- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Маргарита Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Улыбнитесь друг другу, и начинаем урок с хорошим настроением. - Как сказал один известный писатель: "Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых". Слайд 1 -Как вы понимаете смысл этой фразы? -Давайте будем стремиться быть культурными людьми, понимать книги, вникать в смысл художественного слова и делиться друг с другом своими впечатлениями, эмоциями, размышлениями. | Приветствуют учителя. Размышляют. Рассуждают. |
Проверка домашнего задания. - Из каких строк рассказа можно узнать о Ваниной бабушке? Опиши её. Речевая разминка. -Прочитайте отрывок из стихотворения А Шибаева. Всему название дано – И зверю и предмету. Вещей вокруг полным-полно. А безымянных нету! И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами,– И всё, что в памяти у нас,– Означено словами. Они слышны и здесь и там, На улице и дома: Одно – давно привычно нам, Другое – незнакомо… Слайд 2 -Как бы вы озаглавили это стихотворение? -Автор его назвал «Слова, слова, слова». -Как вы понимаете слово «безымянных»? -Прочитайте стихотворение с ускорением, с замедлением, весело, выразительно. - Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. 1) И старость не страшна, коли молодые помогут. 2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой. 3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь. Слайд 3. | Отвечают на вопрос. Описывают бабушку. Читают отрывок из стихотворения А. Шибаева. Озаглавливают стихотворение. -Без имени, без названия. Читают стихотворение с ускорением, с замедлением, весело, выразительно. Читают пословицы и поговорки. Объясняют и смысл. |
Беседа. -Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над названием каких-либо предметов? А об их назначении в жизни? Приведите примеры. -Сегодня мы познакомимся с рассказом Андрея Платоновича Платонова «Цветок на земле». Как вы понимаете название? -Предположите, о чем рассказ? Подготовительная работа перед чтением. Чтение по слогам. про-сы-па-ет-ся рав-но-душ-но де-ре-вян-но-го жал-конь-кий под-ка-ра-у-лить не-по-нят-ли-вый Слайд 4 Работа со значениями слов. Уморились – устали. Нынче – сегодня. Глаза смежать – закрывать. Осерчал – рассердился. Слайд 5 Знакомство с жизнью и творчеством А.П. Платонова Андрей Платонович Платонов. Настоящая фамилия Климентов. Родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, города Воронежа. Слайд 6 Его отец был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище. Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу. Платонов унаследовал от отца любовь к технике и “потной работе”, преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека - рукодельца, от матери, “дочери часового мастера”, глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения. Слайд 7 С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д. Слайд 8 С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве. Слайд 9 ФИЗМИНУТКА Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно и сильнее. По коленочкам ударим Тише, тише, тише. Наши ручки, поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись И остановились. Чтение текста. -Откройте учебник на странице 129 и прочитайте рассказ. -Понравился ли вам рассказ? Чем? -Расскажите о своих бабушках и дедушка. Какие они? | Отвечают на вопросы. Приводят примеры. Объясняют название текста. Предполагают содержание текста. Слушают сообщение о писателе. Выполняют физминутку. Открывают учебник. Читают рассказ А.П.Платонова «Цветок на земле». Высказывают мнение. Рассказывают о своих бабушках и дедушках. |
Выборочное чтение по вопросам. - Почему Афоне стало «скучно жить на свете»? Прочитайте. - Какие вопросы задавал внук дедушке в первом диалоге? Прочитайте. - Сколько лет деду Титу? Докажите. - Зачем Афоня остановил часы? - Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»? -Прочитайте диалог по ролям. |
Ищут ответ на вопрос в тексте. Читают.
Ищут ответ на вопрос в тексте. Читают.
Ищут ответ на вопрос в тексте. Читают. -Они баюкали деда. -Без интереса.
Читают диалог по ролям. |
- Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… Слайд 10 Домашнее задание: прочитать рассказ – с. 129 – 135. Подумать, какой цветок увидели дед с внуком, и нарисовать его. Слайд 11 | Продолжают предложения. Записывают домашнее задание. |