Просмотр содержимого документа
«План - конспект по окружающему миру "Будь природе другом" 2 класс»
План – конспект
урока по окружающему миру во 2 классе по теме
Конспект урока по окружающему миру по теме «Будь природе другом» 2 класс Цели: Продолжить знакомство с Красной книгой.
Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.
Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.
Задачи:
Познакомить с Правилами друзей природы.
Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении Правил друзей природы.
Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.
Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать в парах.
Планируемые результаты:
1. Познавательные:добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация, презентация).
2.Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
3.Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
4. Личностные: формировать ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы обучения: наглядный, поисковый, словесный, метод сотрудничества, творческий.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Технические средства обучения: компьютер
Ход урока I.Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята!
- Что означает слово “здравствуйте”?
- Верно, пожелание здоровья, здравия.
- Я желаю здоровья всем присутствующим.
- А нам с вами хочется пожелать успешной работы.
II. Актуализация знаний.Повторение пройденного материала. Фронтальная беседа.
– О чем шла речь на прошлом уроке? (О Красной книге) Слайд 1)
– Что такое Красная книга? (Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных)
– Как выглядела первая Красная книга? (Обложка была красная, а страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые)
– В каком году была издана Международная красная книга? (В 1966 году)
– Почему для ее обложки выбрали красный цвет? (Красный цвет – сигнал опасности)
– Для чего в этой книге выбрали разноцветные страницы? (Для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение:исчезающие, сохраняющиеся, редкие, неопределенные и восстанавливающиеся)
– Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу? (Редкие и исчезающие)
– По какой причине растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге? (Если судьба животного или растения меняется в лучшую или худшую сторону)
III. Сообщение темы и задач урока. (. Слайд 2)
- А теперь все внимание на экран, прочитайте.
- Доброе утро, меньшие наши друзья! (Слайд 3)
- Здравствуйте, реки, озера, моря, (Слайд 4) Луга, леса, равнины и горы!
- Доброе утро, родные просторы!
- Кого подразумеваем под словами “друзья наши меньшие”?
- Давайте посмотрим, что означает слово “друг” в словаре Ожегова.
- Друг – сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь. (Слайд 5)
- Как вы понимаете такое толкование?
- Используя его, продолжите мысль: “Дружить с растениями, обитателями лесов, полей и рек – это значит… (защищать их)”.
- Объектами какой природы являются растения и животные?
- Докажите.
- Вспомните, о чем мы с вами говорили сейчас и попробуйте определить тему урока.
- Будь природе другом. (Слайд 6)
- Если бы человек вот так же здоровался со всем тем, что его окружает и защищал бы все это, наверняка, были бы живы многие животные и растения на Земле, которые мы, к сожалению, уже не можем увидеть.
– Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), где работают различные отделы. Каждая группа учеников – отдел по охране.
– Каждая группа выберет себе отдел (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений)
– Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды.
– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке.
IV. Работа по теме урока. Изучение материала.
1. Беседа.
- В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.
- В первом классе вам говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? (С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома).
- Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых).
- Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом!
2. Работа в паре по учебнику. С. 92. (Слайд 7)
– Внимательно рассмотрите схему. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).
– Охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.)
– При входе в лес можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя. (С. 93 учебника.)
– Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти правила.
Дети читают вслух «Правила друзей природы». (Слайд 8,9)
– Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).
– Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета)
– О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).
– Правильно. Это запрещающие знаки.
V. Физкультминутка.
(Под запись «Голоса леса).
А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
VI. Продолжение изучения материала. 1. Работа в группах. (Слайд 10)
– Вот теперь начинается работа ваших отделов по охране зверей, по охране птиц, по охране насекомых и по охране растений. Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников.
– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела.
– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.
– Каждому отделу я раздам карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут. Можете использовать книги на столе, альбомы для фото, открытки. В конце каждый отдел отчитается о проведенной работе.
Пока дети готовятся, отвожу каждому «Отделу» место на доске для расположения рисунков запрещающих и иных знаков.
Карточка 1 (Отдел охраны зверей)
1. Отгадайте загадки: – Я – зверек, лесной, Встал, как столбик, под сосной. И стою среди травы – Уши больше головы. (Заяц)
Кто зимой, забыв тревоги, Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)
Не мышь, не птица, В лесу резвится. На деревьях живет И орешки грызет. (Белка)
2.Расскажите об одном из этих животных по плану:
Внешний вид.
Место обитания.
Убежище (нора, дупло, берлога и т.д.)
Чем питается?
Почему человек истребляет?
3. Составьте правила защиты зверей. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
4.Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить зверям.
Карточка 2 (Отдел охраны птиц)
1. Отгадайте загадки: Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней. Кто же это? (Соловей)
Пестрая крякуша Ловит лягушек (Утка)
В лесу под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд – приятель!» И ставит подпись… (Дятел)
2.Расскажите об одной из этих птиц по плану:
Внешний вид.
Место обитания.
Есть ли у этой птицы особенности, какие?
Чем питается?
Почему истребляется человеком?
3. Составьте правила защиты птиц и их потомства. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
4.Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить птицам.
Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)
1. Отгадайте загадки: Я – пятнистая букашка, Если в руки попаду – Притворюсь больною тяжко, В обморок я упаду. (Божья коровка)
Не птичка, А с пестрыми крыльями. (Бабочка)
Летит – пищит, Сядет – молчит; Кто его убьет, Тот свою кровь прольет. (Комар)
2.Расскажите об одном из этих насекомых по плану:
Внешний вид.
Место обитания.
Чем интересно насекомое?
Чем питается?
Почему человек истребляет?
3. Составьте правила защиты насекомых. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
4.Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить насекомым.
Карточка № 4 (Отдел охраны растений)
1. Отгадайте загадки: Что же это за девица, Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель)
Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок – И остался стебелек. (Одуванчик)
Стоит красавица на полянке: В белом сарафане, В зеленом полушалке. (Береза)
2.Расскажите об одном из этих растений по плану:
Внешний вид.
Где растет?
Чем интересно растение?
Как человек использует?
3. Составьте правила защиты растений. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»
4.Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить растениям.
- Работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов.
- Начальники отделов должны распределить, кто будет отвечать на поставленные вопросы среди сотрудников.
2. Выступление ребят со своими сообщениями.
– Хорошо потрудились ребята. Молодцы.
– А сейчас, я хочу прочитать рассказ Юрия Аракчеева, который называется «Сидел в траве кузнечик…» (чтение рассказа)
– О чем шла речь в тексте? (О том, как два жестоких мальчика издевались над кузнечиком, а третий добрый мальчик отпустил его на волю).
– Узнав о Красной книге России, Сережа и Надя, герои нашего учебника составили свою Красную книгу. Вот какие растения и животные попали на ее страницы. (Слайд)
– Знаете ли вы их названия? Проверить себя вы сможете на «Страничках для самопроверки» учебника.
– Почему ребята решили взять под защиту растения и животных, которые не занесены в Красную книгу? (Потому что ребята и взрослые их уничтожают).
– Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах
Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны.
3. Подготовленные дети рассказывают стихотворение о правилах поведения в природе.
Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай Мусор с травки убирать, Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять: Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу – всего лишь гость, Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! Помоги лесным зверушкам, Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек – Будь то ласка иль хорек, Еж лесной, речная рыба – Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
VII. Подведение итогов урока.
– Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?
– Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их.
– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.
– А какой отдел «Комитета по охране природы» потрудился лучше? Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу. Ведь каждое самостоятельно сформулированное правило и каждый придуманный знак– это крупинка ваших полученных знаний.
– Поработали на «5», А теперь всем отдыхать!
– Всем спасибо за хорошую работу!
VIII. Домашнее задание.
Использованная литература:
Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А. Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: К учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»: 2 класс»/ Е.М. Тихомирова. – М: Издательство «Экзамен», 2014. (Серия «Учебно-методический комплект»)
Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – 2 класс. М.: «Вако», 2014. – (Серия «В помощь школьному учителю»).
Развивающие занятия в начальной школе: метод. пособие/ Л.В. Мищенкова. – М: Дрофа, 2009. – (Библиотека учителя начальной школы)
Окружающий мир. Учебник для 2 класса: В 2 ч. (автор А.А. Плешаков, 10-е изд., испр. и доп.- М.: «Просвещение», 2009 – (Школа России).
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса: В 2-х ч. (автор А.А. Плешаков, издательство «Просвещение» – (Школа России).
Третьяков П.В. Рабочая тетрадь для учителя: 2 класс: к учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас, 2 класс. В двух частях/ П.В. Третьяков, А.И. Холина. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – (Серия «Учебно-методический комплект»).
От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, издательство «Просвещение»).
Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, издательство «Просвещение»).
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, А.А. Румянцев, издательство «Просвещение»).
Отзыв
на открытый урок по окружающему миру,
проведённого в 2 классе Хатиповой А. А.,
учителем начальных классов МКОУ «Комсомольская СОШ»
Дата: 22 ноября 2016г.
По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии. (Открывают знания сами учащиеся в процессе самостоятельной исследовательской деятельности)
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и работа в парах. А также использовано оборудование: компьютер, справочный материал.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Свой урок она строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Мотивация, проведенная в начале урока, сформировала у учащихся потребность изучения нового материала. Учебный материал не давался в готовом виде. На данном уроке Хатипова А. А. использовала задания развивающего характера. Цель: формирование коммуникативных УУД. Дети владели предложенным содержанием. Была выявлена содержательная область урока, и ученики смогли самостоятельно определить тему занятия. Были актуализированы знания учащихся, с целью восстановить знания, а также наладить контакт с детьми. В начале урока была создана проблемная ситуация с детьми, способствующая определению темы урока и цели урока. Цель: учить детей выражать свои мысли.
При изложении нового материала учитель использовала различные виды работы. Учебный материал не давался в готовом виде. Ребята находились в постоянном поиске, здесь развивались коммуникативные, регулятивные, а также познавательные УУД. Также Хатипова Айшат использовала задания развивающего характера, способствующие развитию творческих способностей ребенка. Учебная деятельность осуществлялась посредством индивидуальной, фронтальной и групповой формы работы. Важным аспектом урока является смена видов деятельности, а также проведение физминутки, которая направлена на соблюдение здоровьесберегающего режима.
Работа в парах позволила организовать взаимодействие между учащимися, создать условия для само – и взаимообучения детей, а также формированию коммуникативных и личностных УУД. Самооценка в течение всего урока была направлена на выражение своего «я», а также на формирование личностных качеств. Задания также носили практический характер, способствующий применять практические навыки, знания в реальных ситуациях. Использовала задания с экологическим уклоном, для развития экологического воспитания.
На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Была использована мультимедийная презентация, как средство наглядности.
На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.
Учителю удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.
Заместитель директора по УВР _____________ Магомедова М. Г.
Отзыв
на открытый урок по окружающему миру,
проведённого в 2 классе Хатиповой А. А.,
учителем начальных классов МКОУ «Комсомольская СОШ»
Дата: 22 ноября 2016г.
В соответствии с требованиями ФГОС учитель, Хатиповой А. А., в плане урока сформулировала следующую цель: познакомить с разнообразием природы; воспитать бережное отношение к окружающему миру. Организация урока соответствовала его типу, а именно, урок «открытия» нового знания. Урок проводился в виде путешествия по водным объектам планеты. Данная форма способствовала заинтересованности, положительной эмоциональной настроенности, что в свою очередь активизировало деятельность участвующих.
На уроке ярко были выделены 5 этапов: организационная часть, актуализация знаний, постановка проблемы, совместное «открытие» и применение знаний (работа в паре), самостоятельное применение знаний, оценивание работы учащихся, итог урока. Это говорит о соответствии урока его целям и содержанию. Следует отметить, что каждый этап сопровождается целеполаганием.
Следуя требованиям ФГОС, Айшат Абдусаламовна на каждом этапе планирует личностные, метапредметные и предметные результаты учащихся. В ходе урока все запланированные результаты были достигнуты. Второклассники умеют контролировать свою готовность к уроку, осознают себя учениками, строят свои высказывания. На этапе актуализации опорных знаний они активно участвуют в беседе, опираясь на знания, полученные ранее, слушают выступление своего товарища, участвуют в диалоге по прослушанному работая в паре. Особого внимания заслуживает факт постановки учащимися проблемы, а также определения самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.
Перечисленные результаты достигнуты благодаря тому, что учитель профессионально использует технологию личностно-ориентированного обучения.
Содержание урока научно обосновано, соответствует требованиям программы, учитывает возрастные особенности младших школьников. Урок имеет практическую направленность, и учитель часто в вопросах обращается к личному опыту учащихся.
Применение компьютерных технологий позволило сделать урок ярким, насыщенным, полным и дало возможность мгновенно осуществить проверку решаемых на уроке заданий. Это очень важно, так как экономится время, а учащиеся, работающие самостоятельно, получают возможность проверить свои знания. Тем самым осуществлялся самоконтроль, чувствовалась внутренняя обратная связь - важнейший фактор самоуправления процесса обучения.
С методической точки зрения урок был направлен на активизацию деятельности учащихся через систему вопросов, через просмотр презентации. Хатипова А. А. в своей работе большое внимание уделяет психологическим аспектам урока, постоянно развивая у детей такие качества, как внимание, память, речь, воображение, мышление.
Эмоциональная атмосфера на уроке была доброжелательной, что способствовало активной деятельности и учителя, и учащихся.