Цель этапа: Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих уроках и из жизненного опыта. Методы: беседа. | Учитель: «Ребята, кто-нибудь из вас летал на самолете?»
«Что мы будем видеть из иллюминатора?»
«А какого размера оно все будет?»
«Поля, дома, деревья какими будут казаться?» | Формируемые УУД: Овладение действием анализа, сравнения, классификации | | Отвечают на вопросы; Формируют и высказывают предположения. |
Цель этапа: Создание условий для решения учебной задачи и её решения. Методы: рассказ, беседа, иллюстративный. | Учитель: «Ребята, представьте: что вы находитесь в самолете. Я – пилот, вы – пассажиры». Фрагмент снимка Аксая с высоты полета самолета, рядом висят фотографии Завода АКД, р.Дон, Мухиной балки, парка культуры и отдыха. «Сейчас мы с вами пролетаем на высоте 300 м. Видим удивительные места: красивейшую реку, завод АКД, парк, множество частных домов. Наш самолет совершает посадку. Как вы думаете, куда же мы приземлились?»
«Совершенно верно, все ответы правильны. Это город Аксай. Какие объекты помогли вам сделать вывод, что это г. Аксай?»
«Мы остановились в красивейшем аэропорту – МБОУАСОШ №2. Представьте, что мы не знаем, где находимся. Что нам поможет определить место положения?» «Да, действительно, если мы не знаем, где находимся, нужно воспользоваться картой. Как вы думаете, что такое карта?»
«Действительно, карта-это уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью масштаба и условных знаков». «Кто знает, что такое масштаб и условные знаки?» «Сейчас мы попытаемся ответить на эти вопросы» «Скажите, а дом и дерево одинакового размера? А дом и завод АКД? А наша школа и парк?» «А что из перечисленного будет больше, а что меньше?» «Скажите, а раз в жизни одни предметы больше, а другие меньше, то на карте они тоже будут изображаться по-разному: те, что больше – больше, а те, что меньше – меньше?» «Возникает вопрос: как перенести большие объекты на план? Реальные объекты очень большие и не смогут разместиться на листе бумаги. Каким же образом мы можем изобразить эти объекты?» «Давайте изучим на город в поисковой системе Яндекс карты. Посмотрите, вот наш город, при чтении карты в поисковой системе мы приближаем и удаляем объекты и в этом нам помогает масштаб». «Масштаб – это показатель, насколько уменьшены объекты на карте, относительно их реальных размеров» «Ребята, сейчас мы посмотрим на карту России. Взгляните: как обозначены реки, озера, города, дороги?» «Эти обозначения называются условными обозначениями или легендой карты» «Итак, давайте вспомним, где мы приземлились в конце нашего полета?» «Правильно. Мы сейчас изобразим план школьного двора. Для этого вам нужно прочитать стр. 78 в учебнике» «Итак, скажите, что такое план?» «А чем план отличается от карты?» «Чтобы ответить на этот вопрос вам нужно прочитать текст на стр. 81 учебника» | Формируемые УУД: Умение устанавливать взаимосвязи, делать выводы, анализировать, обобщать, сравнивать, работа с учебником | Картографические умения Картографические умения Картографические умения Картографические умения | Ведут диалог, высказывают своё мнение.
Ведут диалог, высказывают своё мнение Ведут диалог, высказывают своё мнение Работа с учебником |
Цель этапа: Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. Методы: практический (Составление плана школьного двора). | Учитель: «Вот вам такое творческое задание: составьте план нашего школьного двора. Приступая к плану местности, нужно определимся с его масштабом. Возьмем масштаб 1:1000, т.е. в 1 см-10 м. Скажите, а как читается масштаб?» «Масштаб будет звучать так: «Одна тысячная». Итак, с масштабом мы определились, теперь давайте составим условные знаки. Что будем изображать? Хорошо, а как мы будем изображать тротуар? Кто как думает?» «Хорошо, давайте составим условные обозначения тех предметов, которые находятся на школьном дворе» «А сейчас разделимся на 3 группы. У каждой группы есть ватман. Ваша задача - нарисовать план школьного двора, учитывая масштаб, не забывая про условные обозначения. На все вам отводится 15-20 минут» «Давайте посмотрим что у вас получилось. Практически все справились с задачей, вы молодцы!» | Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, овладение действием анализа, сравнения, классификации | Картографические умения Картографические умения | Выполнение практического задания Выполнение практического задания |
Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний. Методы: беседа, размышления, упражнение, игра | Учитель: «Что мы изучили сегодня?» «Что такое план, карта, масштаб?» «Что мы сегодня составляли?» | Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, сравнения, обобщения, сравнения. | | Дети высказывают своё мнение, отвечают на вопросы, ведут беседу |