kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «А. Платонов «Цветок на земле»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. Платонов «Цветок на земле»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения по теме «А. Платонов «Цветок на земле»»»

Уроки 111, 112. А. Платонов «Цветок на земле»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писате­ля; воспитывать уважение к пожилым людям; учить детей анали­зировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание раздела; читать вслух с постепенным перехо­дом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправ­ляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.

Оборудование: выставка книг и портрет А.П. Платонова; маг­нитная азбука, рабочие тетради.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Синквейн и рассказ о бабушке, составленный учащимися по рассказам Б. Шергина.

III. Речевая разминка

— Прочитайте отрывок из стихотворения А. Шибаева.

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных — нету!

И все, что может видеть глаз —

Над нами и под нами, —

И все, что в памяти у нас, —

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно — давно привычно нам,

Другое — незнакомо...

— Как бы вы озаглавили это стихотворение? (У автора оно называется «Слова, слова, слова».)

— Как понимать слово «безымянных»? (Без имен, без названия.)

— Прочитайте с ускорением (еще: с замедлением, с грустью, сердито, весело, выразительно).

IV. Актуализация знаний. Введение в тему

1. Беседа

— Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над названием ка­ких-нибудь предметов? А об их назначении в жизни? При­ведите примеры.

— Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова «Цветок на земле». Как вы понимаете название? О чем рас­сказ? (Предположения детей о содержании текста.)

2. Подготовительная работа перед чтением

(Чтение по слогам.)

про-сы-па-ет-ся

рав-но-душ-но

де-ре-вян-но-го

жал-конь-кий

под-ка-ра-у-лить

не-по-нят-ли-вый

(Работа со значениями слов.)

Уморились — устали.

Нынче — сегодня.

Глаза смежать — закрывать.

Осерчал — рассердился.

Русская печь — большая квадратная кирпичная печь с широ­ким полукруглым жерлом и верхней лежанкой.

V. Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

VI. Работа по теме урока

1. Чтение текста учителем и учащимися

— Понравился ли вам рассказ? Чем?

— Автор называет Афоню добрым внуком. А вы как считаете?

— Расскажите о своих бабушке или дедушке. Какие они? (Рас­сказы детей.)

2. Знакомство с биографией писателя

Андреи Платонович Платонов (1899—1951) к своим литературным произведениям относился чрезвычайно требовательно и взыскательно: «Искусство — дело не менее серьезное, чем жизнь, — но кто живет в виде попытки? Если жизнь не удастся, ее невозможно исправить, прожив за­ново, вторично. Книги тоже следует писать — каждую как единственную, не оставляя надежды в читателе, что новую, будущую книгу автор напи­шет лучше». Поэтому герои всех его произведений живут «по-настоя­щему», «набело».

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Ребята, как вы поняли, о чем этот рассказ?

Домашнее задание

Прочитать рассказ еще раз. Подумать, какой цветок увидели дед с внуком, и нарисовать его.




Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.

• До шестнадцати лет кровь греет, до семидесяти — шуба, а даль­ше-то уж и не знаю что.

• И старость не страшна, коли молодые помогут.

• Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

• Не обижай малого, уважай старого — сам в почете будешь.

— Прочитайте пословицы и поговорки выразительно и без ошибок.

III. Работа по теме урока

1. Выборочное чтение

— Почему Афоне стало «скучно жить на свете»?

— На прошлом уроке вы сказали, что Афоня очень хорошо относился к деду. Прочитайте отрывки об этом.

— Прочитайте выразительно диалог Афонии и деда на с. 131.

— Какие вопросы вы задаете взрослым, о чем хотите узнать?

— О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда? Прочитайте эпизоды, в которых дед рассказывает о цветке маленькому внуку.

2. Характеристика героя

— Давайте составим характеристику Афони. Вспомните план характеристики героя.

План характеристики героя

1. Имя героя, его место жительства.

2. Действия и поступки, совершаемые героем.

3. Внешность и характер героя.

4. Отношение автора к герою.

5. Ваше отношение к герою.

— С чего начнем? {Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Его папа был на войне.)

— В какой части рассказа мы найдем больше всего сведений о поступках Афони? Перечислите его поступки.

— Что можете сказать о внешности мальчика?

— А каким вы его себе представляете?

— Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не придавал значения их внешности?

— Что вы можете сказать о характере Афони? (Мальчик добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, настойчивый, любознательный.)

— Как вы считаете, как относился автор к герою? (С симпати­ей, называл его «маленький Афоня», «добрый внук».)

— Выскажите словесно свое отношение к герою рассказа.

3. Проверка домашнего задания

— Покажите, какой цветок вы нарисовали. Как вы его пред­ставляете?

(Дети показывают иллюстрации и рассказывают, что они изо­бразили.)

— Почему у вас получились такие разные цветы?

— Как вы думаете, почему автор не дал точного описания цветка? (Он считал главным не его внешний вид, а то, что он делает: из праха делает жизнь.)

— Объясните, как вы понимаете смысл таких слов: «Дед... по­гладил головку внука и посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле». О чем подумал дед?

IV. Физкультминутка

Влез кулик молодой

На колоду — бултых в воду.

Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох.

Влез на колоду и снова в воду.

Совсем кулик головой поник.

Вспомнил кулик молодой,

Что у него крылья за спиной,

И полетел.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Деление текста на части

(Работа в парах.)

— Сейчас просмотрите текст глазками еще раз и разделите его на части. Подумайте, как озаглавить каждую часть.

— Итак, что же у вас получилось? Посмотрите на план, дан­ный на доске, восстановите его.

(Дети читают части текста, обсуждают заголовки, восстанав­ливают порядок пунктов плана.)

План

1. Скучно Афоне жить на свете.

2. Дед Тит.

3. Опять скучно жить на свете.

4. Проснулся ненадолго.

5. На печи рядом с дедом.

6. Пошли гулять.

7. Цветок — труженик, он из смерти работает жизнь...

8. Гребешок для деда.

2. Краткий пересказ текста

— У нас получился подробный план. Подумайте и составьте краткий пересказ текста. Как бы вы его рассказали тем, кто еще его не читал?

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

- Что произошло с мальчиком, что он так изменился за не­сколько мгновений? (Он узнал от деда удивительное чудо, главное дело.)

— Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот — самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее.)

Домашнее задание

Перечитать рассказ Л. Толстого «Филипок», который читали во втором классе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Радюхина Виктория Дмитриевна

Дата: 03.03.2025

Номер свидетельства: 666068


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства