Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ №3 г.Дигоры Гибизова Л.П.
Урок внеклассного чтения
5 класс
Сказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок»
Цели урока:
1. Подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему миру.
2. Познакомить учащихся со способами выражения авторского отношения к персонажу произведения.
3. Совершенствовать навыки чтения и умения работать с текстом художественного произведения.
4. Воспитывать у детей чувство любви к природе.
Оборудование урока:
1. Портрет писателя.
2. Раздаточный материал с заданиями.
3. Выставка рисунков и поделок по произведениям А.Платонова.
4. Презентация книг писателя.
Эпиграф к уроку: «Жить – значит действовать». А.Франс.
1. Слово учителя.
Вы, наверное, согласитесь со мной, что совершать открытия – увлекательнейшее занятие. Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий: островов, звезд, новых видов растений и т.д. Сколько уже открыто на Земле?! Порой кажется, что на долю современного человека ничего не осталось.
- А как вы думаете, делали ли вы какие-нибудь открытия, даже самые маленькие?
Оказывается, даже сейчас каждый человек, если очень постарается, может совершать открытия, очень важные для него самого и для окружающих его людей. Именно об этом написал замечательную сказку А.Платонов и назвал ее «Неизвестный цветок». Послушайте ее внимательно и подумайте, о каком открытии в ней идет речь.
2. Чтение сказки учителем.
3. Аналитическая работа по тексту.
- Вспомните, какой вопрос был задан вам перед чтением сказки и ответьте на него, выбрав один из вариантов ответов. Обозначьте выбранный ответ. Если вы не согласны ни с одним из предложенных вариантов, то запишите свой вариант ответа.
(учащимся заранее раздается приготовленный материал с вопросами и вариантами ответов, где они и отмечают свою точку зрения)
А сейчас мы с вами вернемся к тексу сказки и разберемся в прочитанном тексте.
4. Словарная работа.
На доске написаны отдельные слова из текста сказки. Учащиеся объясняют значение данных слов. Затем они сверяют свои объяснения с толкование данных слов в пособии (стр.30). Данную работу можно провести как конкурс на лучшего толкователя слов.
Материал для словарной работы: томиться, тучная земля, превозмогать, глодать, мерцающий, благоухание, ботанический сад, минувший, стеснившиеся.
- Какой эпизод вам понравился больше всего?
- На какие бы части вы разделили весь текст?
(1. История жизни цветка до знакомства с Дашей. 2. Разговор с девочкой. 3. Новая жизнь пустыря. 4. Год спустя.)
5. Работа с первой частью.
- Найти первую часть и прочитать вслух.
- Какой была жизнь цветка на пустыре? Найдите варианты ответа на этот вопрос или напишите свое мнение.
(Ему не просто скучно – ему одиноко, ему не просто трудно – ему невыносимо тяжело, не просто страдал – у него хватало мужества отчаянно бороться за жизнь)
- Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.
(Ему было одиноко: «Он рос на пустыре», «Лишь один ветер гулял по пустырю» - 1 абзац
Он страдал: «Нечем ему было питаться в камне и глине, капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня» - 3 абзац)
У любого цветка есть стебель, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца и т.д.
- Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы?
(Он был живой, как человек, у чувства, воля, он умеет говорить. У него вырос сын)
В литературе существует такой прием, когда неодушевленным предметам присваиваются качества живых существ. Этот прием называется олицетворением.
- Найдите в словаре литературоведческих терминов данное определение и прочитайте словарную статью.
- С чем сравнивает Платонов свой цветок? (со звездой)
Найдите и зачитайте (последний абзац 1 части). Можно ли согласиться с писателем, сделавшим именно такое сравнение?
- Прочитайте 3-ий вопрос. Ответьте на него. Поразмышляйте.
(Все-таки для цветка важнее всего жить, а для этого ему были необходимы и питье – дождевая влага, и радость – теплые лучи солнца)
- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? Найдите в тексте подтверждение вашему ответу (последний абзац 1 части)
- как вы думаете, почему так много места уделяется описанию цветка, его жизни на пустыре?
6. Работа со второй частью сказки-были.
Чтение второй части по ролям.
- Почему Даша оказалась около пустыря?
- В каком она была настроении? Найдите в тексте слова, подтверждающие грустное настроение девочки (1 абзац)
- Почему Даша завидовала письму? А были ли в вашей жизни подобнее минуты? Расскажите о них. Кто или что помогли вам справиться с грустью?
- Какую сказку вспомнила Даша? Зачитайте.
(именно благодаря этой сказке девочка постаралась разыскать источник благоухания)
- Цветок умел говорить. Позвал ли он Дашу?
(нет, он привык к одиночеству, Даша сама почувствовала его)
- Прочитайте 4 вопрос. Проанализируйте его.
- Помог ли цветок Даше?
(он поддержал его в тот момент, когда она грустила)
- Какое чувство вызвала у вас Даша?
(поступок Даши – сострадание, это заставляет уважать ее)
7. Работа с 3 и 4 частью произведения.
- Что предприняли пионеры? Каков результат их работы?
(пустырь преобразился)
- Почему Даше стало грустно? Найдите и зачитайте ответ на этот вопрос.
- Где Даша нашла такой же, но только новый цветок?
( в тех же условиях)
- Зачем же писатель вырастил «сына» цветка в прежних, трудных условиях?
(у каждого живого существа есть корни, есть место, где он живет. И далеко не всегда это место можно выбрать по своему желанию)
- Что унаследовал сын от отца? Что в нем изменилось?
(зачитать концовку сказки)
- Какое чувство вызывает этот цветок у Даши, у вас?
- Если бы вы решили проиллюстрировать сказку, то какие бы рисунки создали? Легко ли нарисовать неизвестный цветок?
8. Анализ ученических рисунков и поделок к произведениям А.Платонова.
9. Презентация произведений писателя.
10. Вывод по уроку. Подведение итогов.
В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если прислушаться, то можно услышать голос какого-то существа, зовущего о помощи. Напишите дома сочинение о том, что вы можете сделать, чтобы помочь тому, кто нуждается в вашей помощи.
Раздаточный материал
1. О чем эта сказка?
- об открытии неизвестного ранее цветка
- об открытии способа разговаривать с цветами
- об открытии закона выживания растений на пустыре
- об открытии способа разводить цветы
2. Какой была жизнь цветка на пустыре?
- он скучал
- ему было трудно
- он страдал
3. Была ли у цветка самая главная цель в жизни? Познакомьтесь с некоторыми мнениями.
- цветку было важно во что бы то ни стало спрятаться от ветра, ведь у него был такой слабый стебелек.
- он стремился хотя бы один раз в день радоваться лучам восходящего солнца
С каким мнением ты согласишься, а с каким нет? Почему?
4. Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? Прочитайте два мнения. Согласны вы с ними или нет? Почему?
- Даше было очень грустно, потому что она была далеко от мамы. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, она решила заглянуть на пустырь.
- Даша была любознательной, ей захотелось понять, кто издает такой аромат