1. Цель: Расширение знаний детей о дружбе. Совершенствование навыков чтения и анализа литературного произведения. Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения. Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу. Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. 2. Организационный момент: Приветствие 5Д - Здравствуйте ребята, я очень рада вас сегодня видеть. На протяжении всего урока мы будем придерживаться 5Д. Назовите их. (Дисциплина, долг, доброта, доверие, дружба). Повторим правила работы в группах. 3. Позитивный настрой Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать. Звучит песня о дружбе. «Улыбка» - Улыбка - это солнышко, согревающее нас и тех, кто рядом. Это пропуск, по которому в нашу жизнь приходит дружба и любовь. Улыбайтесь чаще, улыбайтесь людям, животным, растениям, всему миру, дарите любовь, и тогда мир ответит вам взаимностью. Строчкой из этой песни назван раздел, который мы с вами начали изучать. 4. Проверка домашнего задания: - Какое произведение читали? Кто его написал? - Оставил ли этот рассказ след в вашей душе? - О чем это произведение? Эта сказка о том, как важно верить в себя и оставаться свободным, вопреки обстоятельствам, порицанию и насмешкам. «Авторский стул». Чтение продолжения истории о Крокодиле и его птенце. - Хорошо, что у Крокодила был птенец, а у птенца - Крокодил. Как важно встретить родственную душу, ничего нет страшнее одиночества. 5. Цитата: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Сократ - Как вы понимаете эти слова? 6. Беседа Какова цель нашего занятия? Сегодня мы будем обсуждать несколько серьезных вопросов. Что такое дружба? Кто такой друг? Что значит дружить? Какое прекрасное слово «Дружба». Произнесите это слово. Что вы представляете себе? Видеоролик «По дорогам с облаками или что такое дружба» • Как вы думаете, трудно ли быть настоящим другом, и что для этого необходимо? Ромашка – это цветок, который по своему строению похож на наш классный коллектив. Каждый из нас неповторим, и в то же время мы являемся одним целым. Сейчас я предлагаю вам погадать на ромашке. Будем отрывать по одному лепестку и говорить: «Друг – это …» (ответы детей) Задание 1. У вас на столах лепестки цветка. Как вы думаете, какой цветок можно составить? Составьте ромашку, а на ее лепестках напишите качества, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (5 качеств) Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, общительный, бескорыстный, трудолюбивый. В каждой группе оформляется ромашка и вывешивается на доску Учитель: Какие качества у вас совпали? (Честный, преданный, умеющий хранить секреты, бескорыстный.) Учитель: Назовите из этих качеств, 1 которое есть у вас. Зачеркните слова – качества, которыми не должен обладать настоящий друг. Какое надежное и емкое слово дружба. • Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья? • Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было очень одиноко, и вы думали, что никому не нужны, но затем убеждались в обратном? 7. Целевая установка. Сегодня мы будем читать сказку Василия Александровича Сухомлинского, из которой вы узнаете о дружбе девочки и Ромашки.
1. Рассказ о писателе. - Сказку «Девочка и Ромашка» написал выдающийся педагог -Василий Александрович Сухомлинский (1918 - 1970). Долгие годы он был директором Павлышской средней школы. Родной школе он посвятил книгу, куда вошли сказки для детей. Одну из них мы сейчас прочитаем. 2. Работа над произведением. а) Чтение сказки. б) Работа в тетради в) Анализ в соответствии с вопросами и заданиями в учебнике. - За что Ромашка благодарила девочку? - Как она оказалась под Каменным Гнётом? - Согласны ли вы со словами Ромашки, что ничьих цветов не бывает? - Как вы думаете, бывают ли «ничьи» люди, звери, деревья и т.д., и когда это бывает? Расскажите о дружбе Ромашки и девочки. - Как вы думаете, могут ли растения или животные дружить с человеком? - Расскажите о своей дружбе с каким-либо растением или животным. 8. Релаксация под спокойную музыку. Закройте глаза. Дыхание ровное. Представьте место, где вы можете отдохнуть. Море, солнышко, плещется вода. Вы лежите на теплом песочке, солнечные лучики ласково касаются вас. Почувствуйте их тепло. Вам хорошо, спокойно. Рядом с вами ваши друзья, Вы чувствуете их поддержку. А теперь медленно возвращаемся в класс. Открываем глаза. Задание 2. Пословица недаром молвится, в ней заключена народная мудрость. У вас на столах части пословиц. Составьте их, соедините начало конец. Как вы понимаете? Человек без друзей, что дерево без корней. Нет друга ищи, а найдешь береги. Друзей-то много, да друга нет. Не мил и свет, когда друга нет. Учитель: Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. Задание 3. Работа в группах. - Составьте законы дружбы и запишите их на сердечках. ( У каждой группы 2 сердечка.) - Обратите внимание, какое большое сердце нарисовано. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Прочитайте, какие правила у вас получились и наклейте свои сердечки на большое сердце. Дети наклеивают свои сердечки. - Посмотрите, оно как будто забилось. - Давайте прочитаем правила дружбы, которое составил великий педагог Сухомлинский. «Правила дружбы» Сухомлинского Не оставляй друга в беде. Тебе не безразлично, какой твой друг. Дружба – это, прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Дружба испытывается в беде и опасности. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно! 9. Итог урока. - Какое произведение вы читали? - Что вы запомнили об авторе? - Помните, трудно и одиноко жить на свете, если ты ничей, если твою жизнь не согревает улыбка друга. 10. Домашнее задание Пересказать сказку В. Сухомлинского «Девочка и Ромашка». Подготовиться к чтению по ролям. 11. Рефлексия Продолжи предложения Урок заставил меня задуматься …. Навел меня на размышления …. - А сейчас, ребята, давайте возьмёмся за руки и встанем в круг. (вместе говорят стихотворение, написанное на доске): За руки возьмёмся, Встанем в круг Каждый человек Человеку – друг! За руки возьмёмся Пусть пойдет По земле огромный хоровод! Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных товарищей. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!" А так же я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. 12. Хоровое пение. Исполняется песня "Вместе весело шагать" (сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского) |