kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Андрей Платонов Сказка-быль "Неизвестный цветок" "Открытия, открытия..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ №3 г.Дигоры Гибизова Л.П.

Урок внеклассного чтения

5 класс

Сказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок»

 

Цели урока:

1.     Подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему миру.

2.     Познакомить учащихся со способами выражения авторского отношения к персонажу произведения.

3.     Совершенствовать навыки чтения и умения работать с текстом художественного произведения.

4.     Воспитывать у детей чувство любви к природе.

 

Оборудование урока:

1.     Портрет писателя.

2.     Раздаточный материал с заданиями.

3.     Выставка рисунков и поделок по произведениям А.Платонова.

4.     Презентация книг писателя.

 

Эпиграф к уроку: «Жить – значит действовать». А.Франс.

 

 

1.     Слово учителя.

              Вы, наверное, согласитесь со мной, что совершать открытия – увлекательнейшее занятие. Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий: островов, звезд, новых видов растений и т.д. Сколько уже открыто на Земле?! Порой кажется, что на долю современного человека ничего не осталось.

           - А как вы думаете, делали ли вы какие-нибудь открытия, даже самые маленькие?

              Оказывается, даже сейчас каждый человек, если очень постарается, может совершать открытия, очень важные для него самого и для окружающих его людей. Именно об этом написал замечательную сказку А.Платонов и назвал ее «Неизвестный цветок». Послушайте ее внимательно и подумайте, о каком открытии в ней идет речь.

2.     Чтение сказки учителем.

3.     Аналитическая работа по тексту.

          - Вспомните, какой вопрос был задан вам перед чтением сказки  и ответьте на него, выбрав один из вариантов ответов. Обозначьте выбранный ответ. Если вы не согласны ни с одним из предложенных вариантов, то запишите свой вариант ответа.

(учащимся заранее раздается приготовленный материал с вопросами и вариантами     ответов, где они и отмечают свою точку зрения)

             А сейчас мы с вами вернемся к тексу сказки и разберемся в прочитанном тексте.

4. Словарная работа.

              На доске написаны отдельные слова из текста сказки. Учащиеся объясняют значение данных слов. Затем они сверяют свои объяснения с толкование данных слов в пособии (стр.30). Данную работу можно провести как конкурс на лучшего толкователя слов.

              Материал для словарной работы: томиться, тучная земля, превозмогать, глодать, мерцающий, благоухание, ботанический сад, минувший, стеснившиеся.

            - Какой эпизод вам понравился больше всего?

           - На какие бы части вы разделили весь текст?

(1. История жизни цветка до знакомства с Дашей.  2. Разговор с девочкой.   3. Новая жизнь пустыря.   4. Год спустя.)

5. Работа с первой частью.

           - Найти первую часть и прочитать вслух.

           - Какой была жизнь цветка на пустыре? Найдите варианты ответа на этот вопрос или напишите свое мнение.

(Ему не просто скучно – ему одиноко, ему не просто трудно – ему невыносимо тяжело, не просто страдал – у него хватало мужества отчаянно бороться за жизнь)

           - Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.

(Ему было одиноко: «Он рос на пустыре», «Лишь один ветер гулял по пустырю» - 1 абзац

Он страдал: «Нечем ему было питаться в камне и глине, капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня» - 3 абзац)

              У любого цветка есть стебель, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца и т.д.

              - Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы?

(Он был живой, как человек, у чувства, воля, он умеет говорить. У него вырос сын)

              В литературе существует такой прием, когда неодушевленным предметам присваиваются качества живых существ. Этот прием называется олицетворением.

               - Найдите в словаре литературоведческих терминов данное определение и прочитайте словарную статью.

              - С чем сравнивает Платонов свой цветок? (со звездой)

                 Найдите и зачитайте (последний абзац 1 части). Можно ли согласиться с писателем, сделавшим именно такое сравнение?

               - Прочитайте 3-ий вопрос. Ответьте на него. Поразмышляйте.

(Все-таки для цветка важнее всего жить, а для этого ему были необходимы и питье – дождевая влага, и радость – теплые лучи солнца)

               - Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? Найдите в тексте подтверждение вашему ответу (последний абзац 1 части)

               - как вы думаете, почему так много места уделяется описанию цветка, его жизни на пустыре?

 6. Работа со второй частью сказки-были.

Чтение второй части по ролям.

               - Почему Даша оказалась около пустыря?

               - В каком она была настроении? Найдите в тексте слова, подтверждающие грустное настроение девочки (1 абзац)

               - Почему Даша завидовала письму? А были ли в вашей жизни подобнее минуты? Расскажите о них. Кто или что помогли вам справиться с грустью?

               - Какую сказку вспомнила Даша? Зачитайте.

(именно благодаря этой сказке девочка постаралась разыскать источник благоухания)

               - Цветок умел говорить. Позвал ли он Дашу?

(нет, он привык к одиночеству, Даша сама почувствовала его)

               - Прочитайте 4 вопрос. Проанализируйте его.

               - Помог ли цветок Даше?

(он поддержал его в тот момент, когда она грустила)

               - Какое чувство вызвала у вас Даша?

(поступок Даши – сострадание, это заставляет уважать ее)

 

7. Работа с 3 и 4 частью произведения.

                 - Что предприняли пионеры? Каков результат их работы?

(пустырь преобразился)

                 - Почему Даше стало грустно? Найдите и зачитайте ответ на этот вопрос.

               

              - Где Даша нашла такой же, но только новый цветок?

( в тех же условиях)

                 - Зачем же писатель вырастил «сына» цветка в прежних, трудных условиях?

(у каждого живого существа есть корни, есть место, где он живет. И далеко не всегда это место можно выбрать по своему желанию)

                - Что унаследовал сын от отца? Что в нем изменилось?

(зачитать концовку сказки)

                - Какое чувство вызывает этот цветок у Даши, у вас?

                - Если бы вы решили проиллюстрировать сказку, то какие бы рисунки создали? Легко ли нарисовать неизвестный цветок?

 

8. Анализ ученических рисунков и поделок к произведениям А.Платонова.

9. Презентация произведений писателя.

10. Вывод по уроку. Подведение итогов.

              В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если прислушаться, то можно услышать голос какого-то существа, зовущего о помощи. Напишите дома сочинение о том, что вы можете сделать, чтобы помочь тому, кто нуждается в вашей помощи.

 

 

 

Раздаточный материал

 

1.     О чем эта сказка?

        - об открытии неизвестного ранее цветка

        - об открытии способа разговаривать с цветами

        - об открытии закона выживания растений на пустыре

        - об открытии способа разводить цветы

2.    Какой была жизнь цветка на пустыре?

        - он скучал

        - ему было трудно

        - он страдал

3.    Была ли у цветка самая главная цель в жизни? Познакомьтесь с некоторыми мнениями.

         - цветку было важно во что бы то ни стало спрятаться от ветра, ведь у него был такой слабый стебелек.

      - он стремился хотя бы один раз в день радоваться лучам восходящего солнца

С каким мнением ты согласишься, а с каким нет? Почему?

4.     Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? Прочитайте два мнения. Согласны вы с ними или нет? Почему?

             - Даше было очень грустно, потому что она была далеко от мамы. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, она решила заглянуть на пустырь.

        - Даша была любознательной, ей захотелось понять, кто издает такой аромат

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Андрей Платонов Сказка-быль "Неизвестный цветок" "Открытия, открытия..." »

Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ №3 г.Дигоры Гибизова Л.П.

Урок внеклассного чтения

5 класс

Сказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок»


Цели урока:

  1. Подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему миру.

  2. Познакомить учащихся со способами выражения авторского отношения к персонажу произведения.

  3. Совершенствовать навыки чтения и умения работать с текстом художественного произведения.

  4. Воспитывать у детей чувство любви к природе.


Оборудование урока:

  1. Портрет писателя.

  2. Раздаточный материал с заданиями.

  3. Выставка рисунков и поделок по произведениям А.Платонова.

  4. Презентация книг писателя.


Эпиграф к уроку: «Жить – значит действовать». А.Франс.



  1. Слово учителя.

Вы, наверное, согласитесь со мной, что совершать открытия – увлекательнейшее занятие. Человечество за историю своего существования сделало множество очень важных открытий: островов, звезд, новых видов растений и т.д. Сколько уже открыто на Земле?! Порой кажется, что на долю современного человека ничего не осталось.

- А как вы думаете, делали ли вы какие-нибудь открытия, даже самые маленькие?

Оказывается, даже сейчас каждый человек, если очень постарается, может совершать открытия, очень важные для него самого и для окружающих его людей. Именно об этом написал замечательную сказку А.Платонов и назвал ее «Неизвестный цветок». Послушайте ее внимательно и подумайте, о каком открытии в ней идет речь.

  1. Чтение сказки учителем.

  2. Аналитическая работа по тексту.

- Вспомните, какой вопрос был задан вам перед чтением сказки и ответьте на него, выбрав один из вариантов ответов. Обозначьте выбранный ответ. Если вы не согласны ни с одним из предложенных вариантов, то запишите свой вариант ответа.

(учащимся заранее раздается приготовленный материал с вопросами и вариантами ответов, где они и отмечают свою точку зрения)

А сейчас мы с вами вернемся к тексу сказки и разберемся в прочитанном тексте.

4. Словарная работа.

На доске написаны отдельные слова из текста сказки. Учащиеся объясняют значение данных слов. Затем они сверяют свои объяснения с толкование данных слов в пособии (стр.30). Данную работу можно провести как конкурс на лучшего толкователя слов.

Материал для словарной работы: томиться, тучная земля, превозмогать, глодать, мерцающий, благоухание, ботанический сад, минувший, стеснившиеся.

- Какой эпизод вам понравился больше всего?

- На какие бы части вы разделили весь текст?

(1. История жизни цветка до знакомства с Дашей. 2. Разговор с девочкой. 3. Новая жизнь пустыря. 4. Год спустя.)

5. Работа с первой частью.

- Найти первую часть и прочитать вслух.

- Какой была жизнь цветка на пустыре? Найдите варианты ответа на этот вопрос или напишите свое мнение.

(Ему не просто скучно – ему одиноко, ему не просто трудно – ему невыносимо тяжело, не просто страдал – у него хватало мужества отчаянно бороться за жизнь)

- Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.

(Ему было одиноко: «Он рос на пустыре», «Лишь один ветер гулял по пустырю» - 1 абзац

Он страдал: «Нечем ему было питаться в камне и глине, капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня» - 3 абзац)

У любого цветка есть стебель, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца и т.д.

- Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы?

(Он был живой, как человек, у чувства, воля, он умеет говорить. У него вырос сын)

В литературе существует такой прием, когда неодушевленным предметам присваиваются качества живых существ. Этот прием называется олицетворением.

- Найдите в словаре литературоведческих терминов данное определение и прочитайте словарную статью.

- С чем сравнивает Платонов свой цветок? (со звездой)

Найдите и зачитайте (последний абзац 1 части). Можно ли согласиться с писателем, сделавшим именно такое сравнение?

- Прочитайте 3-ий вопрос. Ответьте на него. Поразмышляйте.

(Все-таки для цветка важнее всего жить, а для этого ему были необходимы и питье – дождевая влага, и радость – теплые лучи солнца)

- Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? Найдите в тексте подтверждение вашему ответу (последний абзац 1 части)

- как вы думаете, почему так много места уделяется описанию цветка, его жизни на пустыре?

6. Работа со второй частью сказки-были.

Чтение второй части по ролям.

- Почему Даша оказалась около пустыря?

- В каком она была настроении? Найдите в тексте слова, подтверждающие грустное настроение девочки (1 абзац)

- Почему Даша завидовала письму? А были ли в вашей жизни подобнее минуты? Расскажите о них. Кто или что помогли вам справиться с грустью?

- Какую сказку вспомнила Даша? Зачитайте.

(именно благодаря этой сказке девочка постаралась разыскать источник благоухания)

- Цветок умел говорить. Позвал ли он Дашу?

(нет, он привык к одиночеству, Даша сама почувствовала его)

- Прочитайте 4 вопрос. Проанализируйте его.

- Помог ли цветок Даше?

(он поддержал его в тот момент, когда она грустила)

- Какое чувство вызвала у вас Даша?

(поступок Даши – сострадание, это заставляет уважать ее)


7. Работа с 3 и 4 частью произведения.

- Что предприняли пионеры? Каков результат их работы?

(пустырь преобразился)

- Почему Даше стало грустно? Найдите и зачитайте ответ на этот вопрос.

- Где Даша нашла такой же, но только новый цветок?

( в тех же условиях)

- Зачем же писатель вырастил «сына» цветка в прежних, трудных условиях?

(у каждого живого существа есть корни, есть место, где он живет. И далеко не всегда это место можно выбрать по своему желанию)

- Что унаследовал сын от отца? Что в нем изменилось?

(зачитать концовку сказки)

- Какое чувство вызывает этот цветок у Даши, у вас?

- Если бы вы решили проиллюстрировать сказку, то какие бы рисунки создали? Легко ли нарисовать неизвестный цветок?


8. Анализ ученических рисунков и поделок к произведениям А.Платонова.

9. Презентация произведений писателя.

10. Вывод по уроку. Подведение итогов.

В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если прислушаться, то можно услышать голос какого-то существа, зовущего о помощи. Напишите дома сочинение о том, что вы можете сделать, чтобы помочь тому, кто нуждается в вашей помощи.




Раздаточный материал


    1. О чем эта сказка?

- об открытии неизвестного ранее цветка

- об открытии способа разговаривать с цветами

- об открытии закона выживания растений на пустыре

- об открытии способа разводить цветы

2. Какой была жизнь цветка на пустыре?

- он скучал

- ему было трудно

- он страдал

3. Была ли у цветка самая главная цель в жизни? Познакомьтесь с некоторыми мнениями.

- цветку было важно во что бы то ни стало спрятаться от ветра, ведь у него был такой слабый стебелек.

- он стремился хотя бы один раз в день радоваться лучам восходящего солнца

С каким мнением ты согласишься, а с каким нет? Почему?

4. Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? Прочитайте два мнения. Согласны вы с ними или нет? Почему?

- Даше было очень грустно, потому что она была далеко от мамы. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, она решила заглянуть на пустырь.

- Даша была любознательной, ей захотелось понять, кто издает такой аромат



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Андрей Платонов Сказка-быль "Неизвестный цветок" "Открытия, открытия..."

Автор: Гибизова Луиза Петровна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158795


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства