Этап урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (Формирование универсальных учебных действий) |
I. Организационный момент II. Постановка цели и определение темы урока | | - Муравьишка Вопросик приглашает нас к водоёму. Любознательный Муравьишка понаблюдал за стрекозой, которая долго кружилась над водой. «Кого же могла увидеть стрекоза?» - подумал Муравьишка. И Мудрая Черепаха предложила ответить на этот вопрос, отгадав загадку. - Отгадайте её и вы. Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть да не говорю. Глаза есть – не мигаю, Крылья есть – не летаю. (Рыба) - Кто такие рыбы? - Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, с море.) Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке. - Прочитайте тему урока на с.34 учебника. (Кто такие рыбы?) - Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой. | Беседа Показ слайдов (Морские рыбы, речные рыбы) | Фронтальная | Учитель вывешивает картинки с изображением рыб. | Ответы детей | Умение вступать в диалог. Приведение доказательств. Целеполагание – умение соотнести «что знаю», «что не знаю» с помощью учителя. |
III. Работа по теме урока | | 1. Игра «Кто больше?» -Вспомните, каких рыб вы знаете. - Молодцы! Сколько рыб назвали! 2. Блиц – опрос - Как рыбы дышат? ( Жабрами) - Чем покрыто тело? (Чешуёй) - Кто знает, как рыбы передвигаются в воде? ( С помощью плавников и хвоста) - А теперь сравним то, что мы с вами говорили с выводом: кого называют рыбами? (Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.) | Беседа Показ слайда | Соревнование по рядам Опрос | Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. | Учащиеся с каждого ряда говорят названия рыб. Выигрывает ряд, назвавший больше рыб. Обсуждение вопросов | Умение аргументировать своё предложение. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. |
IV. Физкультминутка | | Рыбки весело резвятся В чистой тёпленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. | Слайд | | | | |
V. Продолжение работы по теме урока | | 1. Работа по учебнику - Как можно отличить рыб от других животных? А ещё о рыбах есть такие загадки. В воде они живут, Нет клюва, а клюют. У родителей и деток Вся одежда из монеток. - О каких признаках рыб в них говорится? (Живут в воде, есть чешуя) Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с.34 и познакомиться со строением рыбы. - Чем покрыто тело рыбы? (Чешуёй) 2. Моделирование - Используя монеты, постройте модель «одежды» рыб. | Слайд (Строение рыбы) Самостоятельная работа, использование раздаточного материала | Работа в группах Работа в парах Практическая работа Работа в парах | Помощь при выполнении заданий | Один ученик читает подписи к рисунку, другие по очереди показывают части рыбы. Затем дети меняются ролями. | Умение аргументировать своё предложение Умение договариваться, находить общее решение. Проявление самостоятельности в разных видах деятельности. |
VI. Физкультминутка | | | | | | | |
VII. Закрепление изученного | | 1. Работа по учебнику - Рассмотрите рисунки на с. 35. Какую новую информацию о рыбах вы узнали? (Рыбы бывают речные и морские.) - Почему рыбы называются речными? - Почему рыбы называются морскими? - Какие рыбы изображены на левом рисунке, на правом рисунке? Попробуйте догадаться. Посоветуйтесь с соседом по парте. - Проверяем свои предположения. (Чтение текста на с.90) Попробуйте рассказать об одной из рыб по плану на с. 35. Пример рассказа Щука – речная рыба, бывает больших и средних размеров. Тело удлинённое, стекловидное, с большой головой и широкой пастью. Окраска туловища пятнистая, с тёмными полосами. 2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с.24) - Узнай рыбу по силуэту. Выполните задание. - На какие группы вы разделили всех рыб? | Самостоятельная работа | Работа в парах Работа в группах | Помощь при выполнении заданий | | Умение договариваться, находить общее решение, сделать обобщение Умение слышать друг друга, слушать с пониманием, вступать в диалог. |
VIII. Рефлексия | | (На доске крупное изображение рыбы. Один ученик выходит к доске. Учитель называет части рыбы, ученик их показывает. - Отгадайте загадки. 1. На дне один Лежит плоский блин. (Камбала) 2. Драчун и забияка Живет в воде, Кости на спине, И щука не проглотит. (Ёрш) 3. Хвостом виляет, Зубастая, а не лает. (Щука) 4. Живу глубоко, Плыву легко, Зубастая, большая, Я рыба морская. (Акула) - Оцените свои достижения | Показ слайдов (Отгадки) | | | Учащиеся показывают один из знаков и объясняют свой выбор | Контроль-умение сличать результат своей деятельности. Коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в результат своей деятельности. |
IX. Подведение итогов урока | | - Вернёмся к учебной задаче урока. Каких животных называют рыбами? (Рыбы – это водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. - Приведите примеры речных, морских рыб. - Все ли учебные задания мы выполнили? | | | | | |
Камбала – морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные рыбы живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя его плавниками.
Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом. Ёрш по образу жизни схож с речным окунем. Впрочем, при всей своей хищности он не прочь заполнить свой желудок травой или осокой.
Щука – одна из крупных речных рыб. Хорошо замаскированная благодаря полоскам и пятнам на спине и боках, она неподвижно ждёт в засаде, пока поблизости не появится добыча. Тогда щука внезапно бросается вперёд и хватает её своими острыми зубами. Длина тела достигает 1,5м, а вес – 35 кг.
На дне реки лежит почерневшее полено. У одного края у полена извиваются два толстых , хорошо заметных червяка. Увидела рыбёшка червяка, подплыла. В тот же миг рванулось полено с места, у него открылась большущая пасть и проглотила рыбёшку. Вот так полено! А это и не полено вовсе, а рыба сом. И червяки – тоже не червяки, а сомьи усы. Да и тело сома без чешуи.
По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан. Это хищник. Сом - неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.