Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Главное в воспитательной работе – характер взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования успешной, творческой личности. Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью. Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира.
Нормативно-правовой базой для разработки программы воспитательной работы являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Стратегия развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 года», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-Ф3 «Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.)
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
- Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III "Образование" (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол N 36);
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. №1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год
Программа адресована: обучающимся 2 класса
ЦЕЛЬ: создание условий для становления разносторонне развитой личности с активной жизненной позицией, испытывающей потребность в творчестве и самореализации, стремящейся к самоанализу и рефлексии, способной к свободному и ответственному социальному действию, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.
ЗАДАЧИ:
Вовлечение каждого ученика в воспитательный процесс, в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
Предоставление личности ребенка широких возможностей выбора индивидуальной траектории для развития своих способностей и наклонностей.
Развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества;
Развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
Создание ситуации «успеха» для каждого ученика.
Приобщение школьников к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям;
Создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности органов государственно-общественного управления; привлечение родительской общественности к участию в самоуправлении школой;
Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Создание условий для принятия учащимися ценностей общества и способов самоопределения в них, для формирования нравственного и толерантного поведения учащихся.
Создание атмосферы психологического комфорта, условий для развития ключевых компетенций в эмоциональной, коммуникативной, культурной сферах, вовлечения учащихся в систему дополнительного образования, ученического самоуправления с целью обеспечения самореализации личности.
Создать условия для выстраивания системы воспитания в классе на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТОЙ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
Создание условий проявления и мотивации творческой активности учащихся в различных сферах;
Образ выпускника начальной школы
Нравственный потенциал
Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах.
Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществление индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.
Познавательный потенциал
Овладение навыками учебной деятельности: чтением, письмом, счетом, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий в рамках освоения общеобразовательных программ по предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования.
Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.
Коммуникативный потенциал
Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умениями говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Освоение достаточного уровня культуры поведения и речи. Сформированность первичных навыков саморегуляции.
Эстетический потенциал
Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к произведениям искусства.
Физиологический потенциал
Овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.
Планируемые результаты:
У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества;
Учащиеся активно включены в коллективную творческую деятельность ученического самоуправления, добровольчества, которые ориентированы на общечеловеческие и национальные ценности;
Максимальное количество учащихся включено в систему дополнительного образования;
Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.
Основные направления воспитательной работы во 2 классе:
Национальная доктрина образования в РФ призывает обеспечить в общеобразовательном учреждении воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих уважительное отношение к традициям и культуре своего народа.
Концепция воспитательной системы в классном коллективе выстраивается в полном соответствии с общей целью воспитания, которую ставит перед собой школа, и направлена на создание системы гражданского, информационно-правового воспитания учащихся.
Ключевыми понятиями концепции воспитательной деятельности класса являются:
Воспитание личности – процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации;
Воспитание патриотизма и культуры, социального и межэтнического общения – формирование уважения и любви к Родине, чувство национальной гордости и национального достоинства, ориентация личности на ценности национальной и интегральной и мировой культуры; формирование чувства уважения и солидарности с другими народами, людьми других социальных групп;
Воспитание физической культуры личности – совокупность педагогических действий, направленных на содействие правильному физическому развитию школьников, охраны их здоровья, а так же формирование жизненно важных, психофизиологических свойств и умений, воспитание культуры гигиены, развитие потребности в двигательной активности как одной из основ здорового образа жизни современного человека.
Гражданин: Лицо, принадлежащее к постоянному населению конкретного государства, пользующееся всеми правами, обеспечивающимися законом данного государства, и исполняющие установленными законом обязанности. Человек, способный согласовывать собственные интересы с интересами общества и государства; служащие Родине, народу, осознающие себя членом данного государства.
Гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегрированного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине, стремление к миру, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межэтнического общения;
Интериоризация – переход социального (в нашем случае социально нравственного, аксеологического) содержания в индивидуальное превращение социальных идей во внутренние движущие силы поведения человека, побуждающие его к позитивным поступкам;
Информационно-правовое воспитание и формирование правовой культуры – целенаправленное педагогическое воздействие с целью довершения до сознания учащихся требований правовых норм, осознанию ими социального и личностного смысла данных норм предупреждения правонарушений среди учащихся; право воспитательное воздействие на учащихся, совершивших правонарушение;
Национальная идентификация – приобщение человека к народной культуре, отождествление себя с определенным этносом, его культурой, традициями;
Патриот – человек, любящие свое отечество, преданный своему народу, Родине, поддерживающий народную культуру, традиции, ориентированный на ценности родной культуры, знающий государственную символику, человек способный отстаивать и защищать интересы своего народы на основе терпимости и уважения культур других национальностей;
Правовая и физическая безопасность гражданина - система мер, эффективное использование регулируемых законом, правил и норм, форм и методов с целью поддержания правопорядка, профилактики и борьбы с правонарушениями в отношении прав и свобод гражданина; поддержания чувства правовой и физической защищенности гражданина.
Социализация – процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособление к ее культурным, психологическим и социологическим факторам;
Социально-педагогическая адаптация – процесс и результат взаимодействия личности и социальной среды, частью которой является школа, приводящая к оптимальному согласованию целей и ценностей личности и социума;
Толерантность – терпимость к кому-либо и чему-либо: веротерпимость, расовая, национальная, социальная, осознание права любого человека на свободу, права на непохожесть и различии;
Считаю, что моя система воспитательной работы является гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.
Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача - быть им другом, раскрыть их души.
Как обеспечить успешную социализацию второклассников? Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе? Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?
Уровни социального пространства, направления которые осваивает человек, когда является учеником начальных классов школы, я систематизирую следующим образом:
Гражданско-патриотическое;
Художественно-эстетическое;
Духовно-нравственное;
Спортивно-оздоровительное;
Эколого-трудовое.
1. Гражданско-патриотическое направление
Цель:Создание условий для воспитания учащихся достойными гражданами своей Родины.
Задачи:
Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории города, республики.
Мероприятия:
Классные часы по изучению государственной символики РФ, Устава школы, свода школьных правил, изучению традиций истории, культуры своего народа, знакомство с историей и возникновения праздников русского народа.
Ожидаемые результаты:
1. Учащиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как патриотизм, гордость за свою родину, доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
2. Художественно-эстетическое направление
Цель: Воспитание личности, способной воспринимать красоту окружающей жизни, прекрасное в действительности, развитие творческих способностей, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
Задачи:
Создание благоприятных условий для развития личности учащихся, раскрытия их способностей.
Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.
Мероприятия:
Торжественная линейка (2 сентября)
Осенняя ярмарка.
Цикл бесед о культуре поведения и общения.
Новогодний утренник.
Классный час: Русские традиции в песнях, играх и обрядах.
Выпуск стенгазет к праздникам: 23 февраля, 8 марта, 9 мая.
Ожидаемые результаты:
1. Дети узнают об основных направлениях эстетической культуры.
2. Получат развитие художественных способностей.
3. Формирование любви к прекрасному.
3. Духовно-нравственное направление
Цель: Создание благоприятных условий для развития у учащихся способности мыслить рационально, для свободного и полного раскрытия способностей учащихся, эффективного проявления своих интеллектуальных умений в жизни.
Задачи:
Развивать интеллектуальные умения, сохранять любопытство и информационный интерес учащихся;
Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Мероприятия:
Выборы актива класса. Распределение поручений;
Оформление классного уголка;
Оформление портфолио учащихся;
Проведение олимпиад, интеллектуальных марафонов;
Классный час о правах и обязанностях ребенка "Лучше знать, чем догадываться"
Классный час о толерантности «Мы такие разные, но мы вместе»
Урок мужества.
Классные часы на темы: «Если добрый ты – это хорошо», «Что такое дружба?»
Ожидаемые результаты:
1. Дети научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами;
2. Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.
4. Спортивно-оздоровительное направление.
Цель: Сохранение, укрепление и развитие нравственного, психического и физического здоровья детей.
Задачи:
Формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни, повышение уровня физического развития и физической подготовленности;
Знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровой нации.
Мероприятия:
Беседы по правилам дорожного движения (1 раз в месяц)
Беседы по правилам пожарной безопасности (1 раз в четверть)
День Здоровья.
Классные часы на здоровьесберегающие темы.
Спортивная эстафета «Веселые старты».
Международный день здоровья – 7 апреля. Игры на переменах.
Инструктажи по технике безопасности (1 раз в четверть).
Акция «Куда можно обратиться, если у тебя беда»
Классный час «Чтобы компьютер был другом»
Беседа. «Дорога в школу и обратно»
Классный час «Я прививок не боюсь!»
13.Беседа-инструкция. «Безопасное поведение на железной дороге и объектах железнодорожного транспорта»
День памяти жертв ДТП. Игра-конкурс «Свет зелёный всем мигает – в путь дорогу приглашает»
Тематическая беседа-викторина на тему «Как уберечься от гриппа»
Кл. час по ЗОЖ «Кожа человека и её здоровье»
Инструктаж «Как вести себя на водоёмах в зимний период».
Беседа «Здоровье – твое богатство»
Кл. час по ЗОЖ, ПДД.
Ожидаемые результаты:
У детей формируются культура сохранения и укрепления собственного здоровья.
5. Эколого-трудовое направление.
Цели: Создание условий для формирования у учащихся сознательного отношения к труду, воспитания бережного, трепетного отношения к природе.
Задачи:
Обучение учащихся бережному отношению к природе;
Научить видеть и замечать удивительное вокруг себя;
Приучить содержать в порядке рабочее место, обсуживать себя на уроках, в столовой, в гардеробе.
Викторина о животном и растительном мире Ставропольского края.
Беседы: «Как вести себя в лесу», «Как вести себя у водоемов», «Давайте родную природу беречь», «Растения – друзья и растения – враги».
Уход за комнатными растениями.
Генеральные и текущие уборки кабинета.
Изготовление и развешивание кормушек.
Ожидаемые результаты:
1. Бережное отношение к природе, милосердие ко всему живому
2. Приобщение учащихся к общественной работе
3. Воспитание сознательного отношения к своим обязанностям
4. Формирование трудового образа жизни.
5. Уважительное отношение к труду других людей
6. Духовно-нравственное направление.
Цель: Создание условий для осознания учащимися духовно-нравственных норм и правил.
Задачи:
Развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;
Воспитание чувства личной ответственности за свои поступки.
Мероприятия:
Тематический классный час ко Дню толерантности.
Мастерская Деда Мороза.
Осенняя, зимняя, весенняя недели добра.
Праздник окончания учебного года.
Ожидаемые результаты:
1. Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
2. Учащиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
3. Учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Сегодня школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и созданы условия для социализации личности каждого ребенка.
Создание таких условий в классе будет осуществляться через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Современное общество динамично и развивается очень быстрыми темпами. Чтобы найти свое место в жизни нужно быть преуспевающим, социально адаптированным, готовым к резким кардинальным переменам человеком.
Именно поэтому одной из актуальных проблем воспитания является формирование личности, обладающей компетенциями важными при ее социализации:
- коммуникабельность;
- способность работать в коллективе;
- умение находить нестандартные решения;
- навыки самоорганизации;
- гибкость в отношении к изменению требований;
- выносливость и целеустремленность.
Базовым направлением воспитательной системы класса является обеспечение статуса успешности и защищенности каждого ученика.
Индивидуальная работа с учащимися на 2019-2020 учебный год
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственный
Взаимодействие
1.
Составление социального паспорта класса
Сентябрь-октябрь
Классный руководитель
Родители обучающихся
Медицинский работник
3.
Выявление детей, требующих особого педагогического внимания
Сентябрь
Классный руководитель
соцпедагог
2.
Ведение журнала индивидуальных бесед или тетради сопровождения
Сентябрь- май
Классный руководитель
3.
Организация питания, обеспечение льготным питанием учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации
Сентябрь, в течение года
Классный руководитель
Медицинский работник
Зам. дир. по УВР
Родители
4.
Организация занятости учащихся в системе дополнительного образования
Октябрь, в течение года
Классный руководитель
Педагоги ДО
Родители
5.
Диагностика условий семейного воспитания
Ноябрь
Классный руководитель
8.
Индивидуальная работа с учащимися по профилактике девиантного поведения
В течение года
Классный руководитель
Психолог
9.
Проведение диагностических исследований
По плану воспитательной работы
Классный руководитель
Педагог-психолог
10.
Индивидуальные консультации для родителей учащихся
В течение года (по мере необходимости)
Классный руководитель
Педагог-психолог
Учителя-предметники
11.
Профилактическая работа по предупреждению неуспеваемости
В течение года
Классный руководитель
Учителя- предметники
12.
Собеседования с учащимися, совершившими асоциальные поступки, систематически нарушающими правила для учащихся
В течение года
Классный руководитель
Родители
13.
Организация дополнительных занятий по предметам с систематически неуспевающими учащимися
В течение года
Классный руководитель
Родители
14.
Беседы по формированию и развитию: навыков ЗОЖ, нравственных качеств личности, социально-эмоциональной компетентности
В течение года
Классный руководитель
15.
Организация занятости учащихся в летний период (летний отдых)
Апрель-май
Классный руководитель
Родители
Работа с учителями, преподающими в 3 классе.
1. Посещение уроков, анализ посещенных уроков.
2. Участие учителей в работе родительских собраний.
3. Координация совместной работы, с целью улучшения образовательной и воспитательной системы класса.
Профилактические мероприятия по предупреждению преступлений
Беседа о сохранности ценных вещей, мобильных телефонов
Беседа по профилактике вымогательства
Классный час «Права ребенка»
Беседа по профилактике антисоциальных привычек
Инструктажи по ТБ (о личной безопасности)
Беседа о ЗОЖ
Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Привлечение детей к занятиям в кружках, секциях
Посещение семей, беседы с родителями
Привлечение родительского комитета к работе с семьями
Родительский лекторий
Консультации психолога
Вызов на Совет по профилактике правонарушений
Директор МКОУ «Аваданская СОШ» …. / Махмудов М. Г./