2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Пожелаем друг другу удачи. Давайте вспомним, чему были посвящены прошлые уроки и что мы на них узнали?
|
-мы подвели итоги своей работы по первой большой теме учебника. Нашей планете как части Солнечной системы. Мы узнали, почему бывают день и ночь, времена года, что такое погода и климат, познакомились с важнейшими законами природы, например с законом всемирного тяготения. - земля вращается не только вокруг солнца, но и вокруг своей оси... -земля вращается вокруг солнца...
- погода-состояние атмосферы в определенный момент времени... климат-совокупность погоды в определенные месяцы и недели... -земля притягивает к себе все предметы...
|
3.Выявление места и причины затруднения. -Ребята, вы когда-нибудь слышали о пиратах? -А как они потом отыскивали свои сокровища?
-Хотели бы вы разгадать такую карту, найти сокровища? -У вас на парте лежат записки старого пирата и схема, по которым можно отыскать клад, Найдите, где он закопан. -Я старый пират и многое повидал за свою непростую жизнь. Я не привык к удобствам, но считаю, что есть несколько необходимых вещей- это компас, подзорная труба и карта. Прежде чем отправляться в далекое плавание, проверь, взял ли ты их с собой. Мои юные друзья, сокровища достаются потом и кровью, поэтому придется вам потрудиться, чтобы их отыскать. Вот уже десять лет, как я оставил свою морскую службу и поселился в маленьком тихом городке. Дом мой не очень большой, но вполне удобный. Из южного окна его виден сад. Вечерами я люблю сидеть на скамейке под старой яблоней. На восток выходит дверь моего дома. По тропинке на север я отправляюсь к живописному озеру. Оно окружено лесом. Там я и спрятал свои сокровища. У южного берега растет ель. Клад под ней.
-Расскажите, почему вы решили, что клад находится именно здесь. Уверены ли вы этом ?
-На данной схеме есть условные обозначения. Давайте с вами посмотрим и определим какие условные обозначения использовал пират для того что бы мы попытались найти сокровища. - Что вы сумели понять?
-Связан ли рассказ с определением сторон света? Удалось ли вам их определить? Рассмотрение и определение с детьми сторон света с помощью предметов изображенных на схеме и записке пирата. -Давайте посмотрим, как можно определить стороны света по схеме с помощью записки пирата. -Для начала вспомним, какие стороны света вы знаете? -А теперь давайте рассуждать. Запомни: что север всегда находится наверху. Пират пишет, что из южного окна его дома виден сад. Можем ли мы сразу определить, где находится юг. Можем, т.к. юг находится на противоположной стороне севера.. Смотрим дальше, что он пишет: «На восток выходит дверь моего дома». Смотрим на карту. Как выдумаете, какой из шести домов дом пирата. -правильно. Дом пирата под цифрой три. :« По тропинке на север я отправляюсь к живописному озеру». По карте мы определяем, что север находится вверху, юг снизу. Теперь с легкостью определяем место нахождения сокровищ. Теперь мы можем определить левый берег озера и хвойное дерево. Под ним сокровище пирата. -Ребята, мы сейчас работали по схеме, а как вы думаете, как эту схему еще называют? -Правильно- это план. | -Да -Пираты составляли особые карты, секрет, который разгадать мог не каждый. -Конечно! Дети пытаются что-то сделать. Вариантов может быть несколько: Выполняют задание верно Не смогут сделать ничего Сделают не верно -Нет, не уверены. Мы никогда не читали карты. Мы не понимаем, что здесь изображено. -наверное, голубое- это озеро. Черные – дорожки. Белые- контуры этого дома. Зеленые кружочки- это деревья. - ответы детей. -север, юг, запад, восток. -предположения детей. -план. |
5.Реализация проекта выхода из затруднения. - вы правильно определили некоторые предметы по их внешнему виду. -Как вы думаете, как было составлено такое изображение? -Внизу на странице учебника 78 найдите объяснения, как называется такое изображение предметов. -Что в плане особенного? - А можно ли по плану пирата определить расстояние от дома до озера? - Правильно. Почему? - План можно сделать полезным. Для этого нам понадобится масштаб. Чем выше мы поднимаемся над местностью, тем меньше кажутся предметы на ней. Это правило используют для изготовления плана: размеры предметов и расстояния между ними уменьшают. Во сколько раз они уменьшены показывает масштаб- условная мера. - Т.е. масштаб- это условная мера, обозначающая, во сколько раз уменьшены предметы на плане. - Масштаб указывается на полях плана. Это можно сделать по- разному. Можно указать, какое расстояние укладывается в 1-ом см. на плане. В других случаях изображают линейку, на которой против делений вместо сантиметров подписаны расстояния на местности в метрах или километрах. Такую линейку легко сделать самому, если точно перенести деления на полоску бумаги. С ее помощи можно легко определить любое расстояние предмета по плану. -посмотрите 2-а плана на с. 80. На первом плане изображен класс, на втором план школы. -Почему пришлось уменьшать предметы на плане? -Прочитайте масштаб. Какой масштаб у первого плана? -Правильно, по данному масштабу мы видим, что один сантиметр равен одному метру. -Какой масштаб второго плана? -Правильно, по данному масштабу мы видим, что один сантиметр равен десяти метрам. - А теперь, возьмите в руки линейки. Найдите на первом плане, в классе, предметы размером 1м и 2м. -Правильно, а теперь измерьте по плану длину класса и длину школы. Какова длинна класса и длинна школы? Что больше, длинна класса или длинна школы. -Почему? -Планы составляют, чтобы изобразить на бумаге небольшие участки местности. На плане предметы сильно уменьшены, но сохраняют свою форму. - А как быть, если нам нужно изобразить большой участок земной поверхности? -На странице 81, посмотрите, как выглядит участок Земли с большой высоты? Что можно на нем рассмотреть? -Размеры многих предметов уменьшаются настолько, что их трудно узнать. Тогда их помечают условными знаками. Такое изображение поверхности Земли на плоскости называют географической картой. |
-Оно было составлено сверху, с небольшой высоты.
-Дети работают с учебником.
-Все предметы нарисованы схематично. Мы смотрим на них сверху. Размер предметов уменьшен. Изображаем только самое главное.
-Мы не можем измерить расстояние с помощью плана, на нем только уменьшенное изображение предметов.
-Мы не можем такие большие предметы уместить на маленьком листочке. -1:100
-1:100
- Стулья, парты.
-Ответы детей. -Длинна школы.
-Ответы детей.
-Ответы детей.
-Ответы детей.
|
8. Включение в систему знаний и повторение. Откройте учебник на странице 83. Прочитайте задание. Летом Миша ездил на экскурсию в Киев, а Лена была в Нижнем Новгороде, у бабушки. Посмотри на фрагмент карты и определи, что на ней изображено условными знаками. Найди города, в которых побывали Миша и Лена. -Определи, кто из них ездил дальше. Кто побывал на Волге? Возьмем в руки линейки и измерим расстояние от Москвы до Киева, и от Москвы до Нижнего Новгорода. -Какое расстояние получилось от Москвы до Киева? -Какое расстояние получилось от Москвы до Нижнего Новгорода? -А теперь посмотрите на карту и давайте определим, кто побывал на Волге? -Правильно, на Волге побывала Лена. |
-города, реки, каналы… -Москва, Киев, Нижний Новгород. -Ответы детей. |