно приходится со всестороннего лексического анализа информации, подлежащей поиску: подробного и грамотного описания исследуемого вопроса, максимально широкого набора ключевых слов в виде отдельных терминов, словосочетаний, профессиональной лексики и клише, фамилий, тесно связанных c проблемой.
Третий, но не маловажный, вопрос: КАК?
Простой запрос из одного слова
Если в запросе задано слово с большой буквы, будут найдены только слова в таком написании, а если с маленькой – оба варианта. К примеру, запрос в форме слова "Козлов" позволит ограничиться ссылками на фамилию, отсекая упоминания о соответствующих животных, за исключением их использования с большой буквы – например, в начале предложения.
Простой запрос из множества слов
Яndex позволяет использовать в качестве запроса строку до 250 символов. Для введения простого запроса нужно набрать в строке запроса ключевые слова, разделённые пробелом. Простой запрос подразумевает, что слова связаны логическим оператором ИЛИ, т.е. машина ищет документы, в которых упоминается хотя бы одно из этих слов, и на выходе их ранжирует по количеству найденных слов, их весу, частотным характеристикам, близости в тексте и другим параметрам. Учитывается морфология всех терминов простого запроса.
Поиск без учёта морфологии
Чтобы зафиксировать словоформу без рассмотрения машиной её морфологических вариаций в строке запроса перед термином ставится знак "!".
Поиск с оператором И
В строгом варианте запроса используются операторы, логические выражения, специальные функции. Оператор ИЛИ в строгом запросе обозначается запятой. Оператор И (&) означает, что текст должен содержать все термины или логические выражения, соединённые данным оператором. В языке запросов Яndex один значок оператора означает его действие в пределах абзаца, а два подряд – в пределах всего текста.
Можно разделить все информационно-поисковые системы на три вида:
Поисковые указатели: использование индексных списков. Индексные списки создаются автоматически.
Рейтинговые системы организованы проще, чем поисковые каталоги. Принцип работы заключается в том, что на основной странице сервера выкладывается список наиболее важных тем, внутри каждой из которых организуется список тематических разделов.
У вас на столах лежат конверты. Откройте их и обсудите командами в течение 2 минут: какие из сайтов относятся к каждому из видов. Один представитель команды выходит к доске и вывешивает результаты обсуждения. Один человек от команды комментирует выбор. (После того, как 2 команды вывесили все результаты на доске, учитель демонстрирует слайды и комментирует решение учащихся).
Преподаватель: Отлично, сейчас мы с вами изучили виды поисковых систем, и чтобы закрепить наши навыки в поиске информации, я предлагаю следующие задания. (На доске демонстрируются условия задания и пример решения такого задания).
5. Применение полученных знаний при выполнении индивидуальных заданий.
Всем ученикам предлагается попробовать найти недостающие слова из отрывков стихотворений. Применение простого поиска. Ученики получают индивидуальную карточку, в которой пропущено слово. Они вносят в поисковую систему текст и находят пропущенное слово. Вписывают в карточку и сдают обратно учителю (приложение 2). Учитель проверяет и выставляет баллы. За время выполнения задания сменяет на доске ответы учащихся.
Ученикам предлагается сформулировать, какими видами поиска они занимались в первых двух играх. Повторяются определения, вывешенные на доске. Один человек от команды вносит изменения.
Ученики в парах ищут ответы на перекрёстные темы. Разделив таблицу пополам, ученики находят ответы на поставленные задачи в виде ключевого слова, которое записывают на карточку и сдают учителю (приложение 2). На доске остаётся одно задание-пример, которое объяснял учитель.
Подводим итог выполнения заданий, оглашая результаты и вспоминая ключевые понятия урока.
6. Подведение итогов урока.
Преподаватель показывает задание А15 из заданий НОК по профильной специальности, учащиеся самостоятельно находят решение и ответ на это задание.
Преподаватель объявляет оценки учащимся, комментирует при этом ошибки и недочёты учащихся, выделяет особенно удачные ответы, оценивает как работу группы в целом, так и работу отдельных учащихся. Объясняет домашнее задание. Дома учащиеся продолжат поиск. Учащиеся найдут пропущенные слова, меры измерения величин и напишут творческий ответ о происхождении названия географического объекта (приложение).
Учитывая, что необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися были созданы на уроке, учащимся предлагается придумать занимательные вопросы в качестве заданий для поиска своим одногруппникам и попытаться найти ответы на них в Интернете (если позволяют условия).
Преподаватель: Как вы оцениваете свои успехи в игре? Помог ли вам новый материал по теме? Что для вас самое трудное в процедуре поиска? Какие советы вы можете дать своим друзьям на своём опыте?
Самоанализ урока
1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
Это 2 по счету урок новой главы "Информация и ее свойства". Данная тема является своего рода переходной темой от поиска информации к системам базы данных. Изучение данной темы в дальнейшем способствует лучшему пониманию структуры базы данных и работы над базой данных. Специфика урока, на мой взгляд, заключается в том, что я не просто рассказал данную тему и мы вместе по решали задачи, а в том, что эти задачи были направлены на выработку у учащихся навыков по решению типовых заданий по ЕГЭ.
2. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании урока?
Прежде, всего это активность учащихся. В 93 классе очень активные дети. Они любознательные, им интересно получать новую порцию информации, очень общительные. Поэтому, чтобы им не было скучно, я разработал интересные задания, в том числе и в разных программных средах. При выполнении практических заданий, приходилось строго контролировать ход выполнения заданий, что говорит о их слабой организованности.
3. Какие конкретные дидактические задачи решаете на урока:
· общеобразовательные: дать понятия "Информационного запроса", "Поисковой системы", "Адресного поиска", "Семантического поиска", "Фактографического поиска"; научить учащихся поиску информации в глобальной сети Интернет.
· развивающие: развитие у учащихся умения ориентироваться в логических уровнях организации информации; развитие мышления (умение сравнивать, обобщать, классифицировать); развитие познавательного интереса у учащихся.
· компетентностные: развитие умения у учеников грамотно и вежливо общаться с учителем.
Главными задачами, на мой взгляд, были общеобразовательными, так как на первом месте стоят знания, а потом уже воспитательные и развивающие цели.
4. Почему выбранная структура урока подходит для решения этих задач?
Структура урока, мне кажется, выбрана удачно. В начале урока была актуализация знаний, затем изложение новой темы, и в заключительная часть урока были решены задачи, которые способствовали закреплению ранее изученного на этом уроке учебного материала. Домашнее задание было подобрано специальным образом, чтобы ученики дома еще поработали над данной темой, а именно потренировались находить ту или иную информацию в интернете. Тем самым ученики в полной мере усвоили учебный материал.
5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему?
В началу урока перед учениками была четко поставлены цель и задачи урока. Главный акцент делает на обучение учащихся искать разную информацию в Интернете различными способами. Также акцент делается на отработку навыков решения типовых задач по данной теме в ЕГЭ.
6. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия основного материала?
Для раскрытия основного учебного материала использовался объяснительно-иллюстративный метод с помощью презентации "Поиск информации в Интернете", сделанной в PowerPoint, использовался метод проблемного изложения материала при решении практических заданий. Также использовался фронтальный опрос, на этапе актуализации знаний. Что позволило выяснить уровень знаний по данной теме, так как поиск информации в Интернете не является новой темой, в том плане, что каждый ученик уже владеет некоторыми базовыми способами поиска информации в Интернете.
7. Какое сочетание организационных форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему?
В начале урока использовалась фронтальная работа, методом опроса учащихся. Данная форма была выбрана с целью узнать начальный уровень знаний по новой теме и актуализацию ранее изученного учебного материала. Затем была выбрана форма выполнения практических задач со всем классом.
8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков, формирования (развития) УУД, компетенций?
На протяжении выполнения практических заданий осуществлялся контроль учеников, как работающий у доски, так и работающих на местах. Благодаря хорошо подобранным задачам у учеников развивалось мышление, способность анализировать информацию.
9. Как использовался на занятии инструментарий кабинета информатики?
На протяжении, практического всего, урока активно использовалась компьютерная техника, такая как персональный компьютер, проектор. Этап объяснения нового материала сопровождался презентацией "Поиск информации в Интернете", сделанной в PowerPoint. Затем на этапе закрепления учебного материала, была осуществлена работа учащихся у доски. По времени это заняло от начала урока до конца.
10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего урока?
Прежде всего, это разновидность учебной деятельности учащихся, а именно сначала была актуализация знаний, которая осуществлялась методом фронтального опроса. Затем, на этапе усвоения новых знаний учащиеся прослушали и зафиксировали себе в тетради конспект урока. Далее, было выполнение практических заданий, ученики, кто выходил к доске решать задачу, а кто сидя на своем рабочем месте, решал задания.
11. За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера и в чем конкретно проявилась культура Вашего общения с классом?
На мой взгляд, на уроке поддерживалась благоприятная психологическая атмосфера благодаря моей доброжелательности к учащимся и моей внимательностью к ним. Культура общения проявлялась в грамотной речи и умению слушать учащихся. Мне кажется у меня получилось найти подход к ученикам, и тем самым наладить дисциплинированность в классе.
12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
Рациональное использование времени было обеспечено за счет хорошо проработанного хода урока по плану, его методическим и дидактическим содержанием. Избыточности информации, на мой взгляд, не было, все было в меру хорошо проработано.
13. Какие непредвиденные ситуации Вы можете прогнозировать?
К сожалению, на этом уроке действительно произошла непредвиденная ситуация: ученикам необходимо было по очереди фотографироваться на выпускной альбом. Но я не растерялся и нашел выход из данного положения: сначала по очереди (мальчики, девочки) усвоили новые знания, а затем все вмести решали практические задания. В результате, конечно, пришлось некоторые менее важные аспекты в изложении нового материала опустить и дать им на самостоятельное изучение, с последующей проверкой.
14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные дидактические задачи?
Все что было запланировано на урок было выполнено. И даже непредвиденные ситуации не смогли помешать твердому усвоению учащимися учебного материала.