Предмет Математика
Класс: 1
Тема урока: Число и цифра 0
Цель урока: Знать число и цифру 0, способы его получения
Задачи: Создать условия для осмысленного знакомства с тем, что обозначает и как получается число 0, научить детей писать цифру 0
· Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления и смекалки
· Воспитывать ответственность за выполняемые задания, развивая нравственные качества и расширяя их кругозор
Тип -урока: комплексное усвоение знаний.
Методы урока: наглядный, частично – поисковый, практический, словесный, сам. работа.
Формы урока: индивидуальные, фронтальные, коллективные.
Оборудование:
- учебник, тетрадь;
- касса цифр;
- таблица «Домики состава чисел 8 и 9»;
- рисунок «Дуб, листья дуба»;
- фонограмма «У лукоморья дуб зелёный»;
Ожидаемый результат: умение получать число 0 , писать цифру 0
Этапы урока
Действия учителя
Действия уч-ся
Оцен.
Ресурсы
Орг. Момент
Психологический настрой
- Ребята, какое это дерево?
- Что вы знаете о дубе?
- Так давайте же возьмем, листья дуба и напишем пожелания на урок.
- У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказки говорит.
Хором
Прозвенел звонок на урок.
Встали мы дружно,
Ждём начала урока.
-Дуб
-Это могучее и величественное дерево. Из дуба строят корабли, мебель, паркет.
Из коры дуба делают зубную пасту.
Знание
- Скажите, что такое сказка?
А вам хотелось бы попасть в эту сказку? Тогда, давайте, отправимся налево и мы попадём в страну сказок.. Ребята, ну-ка возьмите в руки бинокль (), что же волшебное вы видите?
Ребята, слышите, мы попали в страну сказок.
(включаю музыку и песню «У лукоморья дуб зелёный»)
б) Устный счёт
- Ребята, а на дубе не только кот- учёный сказки рассказывает, а даже листья дуба - говорящие. Сорву я один лист и прочту, что там написано.
Стоит дуб, на дубе 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока.
Сколько всего яблок на дубе?
- Почему?
- Верно. Мы в стране сказок познакомимся с цифрой 0. Узнаем о нём много интересного. Как вы думаете, какое название можно дать нашему дубу?
- Прочитайте, что написано на ваших говорящих листьях?
Решите примеры.
3 + 1 =
5 - 2 =
2 + 1 =
4 – 2 =
2 + 3 =
5 - 1 =
3 + 2 =
2 + 2 =
4 - 1 =
в) Фронтальная работа: арифметический диктант
- А мы в это время будем решать другие примеры. Вы будете мне показывать ответы с помощью разрезных карточек с цифрами.
- Какое число называют при счёте после числа 9?
- Перед числом 8?
- Между числами 6 и 8?
- Какое число больше на 1, чем 7?
- Увеличьте 5 на 1
- Увеличьте 8 на 1
- Уменьшите 5 на 2
- Уменьшите 10 на 1
«Весёлая задача»
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря,
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но, смотрите, у ведёрка
Появился хитрый кот.
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт? ()
г) Проверка индивидуальной работы
засели домики - у доски
1
7
5
4
-Это когда что-то волшебное.
-руками изображаем бинокль
-Мы видим дуб могучий с листьями, златую цепь, кота.
- Нисколько, нуль.
- На дубе яблоки не растут.
-Нисколько, нуль, потому что на стволе дупло, похожее на 0.
-Нисколько
Понимание
- Ребята, сколько листьев осталось на волшебном дубе?
- Почему же на дубе листья жёлтые?
- А погода осенью какая?
Физминутка
- Ребята, встаньте, пожалуйста, и покажите, как дуют ветра, качаются деревья, листья шелестят.
Вот упал лист дуба. Сколько листьев осталось?
Как это можно записать примером увеличилось или уменьшилось количество листов на дубе?
- как это запишем?
- От ветра ещё один лист упал. Сколько осталось?
- Как это запишем?
- Увеличилось или уменьшилось количество листьев?
- Как это запишем?
- Сколько листьев осталось на дубе?
- Как это запишем?
- Что показывает число 0?
- Что меньше: 0 или 1?
- Где займёт место число 0 в ряду чисел?
- Ребята, а сейчас прослушаем стихотворение С.Я.Маршак «Весёлый счёт»
Цифра вроде буквы 0 –
Это ноль иль ничего,
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это 10.
Работа с учебником
- Посмотрите на рисунок и скажите, сколько тарелок нарисовано на картинке? (3)
- Какие ягоды лежат на тарелочках? (Клубника)
- Сколько клубники на первой тарелочке? (3)
- Сколько клубники на второй тарелочке? (5)
- Что больше: 3 или 5? (3 < 5)
- Сколько ягод на третьей тарелочке? (0)
- Что больше: 5 или 0? (5 > 0)
- Когда поспевает клубника? (летом).
- Эта ягода съедобная? Чем она полезна людям? Где она растёт?
- На нижней картинке, что за ягоды нарисованы? (Красная смородина)
- Сколько ягод на веточке? (5)
- А когда сорвали ягоды, сколько осталось? (0)
- Какой пример можно составить по этой картинке? (5 – 5 = 0)
- Когда поспевает смородина? Где она растёт? Чем она полезна?
-три
-потому что осенью листья желтеют
-дуют ветра, дожди, листья опадают
-У-у-у-фу (дуют).
-Два.
3 - 1 = 2
-уменьшилось
2 < 3
1
2 – 1 = 1
Уменьшилось
1 < 2
ни одного не осталось
1 – 1 = 0
число 0 показывает, что ни одного листочка не осталось
0 < 1
перед числом 1, потому что 0 меньше 1, на листе чисел вставляю 0 перед числом 1
Применение
А теперь мы будем учиться красиво, писать число 0.
Открываем тетради. Проговорим наше стихотворение.
Нашли образец на ленте цифр на доске. Начинаем писать сверху с правого почти угла клетки и ведём плавно влево овал вниз, не доходя нижней линии клетки, закругляем вправо, поднимаем вверх и замыкаем. Повторяем в воздухе.
А теперь внимательно посмотрите на образец в тетрадях. Пропуская, клетку между цифрами пропишите одну строчку.
Самостоятельная работа
- Внизу даны круговые примеры, давайте их решать и ответы записывать в тетрадочку самостоятельно.
- А по последнему рисунку самостоятельно составьте примеры.
- Кто закончил решение примеров, поменяйтесь тетрадями соседом по парте и проверьте ответы.
д) Решение задачи
Старик поймал неводом рыбу и отпустил её в синее море. Сколько рыб осталось у старика? (0)
Я тетрадочку открою.
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Итоги
- В какой стране мы с вами побывали сегодня? ()
- Понравилась ли вам наша сказка?
- С каким числом и цифрой мы познакомились? ()
- А что вам больше всего запомнилось?
В старших классах вы ещё много интересного узнаете про 0.
Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец !
-Сказке
Рефлексия
«Солнышко и тучки»
Нарисуйте в тетради в нижнем правом углу солнышко, если вам на уроке было интересно, а тучку, если нет. А я вам за хорошую работу говорю: «Спасибо!