Цель и задачи урока:
1. познакомить ребят с понятиями «рисунок», «план», «карта».
2. создать условия для формирования навыка работы с планом;
3. содействовать формированию интереса к предмету.
Оборудование:
различные предметы, их рисунки и планы.
Ход урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика
1.Организационный
момент
В руках у меня конверт. В конверте задания на урок. Интересно, что в нем?
2.Проверка домашнего задания
Тест
На конверте надпись: «Вскрыть только после прохождения проверки домашнего задания».
Подчеркните правильный ответ.
1.Соедини линиями правильно
где кажется, что небо как бы сходится с землей.
Прибор для точного определения сторон горизонта.
земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.
2). По чему можно ориентироваться в любую погоду и в любое время суток?
По Солнцу. По компасу. По Полярной звезде.
3). Какая часть у компаса самая главная?
Корпус. Предохранитель. Шкала с делениями.
Стрелка. Стержень.
4). Чтобы подготовить компас к работе, как его нужно установить?
Горизонтально. Вертикально. Под наклоном.
5). Куда должен указывать заострённый (синий) конец стрелки?
На запад. На восток. На север. На юг.
6). Какая сторона горизонта расположена напротив запада?
Север. Восток. Юг.
Отвечают на вопросы.
Ответы:
2. По компасу.
3. Стрелка
4. Горизонтально
5. На Север
6. Восток Ответы: 2. По компасу.
3. Стрелка
4. Горизонтально
5. На Север
6. Восток
3.Работа по теме урока
Вы правильно ответили на все вопросы и можно вскрывать конверт.
- Что это такое?
- Посмотрим, что еще здесь написано. «Помогите найти клад»! По силам ли нам рассказать, как дойти до клада? Дети высказывают свои мысли. Учитель подводит итог детским предположениям:
* мы не можем подробно рассказать, как дойти до клада;
* мы не можем сказать, какое расстояние придётся пройти;
* на плане написано слово “масштаб”, а мы такое слово не знаем.
Посмотрите на предметы: стакан, спичечный коробок, литровая банка, песочные часы. Для каждого предмета найдите пару (учитель открывает на доске рисунки данных предметов, дети без труда к каждому предмету прикрепляют его рисунок)
Почему вы сделали это легко? Что же такое рисунок?
Рисунок –это изображение предмета таким, каким мы видим его перед собой.
План – вид предмета сверху.
К плану прилагаются условные знаки.
- Как обозначаются дома? Река и мост? Дороги? Разнообразные растения?
- Используя условные обозначения в учебнике, давайте попробуем отыскать клад. Я раздам вам такие же планы как на доске.
Дети делают предположения. Если звучит слово “план”, учитель выставляет это слово на доске ПЛАН
Записать в тетрадь.
Записать в тетрадь.
4.Итог урока
Надо уменьшить изображение.
Уменьшим размеры стола в 10 раз. Длина – 11см, ширина – 7см. Начертите на своих листах план стола. Обязательно укажем масштаб: Масштаб: в 1см -10 см.
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
Самостоятельная работа
5.Оценки за урок с комментированием
Оценивание учеников, комментирование.
6.Домашнее задание
Стр. 35-36 пересказ, работа в тетради стр.12